Проекты Александра Хинштейна

А.Хинштейн провел заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, на котором обсудили проект бюджета на 2021-2023 гг

Государственная Дума
заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. 14.10.2020 г. / фото Б.Тумакова
14 октября 2020 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Первым вопросом повестки стало обсуждение  заключения Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связям  на проект федерального закона  № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», внесенного Правительством Российской Федерации.
А.Хинштейн на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. 14.10.2020 г. / фото Б.Тумакова
Александр Хинштейн отметил , что в заседании Комитета участвуют все заместители министра  цифрового развития и цифровых технологий, представители Министерства финансов и Счетной палаты.
заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. 14.10.2020 г. / фото Б.Тумакова
Заместитель Министра цифрового развития Е.Кисляков отчитался о реализации государственной программы «Информационное общество» , финансирующей подпрограмму «Цифровая экономика», в ее рамках которой реализуются четыре подпрограммы: «Информационная инфраструктура», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе» и «Информационное государство».
Подробнее докладчик остановился на реализации масштабной национальной программы «Цифровая экономика», в которой принимают участие порядка половина всех федеральных органов власти:
«В этом году национальная программа «Цифровая экономика» была серьезно скорректирована в соответствии с указом Президента РФ  №474 «О национальных целях развития РФ». В числе главных целей была названа цифровая трансформация и были определены показатели, которые должны быть достигнуты к 2030 г.: во- первых, — достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т. ч. здравоохранения, образования, государственного управления. Во-вторых, – планируется  увеличение до 95%  доли социально значимых массовых услуг, доступных в электронном виде. Решается еще одна задача в этом направлении —  рост доли домохозяйств, которым будет обеспечена возможность широкополосного доступа в сети интернет  и четырехкратное увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий по сравнению с показателями 2019 года».
Национальная программе подразделяется на семь федеральных проектов.
Основные из них представили на заседании кураторы – заместители министра цифрового развития.
заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. 14.10.2020 г. / фото Б.Тумакова
Проект «Информационная инфраструктура» является вторым по объему финансирования в рамках национальной программы», — сообщил его куратор —  заместитель министра цифрового развития Олег Иванов. Основной целью Проекта является обеспечение роста домохозяйств, обеспеченных доступом в интернет до 97% от их общего числа». Докладчик отметил, что на  реализацию этого проекта с 2021 по 2024 г. запланировано выделение  172,8 млрд. руб. Главные задачи проекта – обеспечение широкополосным доступом в интернет социально значимых объектов (в первую очередь школ) и домохозяйств, установка в школы точек Wi-Fi; создание защищенной цифровой среды для обеспечения органов государственной власти, организаций системы образования доступом в Интернет, в том числе, для обеспечения дистанционного обучения и удаленной работы  в условиях пандемии; обеспечение широкополосного доступа в интернет и услугами мобильной связи  малочисленных и отдаленных населенных пунктов. В связи с принятием Федерального закона от 7 апреля 2020 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» услуги связи должны прийти в села с численностью от 100 человек, одновременно существенно модернизируется и сама система универсальных услуг связи (УУС) и вся нормативно-правовая база подзаконных актов. С ноября  2020 г. запланировано проведение универсальных услуг связи в 23,2 тысячах населенных пунктов,  в них также будет проведена и мобильная связь. Олег Иванов сообщил о подготовке  приказа Министерства цифры с перечнем населенных пунктов, которые будут подсоединены  в первую очередь до 2023 года.
А.Хинштейн, заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. 14.10.2020 г. / фото Б.Тумакова
Александр Хинштейн попросил замминистра уточнить каким образом населенные пункты, нуждающиеся в подключении услуг связи, включаются в список госпрограммы. О.Иванов разъяснил необходимость проведения экспертизы и верификации  технического состояния инфраструктуры  населенных пунктов, к тому же существует проблема сокращения планового финансирования. По этим причинам не все нуждающиеся населенные пункты, о которых заявляют региональные власти могут претендовать на включение в госпрограмму.
Замминистра цифрового развития  отметил также запланированное  завершение проекта по подключению некоторых регионов России к современным услугам связи: по дну Балтийского моря проводится мощная оптико-волоконная связь для обеспечения современным интернетом и телефонией Калининградской области, а также ведутся работы по модернизации и обеспечению УУС и на Чукотке
Еще одним важным проектом является  запуск в 2024 г. на орбиту четырех спутников связи, покрывающих всю территорию РФ, включая северные и арктические районы. С запуском этих спутников появится и подвижная спутниковая связь. В планы министерства включены работы по внедрению к 2024 году производства в России  отечественного абонентского и операторского оборудования, базовых станций, научно-техническое обеспечение и внедрение стандартов  функционирования современных сетей 5-G/IMT-2020 и т.п.
О проекте «Кадры в цифровой экономике» рассказал замминистра Цифрового развития Евгений Кисляков. Задачи проекта — обеспечение доступности для населения дополнительного профессионального образования; обеспечение потребности рынка труда специалистами в сфере информационной безопасности; обеспечение онлайн сервисами образовательных организаций. Министерство уже начало работу по модернизации образовательного процесса по подготовке IT-специалистов. Университет «Иннополис», расположенный под Казанью, выбран  в качестве опорного вуза, который совместно с другими институтами  разрабатывает эталонные обновленные программы подготовки специалистов. Планируется, что до 2024 г. количество студентов, ежегодно принимаемых в вузы на специальности IT, возрастет до 120 тысяч человек. Сейчас на рынке наблюдается острая нехватка специалистов.
Евгений Кисляков затронул актуальную тему обеспечения в период пандемии онлайн сервисами образовательных организаций. Главные задачи, которые стоят перед правительством России — это обеспечение технологиями, инфраструктурой и качественным образовательным  контентом.

О реализации проекта «Информационная безопасность» доложил замминистра цифрового развития Олег Иванов. Задачи этого проекта — повышение уровня защищенности государственных информационных систем и ресурсов; создание центра внедрения современных методов криптографии; создание национального удостоверяющего центра; снижение числа правонарушений с использованием информационных технологий.
К одной из актуальнейших тем, замминистра цифровых технологий  О.Иванов, отнес обеспечение безопасности населения на фоне роста числа преступлений с  использованием информационных технологий. Он сообщил, что в период пандемии отмечается двукратный рост мошеннических звонков. Порядка 70% этих звонков осуществляется из мест лишения свободы и особую актуальность, по его мнению, имеет законопроект, внесенный А.Хинштейном о блокировке  мобильных телефонов в учреждениях пенитенциарной системы.
Александр Хинштейн отметил в этой связи значимость совместной с министерством деятельности в рамках  созданной по его инициативе в Государственной Думе рабочей группы по выработке законодательных предложений, направленных на повышение эффективности в борьбе с преступлениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, для их предотвращения и пресечения.
Олег Михайлов рассказал о создании министерством цифрового развития  киберполигона, который предназначен для отработки поиска уязвимостей и разработки  разных систем защиты от компьютерных и информационных атак и от создания двойников организаций.
Замминистра цифрового развития Олег Пак раскрыл суть проекта «Государственное управление» — это увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде (их должны получать 60% пользователей госуслуг) и цифровизация деятельности органов власти.
А.Волин на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. 14.10.2020 г. / фото Б.Тумакова
Заместитель министра цифрового развития Алексей Волин доложил на Комитете вопрос о финансировании медийного блока. Он сообщил, что показатель финансирования медиасферы остается на уровне прошлых лет – 97 млрд. руб. Выступающий кратко охарактеризовал общие показатели бюджета. «60% расходов имеют ярко выраженную социальную направленность. 25% предназначаются для обеспечения бесперебойной работы телерадиовещения, обеспечивая возможность для 70 млн наших сограждан, проживающих в небольших населённых пунктах, получать гарантированно 20 бесплатных эфирных каналов. Это важнейшая социальная функция государства. 15% бюджета — поддержка региональных СМИ, производство местных новостей и передач. Сюда входит   8 тыс. часов в год теле- и радиопередач на национальных языках народов России и 90 тыс. часов в год — цифровых эфирных врезок на общественном российском ТВ. Это цифровое региональное вещание. Третье направление — 20% общего бюджета направляется на производство социально значимых проектов – культура, образование, поддержка семейных ценностей, поддержка материнства и детства. Доля этих программ составляет от 25 до 30% эфира. Еще одно важное направление информационное обеспечение национальных интересов за рубежом — 35% финансирования идет на обеспечение работы канала «RT», который  имеет потенциальную аудиторию — 1 миллиард человек.   4% объема финансирования идет  на деятельность официальных СМИ.
Председатель Комитета Александр Хинштейн предложил увеличить объем  инфраструктурных  бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение социально-значимой сферы — оказание универсальных услуг связи. В 2020 году  финансирование составило   13 421 662,8 тыс. руб., в 2021 году  до пандемии  было запланировано 14 344 820,7 тыс. руб. и в 2022 году — 14 351923,4 тыс. руб. Однако, в рассматриваемом сейчас Законопроекте о бюджете на 2021 год  объем бюджетных ассигнований по данному направлению существенно уменьшен и предполагается в 2021 году в размере 7 224 627,3 тыс. руб., в 2022 году — 7 245 584,4 тыс. руб., 2023 г. — 7 207 540,5 тыс. руб. Хинштейн сообщил, что двукратное секвестрование этой статьи расходов грозит серьезным невыполнением программы подключения  населенных пунктов к услугам связи и  предложил вернуться к прежним показателям и отразить это решение в заключении Комитета на проект Федерального бюджета.
Детально обсудив все параметры федерального бюджета в цифровой сфере и медиа отрасли депутаты единогласно утвердили проект положительного  решения по этому вопросу.
В повестке заседания Комитета было обозначено еще 5  пунктов, к которым депутаты преступили сразу после рассмотрения вопроса о Федеральном бюджете.

О проекте федерального закона № 849383-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О почтовой связи» (в части обеспечения деятельности организаций почтовой связи).

От авторов законопроект представил  депутат Государственной Думы С.Коткин, от Комитета —  заместитель председателя Комитета М.Кудрявцев.

Докладчики сообщили, что Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О почтовой связи» новой статьей, предусматривающей предоставление в порядке и на условиях, определённых Правительством Российской Федерации, субсидий из федерального бюджета на покрытие части расходов, возникших в связи с оказанием услуг почтовой связи по перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, в целях обеспечения деятельности организаций почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

М.Кудрявцев  отметил, что предоставление субсидий юридическим лицам не является предметом регулирования Федерального закона «О почтовой связи», а регламентируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, он сообщил, что на реализацию законопроекта потребуется дополнительное финансирование, как указано в материалах к законопроекту. При этом, в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования этих расходов. Однако, в Федеральном законе «О федеральном  бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» указанные расходы не предусмотрены, а материалы к законопроекту не содержат информации об иных источниках финансирования.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Правительство Российской Федерации не поддержало принятие законопроекта.

На основании этих фактов, Комитет не поддержал законопроект и рекомендовал Государственной Думе отклонить его в первом чтении.

О проекте федерального закона № 972279-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети «Интернет»).

Внесен депутатами Государственной Думы Ф.С.Тумусовым, Д.А.Иониным, А.В.Терентьевым 15 июня 2020 года.

От авторов на Комитете присутствовал  депутат Государственной Думы Ф.Тумусов, а от Комитета проект доложил первый заместитель председателя Комитета С.Боярский.

Он сообщил, что законопроектом предусматривается установление запрета на ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», в отношении тех организаторов распространения информации в сети «Интернет», сервис которых является официальным сервисом для государственных органов и их должностных лиц по распространению и получению информации о текущей ситуации. Утверждение перечня вышеуказанных операторов распространения информации в сети «Интернет» предлагается возложить на Правительство Российской Федерации.

Также было отмечено еще несколько противоречащих действующему законодательству фактов. Согласно положениям статьи 154 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», решение об ограничении доступа к информационным ресурсам организатора распространения информации принимается судом. При этом, положениями законопроекта предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом не исполнять решения суда по своему усмотрению. Данное положение нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Кроме того, докладчик сообщил, что положениями законопроекта предлагается ввести в понятийный аппарат Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понятие «официальный сервис» под которым предлагается понимать сервис, который используют государственные органы и их должностные лица для распространения информации в целях реализации своих полномочий. При этом, нормы законопроекта не содержат перечня полномочий для реализации которых государственным органам необходимо пользоваться сервисами для распространения информации, которые нарушают Российское законодательство и доступ к которым ограничен на основании решения суда.

С.Боярский обратил внимание на то, что в соответствии с пунктом 5 части 42 статьи 101 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан обеспечивать возможность передачи электронных сообщений по инициативе государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Известно, что обязанности и порядок по распространению информации об экстренных ситуациях и о деятельности государственных органов предусмотрен, в частности, Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О связи» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Таким образом, сделал вывод Сергей Боярский,  необходимость дополнительного законодательного регулирования отношений в части вопросов распространения государственными органами и их должностными лицами официальной информации отсутствует.

Правительство Российской Федерации не поддержало принятие законопроекта.

После обсуждения Законопроект не был поддержан и рекомендован Государственной Думе  к отклонению  в первом чтении.

Был рассмотрен вопрос о проекте федерального закона № 978471-7 «О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в части уточнения порядка размещения знака информационной продукции) и О заключении на проект федерального закона № 832148-7«О внесении изменений в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Внесен депутатами Государственной Думы С.М.Боярским, Е.В.Ревенко 25 июня 2020 года.

Доклад от авторов и от Комитета  сделал  первый заместитель председателя Комитета С.Боярский.

Он сообщил , что в соответствии с требованиями статьи Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» продукция средств массовой информации должна сопровождаться сообщением о возрастных ограничениях, в том числе и содержащиеся в них анонсы зрелищных мероприятий, которые предоставляются распространителями таких анонсов.

Боярский отметил, что рассматриваемым проектом федерального закона уточняется, обязанность по обозначению знаком информационной продукции анонсов зрелищных мероприятий и, соответственно, ответственность за несоответствие знака информационной продукции возлагается на производителя или распространителя анонсов зрелищных мероприятий, а не на редакцию средства массовой информации.

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддержал принятие законопроекта.

Обсудив этот вопрос Комитет принял решение  поддержать законопроект и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.

Комитет предварительно рассмотрел  проекте федерального закона № 1015918-7 «О маркетплейсе». Внесен депутатом Государственной Думы Ф.С.Тумусовым. В соответствии с этой инициативой владельцам операционных систем  предлагается разрешить пользователям устанавливать альтернативные магазины, а также ограничить комиссии при продаже приложения на 20%. К примеру, корпорации «Apple» и «Google» являются монополистами, а пользователи сами должны выбирать, чем пользоваться. Этот проект члены Комитета   направили в рассылку для сбора мнений органов власти и субъектов Российской Федерации.

Внесен депутатами Государственной Думы В.И.Пискаревым, А.К.Исаевым и другими.

Комитет по информационной политике назначен соисполнителем по данному законопроекту.

Доклад от Комитета сделал первый заместитель председателя Комитета С.Боярский. Он ссообщил, что действующей редакцией статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. При этом указанный состав преступления не содержит квалифицирующий такого признака, отягчающего уголовное наказание, как совершение данного преступления с использованием сети «Интернет». Вместе с тем, запрет на пропаганду наркотических средств посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей установлен Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этой связи законопроектом криминализуются, и определяются в качестве квалифицирующего признака, отягчающего уголовное наказание случаи склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с использованием сети «Интернет».

Также законопроектом вводится новый квалифицирующий признак: случаи, если склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов повлекли смерть двух или более потерпевших. При наступлении таких последствий проектом федерального закона вводится уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до дух лет или без такового.

Комитет утвердил положительное заключение на указанный законопроект и направил его в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

О заключении на проект федерального закона № 1010252-7
«Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесен Правительством Российской Федерации.

С докладом от Комитета выступил заместитель председателя Комитета М.Кудрявцев. Он сообщил, что законопроект разработан в целях разграничения полномочий в области эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации данной системы, законопроектом предлагается установить систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации как совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.

Статьей 12 законопроекта вносятся изменения в статью 52 Федерального закона «О связи», согласно которым операторы связи обязаны предоставить соответствующую информацию не только операторам системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру, но и диспетчерам экстренных оперативных служб, определенных в настоящей статье. Необходимо отметить, что ни статья 52 Федерального закона «О связи», ни другие нормы данного Федерального закона не содержат положений о диспетчерах экстренных оперативных служб, в связи с чем, данное положение законопроекта требует уточнения. Также  законопроектом предлагается новая редакция пункта 2 указанной статьи, предусматривающая возмещение расходов операторов связи на присоединение сетей связи не только экстренных оперативных служб, но и системы-112 к сети связи общего пользования и передачу сообщений этих служб пользователям.

Комитет утвердил положительное  заключение Комитета на указанный законопроект и направил его в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

О заключении на проект федерального закона № 1021899-7
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесен Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы Р.Р.Ишсариным.

Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи является  соисполнителем по данному законопроекту.

Доклад от Комитета сделал первый заместитель председателя Комитета С.Боярский . Он  пояснил, что законопроектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», положением в соответствии с которым, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, наделяются правом принимать решения о включении в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов, содержащих в соответствии с заключением эксперта, данном в ходе оперативно-розыскной деятельности, признаки экстремистских материалов. Корреспондирующие изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Он обратил внимание на то, что Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Докладчик сообщил, что предлагаемый законопроект не соответствует уже действующему судебному порядку признания материалов экстремистскими. Законодатель, устанавливая судебный порядок признания материалов экстремистскими, учитывал значимость для общества процесса признания их таковыми с точки зрения соблюдения, закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа свободы слова при всесторонней оценке их содержания только в судебном процессе. Введение альтернативных процессов признания материалов экстремистскими, порождает коллизию норм, регулирующих процесс и основания ограничении доступа к информации, и может привести к их произвольному применению при ограничении доступа к информации.

Комитет утвердил отрицательное  заключение  на указанный законопроект и направил  его в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.