Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово, потребовала усиления работы государственного пожарного надзора, повышение пожарной безопасности, а также контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. Именно этим вопросам посвящен законопроект, по которому задал вопрос Александр Хинтейн при обсуждении в Государственной Думе.
Результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок объектов с массовым пребыванием людей показывают, что сложившаяся система обеспечения пожарной безопасности не отвечает требованиям по обеспечению безопасности. Выявлено 627 объектов, имеющих нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в ходе их капитальной реконструкции. Более 10 тыс. зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тыс. – имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тыс. – в системах автоматического пожаротушения, более 16 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации на 5,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и дымообразующей способностью, 5,9 тыс. объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения. Список выявленных нарушений в обеспечении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей можно было бы продолжить.
Александр Хинштейн, выслушав эту статистику задал вопрос Эрнесту Валееву, представлявшему законопроект :
«В 2006 году, я хорошо помню, в этом зале мы принимали изменения в законодательство, предложенные Правительством России, в котором согласование с органами Госпожнадзора строящихся объектов были исключены. И нас тогда уверяли в том, что это необходимо сделать,чтобы был упрощенный порядок, для того, чтобы не создавать дополнительные коррупционные наднастройки. А теперь мы слышим,что 28000 объектов построено в стране, которые не соответствуют заявленным нормам пожарной безопасности. Вопрос не по сути этого законопроекта, и тем не менее, без него мы не можеманализировать и принимать. Кто будет за это отвечать. Спасибо. Вот ваша оценка, как одного из авторов законопроекта, — правильно был решение Думы от 2006 года?»
Ответ Э.Валеева: В своём докладе достаточно много я привел статистических данных о том, что существующий порядок обеспечения не отвечал требованиям безопасности, именно в связи с этим предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс , в котором полномочия по надзору перевод стадии проектирования ввода в эксплуатацию предлагается подключить МЧС,а не Стройнадзор как это раньше было.
Ну и как показала практика, анализ практики правоприменения, то что мы в 2006 году Федеральным Законом передали вопросы контроля в этих стадиях Строительному надзору привело вот к таким последствиям.
И пример ‚наверное, не единичный когда внешний контроль подменяются контролем внутри отрасли, это не всегда приводит с положительным результатом».
Законопроект предлагает в целях обеспечения единства и полноты правового регулирования деятельности органов федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты, в законопроекте предлагается внести изменения в Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации»,Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты предлагается дополнить нормами, предусматривающими:
обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации установление в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска;
проведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
особенности проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
организацию и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;
отнесение к вопросам местного значения участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров;
утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области обучения мерам пожарной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.