Депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении поправки в Федеральный закон «О государственной охране», направленные на совершенствование полномочий ведомства. Их авторами стали Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, его заместители Эрнест Валеев и Николай Рыжак, а также Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Законопроектом, в частности, предлагается разъяснить порядок применения сотрудниками органов госохраны физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.
«Сотрудники органов государственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники лично или в составе подразделения (группы), а командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим федеральным законом и другими нормативными правовыми актами РФ», — указано в тексте законопроекта. «Применение сотрудниками органов государственной охраны боевой техники осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ», — также сказано в документе.
Также законопроектом предлагается «наделить органы государственной охраны правом определять трассы проезда (передвижения) объектов государственной охраны».
При рассмотрении в первом чтении 20 февраля Александр Хинштейн выступил с докладом на пленарном заседании.
Хинштейн отметил, что с принятия закона «О государственной охране» прошло почти четверть века, и с тех пор изменился и понятийный аппарат и да и сами реалии сегодняшней жизни существенно отличаются от того, что было в России в 1996 году. Законопроект актуализирует и приводит закон «О государственной охране» в соответствие с другими, принятыми за этот период нормами, и предлагает несколько новаций, которые необходимы для полноценного исполнения ФСО своих функций.
Предлагается закрепить за ФСО России право определять трассы проезда и передвижения объектов государственной охраны, и наделить сотрудников ведомства правом применения боевой техники.
«Речь не идёт о превращении ФСО в полноценные вооружённые силы, в филиал Минобороны, — сказал Хинштейн. — Мы закрепляем лишь существующее положение вещей, потому что на вооружении ФСО находятся, например, вертолёты, или необходимые для охраны основной резиденции президента, Московского кремля, бронетранспортёры. Но с правовой точки зрения эти полномочия не закреплены».
У ряда силовых ведомств уже есть такие полномочия — у Минобороны, ФСБ, Росгвардии.