Здание фабрики-кухни бывшего завода им. Масленникова – давно уже стало одним из символов спасения старой Самары от варварского уничтожения. Ни один год градозащитники и культурное сообщество региона пыталось отстоять здание. Но именно вмешательство депутата Госдумы Александра Хинштейна определило его дальнейшую судьбу.
После реставрации на фабрики-кухне откроется Самарский филиал знаменитой «Третьяковки»; так один проект – плавно перерос в другой.
Фабрика-кухня была построена в 1932 году по проекту ленинградского архитектора Екатерины Максимовой в модном тогда стиле конструктивизма. Она спроектировала двухэтажное здание общей площадью 8,2 тыс. метров в форме серпа и молота: правда, это видно лишь с высоты птичьего полета.
Подобные фабрики-кухни появлялись тогда по всей стране. Власти пытались избавить женщин от домашних забот, считая, что трудящиеся должны питаться коллективно. Но только в Самаре фабрика-кухня была спроектирована в виде символа советского государства, что автоматически выделяет ее из общего ряда. Кроме того, Екатерина Максимова использовала многие революционные по тем временам технологии: например, автоматический конвейер, доставляющий еду посетителям.
В 1990‑е фабрика-кухня вместе с имуществом завода им. Масленникова была приватизирована. Объект несколько раз менял и владельцев и предназначение. Здесь последовательно размещались автосалон, магазины, офисы и даже ночной клуб с сауной. Разумеется, при такой чехарде здание продолжало разрушаться, но максимум на что хватило владельцев – обшить стены дешевым пластиковым сайдингом.
Начиная с середины 2000‑х годов самарская культурная и градозащитная общественность начала активную борьбу за спасение здания. Это было обусловлено планами новых собственников по сносу фабрики-кухни и строительства на ее месте коммерческой недвижимости, учитывая крайне выгодное местоположение участка.
В защиту фабрики-кухни проходили многочисленные акции – пикеты, перформансы, велопробеги. О ее судьбе писали ведущие мировые СМИ. А тем временем хозяева – готовили документацию под снос «серпа и молота». Согласно проведенной ими оценке, степень износа здания составила более 80%. При этом оно не являлось памятником и имело лишь статус выявленного объекта культурного наследия.
Перелом в ситуации произошел осенью 2012 года, когда главные идеологи спасения фабрики-кухни – самарские архитекторы Виталий Стадников и Александр Исаков пришли за помощью к Александру Хинштейну, незадолго до этого избранному депутатом Госдумы от Самарской области.
Первое, с чего начал А.Хинштейн – инициировал через прокуратуру г.Москвы судебные ограничения, наложившие запрет на любые конструктивные изменения здания, а тем более снос. После того, как безопасность фабрики-кухни была обеспечена депутат – привлек внимание к уникальному объекту министра культуры РФ Владимира Мединского. В сентябре 2013 года, приехав по приглашению А.Хинштейна с рабочим визитом в Самару, В.Мединский осмотрел фабрику-кухню и предложил создать на ее базе региональный филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Министр также гарантировал выделение средств из федерального бюджета на реставрацию здания при условии регионального софинансирования.
Параллельно – начались переговоры с владельцами объекта (ООО «Росгосстрах-недвижимость»), которым А.Хинштейн предложил передать его в государственную собственность на взаимовыгодных условиях. С учетом невозможности сноса здания, собственники согласились обменять фабрику-кухню на помещения, находящиеся в областной собственности.10.12.2013 года соответствующее соглашение между правительством Самарской области и «Росгосстрах-недвижимость было подписано.
В дальнейшем – здание было передано в федеральную казну и закреплено за Минкультуры России.
К сожалению, по разным причинам задуманный алгоритм не удалось реализован, хотя Минкультуры и заложило бюджетные средства на реставрацию здания. С уходом Александра Хинштейна из Самарской области ситуация не только затормозилась, но и значительно ухудшилась. В результате некачественной работы подрядчиков, вне проекта разобравших крышу, ГУ МЧС пришлось вводить зимой 2017 года режим ЧС на объекте.
После возвращения в регион летом 2018 года А.Хинштейн вместе с Дмитрием Азаровым, являвшимся на тот момент и.о. губернатора, незамедлительно занялись судьбой фабрики-кухни. К тому моменту ГЦСИ уже был ликвидирован и влился в МВЦ «Росизо», однако новому владельцу – судьба одного из множества объектов, разбросанных по стране, оказалась малоинтересной. В июле 2018 года Александр Хинштейн предложил сменить собственника, передав фабрику ‑кухню другому музею, подведомственному Минкультуры. ВВ ходе объявленного им интернет-голосования большинство самарцев высказались за Третьяковку – прославленную Государственную Третьяковскую галерею, обладающую крупнейшей мировой коллекцией классического и современного отечественного искусства.
Серьезных трудов стоило А.Хинштейну убедить руководство Минкультуры и генерального директора Третьяковки Зельфиру Трегулову в правильности смены концепции, однако это удалось. 6 сентября 2019 г. в ходе визита в Самару и осмотра фабрики-кухни и.о.министра культуры РФ Николай Малаков официально объявил о создании на ее базе Самарского филиала ГТГ.
Почти одновременно приказом Минкультуры РФ зданию был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
По замыслу Зельфиры Трегуловой, Самарский филиал Третьяковки будет специализироваться на искусстве XX века; это логично вытекает из его формы (серп и молот). Здесь разместятся, как постоянные экспозиции, так и сменные выставки, в том числе в рамках проводимых мировых турне ГТГ.
Помимо музейной составляющей фабрика-кухня станет крупным образовательно-просветительским центром. В ней появится кинозал, лектории, откроются кружки, художественные студии, резиденции для молодых художников.
В августе 2019 года приказом министра культуры РФ Самарский филиал ГТГ образован, как самостоятельная структурная единица. Здание фабрики-кухни закреплено за ним на правах оперативного управления.
В настоящий момент на объекте начинаются реставрационно-восстановительные работы по проекту, скорректированному с учетом требований Третьяковской галереи. Все расходы приняло на себя Минкультуры России. В федеральном бюджете на 2020–2021 гг на восстановление фабрики-кухни и создание на ее базе музейного комплекса заложено 1 млрд 384 млн. руб. Владимир Мединский придает столь серьезное значение самарскому проекту, что для его координации образовало специальную рабочую группу, возглавляемую заместителем министра Сергеем Обрывалиным.
Все реставрационные и отделочные работы на объекте должны завершиться до конца 2021 года. Полноценно – Самарский филиал ГТГ откроет свои двери весной 2022 года.
Так в результате усилий Александра Хинштейна удалось не только спасти от уничтожения уникальный памятник советского конструктивизма, но и создать беспрецедентную точку культурного роста для региона. Трудно переоценить значение от появления в Самаре такого центра притяжения, как филиал знаменитой Третьяковки – кстати, первый в стране.
Важность и неординарность проекта высоко оценил и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, который ознакомился с ним на выставке «Интермузей».
Фабрика-кухня. Самарский филиал Третьяковской галереи.
г. Самара, ул.Ново-Садовая, 149
Цифры:
1932 – год строительства фабрики-кухни
8209 кв.м. – общая площадь здания
1 млрд 384 млн рублей – запланировано из федерального бюджета на реставрацию и приспособление здания к современным условиям