Госдума на пленарном заседании в среду 9 декабря приняла в первом чтении резонансный законопроект о праве Роскомнадзора оказывать меры противодействия за цензуру в отношении российских граждан и СМИ.
Законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и сенатором Алексеем Пушковым 19 ноября 2020 г. Он получил поддержку комитетов по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также по госстроительству и законодательству.
Законопроект вводит статус «владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». Под действие документа подпадают крупнейшие интернет-ресурсы — YouTube, Facebook и Twitter.
По словам разработчика, главы профильного комитета нижней палаты Александра Хинштейна, законопроект распространяется на все ресурсы вне зависимости от места их регистрации, причем, их контент должен быть на русском языке и ориентирован на граждан РФ. При этом парламентарий называл блокировку YouTube на территории РФ крайней мерой сдерживания.
Выступая с докладом на пленарном заседании Госдумы, Хинштейн сообщил, что законопроект № 1058572–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в части обеспечения свободы массовой информации) был подготовлен по обращению Роскомнадзора в связи с участившимися в последнее время фактами проявления, так называемой, интернет-цензуры, когда по немотивированным решениям различными Интернет-ресурсами производится блокировка или ограничение доступа к тем или иным страницам в социальных сетях, каналам в YouTube, принадлежащим гражданам России или связанным с российскими средствами массовой информации. Причем, делается это, по словам Хинштейна, немотивированно, без предъявления каких-либо требований.
«Это –цензура — ограничение по политическому или иному признаку», — заявил автор законопроекта. Он дополнил, что право граждан распространять и собирать информацию является конституционным. И законопроект предлагает механизм реагирования на проявления интернет-цензуры, которые все чаще происходят с российскими гражданами и СМИ. За последние несколько месяцев — более двадцати случаев.
В этой связи законопроект предлагает механизм противодействия интернет-цензуре посредством введения государством специального реестра владельцев – нарушителей, так называемый, «Перечень владельцев информационных ресурсов, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих, в том числе, свободу массовой информации».
Этот реестр будет вести Роскомнадзор, но формироваться он будет по решению Генерального прокурора или его заместителя, которые должны будут производить проверку фактов.
Парламентарий отметил, что в случае, если речь идет об иностранной интернет — компании, такие решения должны приниматься по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Это сделано для того, чтобы всегда была возможность, просчитать и внешнеполитические риски, и учесть позицию Российской Федерации с точки зрения внешней политики.
Решение, принятое Генеральной прокуратурой, направляется в адрес Роскомнадзора, который включает владельца этого ресурса в свой перечень. Далее, Роскомнадзор направляет владельцу мотивированное уведомление, в котором предлагается устранить возникшее нарушение прав и свобод граждан. Если в установленный срок владелец Интернет-ресурса не удовлетворяет законные требования, у Роскомнадзора возникает право на осуществление ряда действий.
Первый механизм реагирования на нарушения – это замедление трафика работы Интернет-ресурса на территории Российской Федерации. Второй – блокировка его работы на территории Российской Федерации. Кроме того, существует и третий механизм — Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает штрафы, и поэтому Роскомнадзор вправе накладывать на владельцев Интернет-ресурсов административное наказание с взысканием соответствующих штрафных санкций.
Хинштейн отметил, что законопроект позволит создать механизмы защиты конституционного права граждан и СМИ на свободу информации, т.к. в настоящее время что-то противопоставить тем, кто демонстрирует приемы интернет-цензуры, мы не в состоянии по причине отсутствия законодательной базы.
«Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает эту инициативу, т.к. она направлена на защиту цифрового суверенитета нашей страны. Компании, которые хотят работать в России, должны уважать ее законодательство и Конституцию, в противном случае –не надо работать в России», — завершил свое выступление автор законопроекта.
Далее Хинштейн ответил на вопросы депутатов. Он перечислил все последние случаи блокировки и осложнения доступа к контенту российских СМИ, которые смело можно отнести к Интернет — цензуре.
Законопроект, по мнению авторов, охватывает действия всех Интернет-ресурсов, безотносительно места их регистрации, в том числе, и тех, которые зарегистрированы на территории нашей страны. Но обязательным условием должно стать то, что эти ресурсы функционируют на русском языке или языках народов Российской Федерации и имеют в своей аудитории именно граждан Российской Федерации.
«То есть, если завтра на YouTube, к примеру, будет заблокирована страница, канал, принадлежащий русскоязычной общине в Америке на Брайтон-Бич, мы этим с вами возмутимся, но повлиять на это, с точки зрения нашего закона, не сможем. И, наверное, это разумно, поскольку нас с вами касаются и волнуют прежде всего права и свободы граждан Российской Федерации», — подчеркнул председатель Комитета по информационной политике информационным технологиям и связи.
Хинштейн отметил, что авторы законопроекта рассчитывают на то, что наиболее жесткая мера, предусмотренная данным документом, в виде полной блокировки работы ресурса на территории Российской Федерации применяться не будет и что механизм, который сегодня мы предлагаем дать в руки государству в лице Генеральной прокуратуры, МИД России и Роскомнадзора, будет являться именно сдерживающим фактором и применяться будет исключительно точечно.
«Я призываю всех, кто заинтересован в сохранении цифрового суверенитета нашей страны присоединиться к работе над законопроектом во втором чтении и многие вопросы при этом могут быть сняты. У России должно быть право защищать своих граждан и это очевидно для всех, кто патриотично относится к нашей стране», — завершил свое выступление А.Хинштейн.
Законопроект был одобрен Государственной Думой в первом чтении.
Согласно публикации ТАСС в СМИ появилась информация о том, что ко второму чтению законопроекта могут быть внесены поправки, придающие документу обратную силу. «Поправки не планируются. Но если новостной ресурс заблокирован до вступления закона в силу, у генерального прокурора РФ есть право реагировать на этот факт, так как это — нарушение длящееся», — уточнил Хинштейн корреспонденту ТАСС. Таким образом, Законопроект распространяется и на случаи дискриминации, возникшие до его вступления в силу, если нарушение не было устранено.