Проекты Александра Хинштейна

Фабрика-кухня — Самарский филиал Третьяковки.

Объекты культурного наследия

Зда­ние фаб­ри­ки-кух­ни быв­ше­го заво­да им. Мас­лен­ни­ко­ва – дав­но уже ста­ло одним из сим­во­лов спа­се­ния ста­рой Сама­ры от вар­вар­ско­го уни­что­же­ния. Ни один год гра­до­за­щит­ни­ки и куль­тур­ное сооб­ще­ство реги­о­на пыта­лось отсто­ять зда­ние. Но имен­но вме­ша­тель­ство депу­та­та Гос­ду­мы Алек­сандра Хин­штей­на опре­де­ли­ло его даль­ней­шую судьбу.

После рестав­ра­ции на фаб­ри­ки-кухне откро­ет­ся Самар­ский фили­ал зна­ме­ни­той «Тре­тья­ков­ки»; так один про­ект – плав­но пере­рос в другой.

Фаб­ри­ка-кух­ня была постро­е­на в 1932 году по про­ек­ту ленин­град­ско­го архи­тек­то­ра Ека­те­ри­ны Мак­си­мо­вой в мод­ном тогда сти­ле кон­струк­ти­виз­ма. Она спро­ек­ти­ро­ва­ла двух­этаж­ное зда­ние общей пло­ща­дью 8,2  тыс. мет­ров в фор­ме сер­па и моло­та: прав­да, это вид­но лишь с высо­ты пти­чье­го полета.

Подоб­ные фаб­ри­ки-кух­ни появ­ля­лись тогда по всей стране. Вла­сти пыта­лись изба­вить жен­щин от домаш­них забот, счи­тая, что тру­дя­щи­е­ся долж­ны питать­ся кол­лек­тив­но. Но толь­ко в Сама­ре фаб­ри­ка-кух­ня была спро­ек­ти­ро­ва­на в виде сим­во­ла совет­ско­го госу­дар­ства, что авто­ма­ти­че­ски выде­ля­ет ее из обще­го ряда. Кро­ме того, Ека­те­ри­на Мак­си­мо­ва исполь­зо­ва­ла мно­гие рево­лю­ци­он­ные по тем вре­ме­нам тех­но­ло­гии: напри­мер, авто­ма­ти­че­ский кон­вей­ер, достав­ля­ю­щий еду посетителям.

В 1990‑е фаб­ри­ка-кух­ня вме­сте с иму­ще­ством заво­да им. Мас­лен­ни­ко­ва была при­ва­ти­зи­ро­ва­на. Объ­ект несколь­ко раз менял и вла­дель­цев и пред­на­зна­че­ние. Здесь после­до­ва­тель­но раз­ме­ща­лись авто­са­лон, мага­зи­ны, офи­сы и даже ноч­ной клуб с сау­ной. Разу­ме­ет­ся, при такой чехар­де зда­ние про­дол­жа­ло раз­ру­шать­ся, но мак­си­мум на что хва­ти­ло вла­дель­цев – обшить сте­ны деше­вым пла­сти­ко­вым сайдингом.

Начи­ная с сере­ди­ны 2000‑х годов самар­ская куль­тур­ная и гра­до­за­щит­ная обще­ствен­ность нача­ла актив­ную борь­бу за спа­се­ние зда­ния. Это было обу­слов­ле­но пла­на­ми новых соб­ствен­ни­ков по сно­су фаб­ри­ки-кух­ни и стро­и­тель­ства на ее месте ком­мер­че­ской недви­жи­мо­сти, учи­ты­вая крайне выгод­ное место­по­ло­же­ние участка.

В защи­ту фаб­ри­ки-кух­ни про­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные акции – пике­ты, пер­фор­ман­сы, вело­про­бе­ги. О ее судь­бе писа­ли веду­щие миро­вые СМИ. А тем вре­ме­нем хозя­е­ва – гото­ви­ли доку­мен­та­цию под снос «сер­па и моло­та». Соглас­но про­ве­ден­ной ими оцен­ке, сте­пень изно­са зда­ния соста­ви­ла более 80%. При этом оно не явля­лось памят­ни­ком и име­ло лишь ста­тус выяв­лен­но­го объ­ек­та куль­тур­но­го наследия.

Пере­лом в ситу­а­ции про­изо­шел осе­нью 2012 года, когда глав­ные идео­ло­ги спа­се­ния фаб­ри­ки-кух­ни – самар­ские архи­тек­то­ры Вита­лий Стад­ни­ков и Алек­сандр Иса­ков при­шли за помо­щью к Алек­сан­дру Хин­штей­ну, неза­дол­го до это­го избран­но­му депу­та­том Гос­ду­мы от Самар­ской области.

Пер­вое, с чего начал А.Хинштейн – ини­ци­и­ро­вал через про­ку­ра­ту­ру г.Москвы судеб­ные огра­ни­че­ния, нало­жив­шие запрет на любые кон­струк­тив­ные изме­не­ния зда­ния, а тем более снос. После того, как без­опас­ность фаб­ри­ки-кух­ни была обес­пе­че­на депу­тат – при­влек вни­ма­ние к уни­каль­но­му объ­ек­ту мини­стра куль­ту­ры РФ Вла­ди­ми­ра Медин­ско­го. В сен­тяб­ре 2013 года, при­е­хав по при­гла­ше­нию А.Хинштейна с рабо­чим визи­том в Сама­ру, В.Мединский осмот­рел фаб­ри­ку-кух­ню и пред­ло­жил создать на ее базе реги­о­наль­ный фили­ал Госу­дар­ствен­но­го цен­тра совре­мен­но­го искус­ства (ГЦСИ). Министр так­же гаран­ти­ро­вал выде­ле­ние средств из феде­раль­но­го бюд­же­та на рестав­ра­цию зда­ния при усло­вии реги­о­наль­но­го софинансирования.

Парал­лель­но – нача­лись пере­го­во­ры с вла­дель­ца­ми объ­ек­та (ООО «Росгос­страх-недви­жи­мость»), кото­рым А.Хинштейн пред­ло­жил пере­дать его в госу­дар­ствен­ную соб­ствен­ность на вза­и­мо­вы­год­ных усло­ви­ях. С уче­том невоз­мож­но­сти сно­са зда­ния, соб­ствен­ни­ки согла­си­лись обме­нять фаб­ри­ку-кух­ню на поме­ще­ния, нахо­дя­щи­е­ся в област­ной собственности.10.12.2013 года соот­вет­ству­ю­щее согла­ше­ние меж­ду пра­ви­тель­ством Самар­ской обла­сти и «Росгос­страх-недви­жи­мость было под­пи­са­но.

В даль­ней­шем – зда­ние было пере­да­но в феде­раль­ную каз­ну и закреп­ле­но за Мин­куль­ту­ры России.

К сожа­ле­нию, по раз­ным при­чи­нам заду­ман­ный алго­ритм не уда­лось реа­ли­зо­ван, хотя Мин­куль­ту­ры и зало­жи­ло бюд­жет­ные сред­ства на рестав­ра­цию зда­ния. С ухо­дом Алек­сандра Хин­штей­на из Самар­ской обла­сти ситу­а­ция не толь­ко затор­мо­зи­лась, но и зна­чи­тель­но ухуд­ши­лась. В резуль­та­те нека­че­ствен­ной рабо­ты под­ряд­чи­ков, вне про­ек­та разо­брав­ших кры­шу, ГУ МЧС при­шлось вво­дить зимой 2017 года режим ЧС на объекте.

После воз­вра­ще­ния в реги­он летом 2018 года А.Хинштейн вме­сте с Дмит­ри­ем Аза­ро­вым, являв­шим­ся на тот момент и.о. губер­на­то­ра, неза­мед­ли­тель­но заня­лись судь­бой фаб­ри­ки-кух­ни. К тому момен­ту ГЦСИ уже был лик­ви­ди­ро­ван и влил­ся в МВЦ «Роси­зо», одна­ко ново­му вла­дель­цу – судь­ба одно­го из мно­же­ства объ­ек­тов, раз­бро­сан­ных по стране, ока­за­лась мало­ин­те­рес­ной. В июле 2018 года Алек­сандр Хин­штейн пред­ло­жил сме­нить соб­ствен­ни­ка, пере­дав фаб­ри­ку ‑кух­ню дру­го­му музею, под­ве­дом­ствен­но­му Мин­куль­ту­ры.  ВВ ходе объ­яв­лен­но­го им интер­нет-голо­со­ва­ния боль­шин­ство самар­цев выска­за­лись за Тре­тья­ков­ку – про­слав­лен­ную Госу­дар­ствен­ную Тре­тья­ков­скую гале­рею, обла­да­ю­щую круп­ней­шей миро­вой кол­лек­ци­ей клас­си­че­ско­го и совре­мен­но­го оте­че­ствен­но­го искусства.

Серьез­ных тру­дов сто­и­ло А.Хинштейну убе­дить руко­вод­ство Мин­куль­ту­ры и гене­раль­но­го дирек­то­ра Тре­тья­ков­ки Зель­фи­ру Тре­гу­ло­ву в пра­виль­но­сти сме­ны кон­цеп­ции, одна­ко это уда­лось. 6 сен­тяб­ря 2019 г. в ходе визи­та в Сама­ру и осмот­ра фаб­ри­ки-кух­ни и.о.министра куль­ту­ры РФ Нико­лай Мала­ков офи­ци­аль­но объ­явил о созда­нии на ее базе Самар­ско­го фили­а­ла ГТГ.

Почти одно­вре­мен­но при­ка­зом Мин­куль­ту­ры РФ зда­нию был при­сво­ен ста­тус объ­ек­та куль­тур­но­го насле­дия феде­раль­но­го значения.

По замыс­лу Зель­фи­ры Тре­гу­ло­вой, Самар­ский фили­ал Тре­тья­ков­ки будет спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся на искус­стве XX века; это логич­но выте­ка­ет из его фор­мы (серп и молот). Здесь раз­ме­стят­ся, как посто­ян­ные экс­по­зи­ции, так и смен­ные выстав­ки, в том чис­ле в рам­ках про­во­ди­мых миро­вых турне ГТГ.

Поми­мо музей­ной состав­ля­ю­щей фаб­ри­ка-кух­ня ста­нет круп­ным  обра­зо­ва­тель­но-про­све­ти­тель­ским цен­тром. В ней появит­ся кино­зал, лек­то­рии, откро­ют­ся круж­ки, худо­же­ствен­ные сту­дии, рези­ден­ции для моло­дых художников.

В авгу­сте 2019 года при­ка­зом мини­стра куль­ту­ры РФ Самар­ский фили­ал ГТГ обра­зо­ван, как само­сто­я­тель­ная струк­тур­ная еди­ни­ца. Зда­ние фаб­ри­ки-кух­ни закреп­ле­но за ним на пра­вах опе­ра­тив­но­го управления.

В насто­я­щий момент на объ­ек­те начи­на­ют­ся рестав­ра­ци­он­но-вос­ста­но­ви­тель­ные рабо­ты по про­ек­ту, скор­рек­ти­ро­ван­но­му с уче­том тре­бо­ва­ний Тре­тья­ков­ской гале­реи. Все рас­хо­ды при­ня­ло на себя Мин­куль­ту­ры Рос­сии. В феде­раль­ном бюд­же­те на 2020–2021 гг на вос­ста­нов­ле­ние фаб­ри­ки-кух­ни и созда­ние на ее базе музей­но­го ком­плек­са зало­же­но 1 млрд 384 млн. руб.  Вла­ди­мир Медин­ский при­да­ет столь серьез­ное зна­че­ние самар­ско­му про­ек­ту, что для его коор­ди­на­ции обра­зо­ва­ло спе­ци­аль­ную рабо­чую груп­пу, воз­глав­ля­е­мую заме­сти­те­лем мини­стра Сер­ге­ем Обрывалиным.

Все рестав­ра­ци­он­ные и отде­лоч­ные рабо­ты на объ­ек­те долж­ны завер­шить­ся до кон­ца 2021 года. Пол­но­цен­но – Самар­ский фили­ал ГТГ откро­ет свои две­ри вес­ной 2022 года.

Так в резуль­та­те уси­лий Алек­сандра Хин­штей­на уда­лось не толь­ко спа­сти от уни­что­же­ния уни­каль­ный памят­ник совет­ско­го кон­струк­ти­виз­ма, но и создать бес­пре­це­дент­ную точ­ку куль­тур­но­го роста для реги­о­на. Труд­но пере­оце­нить зна­че­ние от появ­ле­ния в Сама­ре тако­го цен­тра при­тя­же­ния, как фили­ал зна­ме­ни­той Тре­тья­ков­ки – кста­ти, пер­вый в стране.

Важ­ность и неор­ди­нар­ность про­ек­та высо­ко оце­нил и пред­се­да­тель пра­ви­тель­ства РФ Дмит­рий Мед­ве­дев, кото­рый озна­ко­мил­ся с ним на выстав­ке «Интер­му­зей».

Фаб­ри­ка-кух­ня. Самар­ский фили­ал Тре­тья­ков­ской галереи. 

г. Сама­ра, ул.Ново-Садовая, 149

Циф­ры:

1932 – год стро­и­тель­ства фабрики-кухни

8209 кв.м. – общая пло­щадь здания

1 млрд 384 млн руб­лей – запла­ни­ро­ва­но из феде­раль­но­го бюд­же­та на рестав­ра­цию и при­спо­соб­ле­ние зда­ния к совре­мен­ным условиям