Проекты Александра Хинштейна

ИНТЕРВЬЮ Переход России в онлайн — это жизненная необходимость Александр Хинштейн рассказал, как цифровизация помогает бороться с коронавирусом ВИДЕО

Видео

После того как стра­на из-за коро­на­ви­ру­са  пере­шла на «уда­лён­ку», мно­гие нако­нец по-насто­я­ще­му оце­ни­ли необ­хо­ди­мость раз­ви­тия циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Гла­ва дум­ско­го Коми­те­та по информ­по­ли­ти­ке и СМИ Алек­сандр Хин­штейн рас­ска­зал «Пар­ла­мент­ской газе­те», на каком уровне циф­ро­ви­за­ции мы сей­час нахо­дим­ся, как отли­чить прав­ду от фей­ка и ждать ли изда­те­лям ком­пен­са­ций за паде­ние тира­жей газет из-за пандемии?

- Алек­сандр Евсе­е­вич, на ваш взгляд, какие отрас­ли и сфе­ры спра­ви­лись с пере­хо­дом в элек­трон­ный фор­мат, а где ещё нуж­но мно­гое сделать?

- Сего­дняш­няя ситу­а­ция с коро­на­ви­ру­сом ста­ла серьёз­ным испы­та­ни­ем для стра­ны в целом и для инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в част­но­сти. Акту­аль­ность «циф­ры» сей­час высо­ка как нико­гда, её при­сут­ствие в сво­ей жиз­ни ощу­тил каж­дый чело­век, нахо­дя­щий­ся в усло­ви­ях само­изо­ля­ции или карантина.

В целом уро­вень циф­ро­ви­за­ции в стране доста­точ­но высо­кий, орга­ны госвла­сти, соц­за­щи­ты и биз­нес отно­си­тель­но быст­ро пере­шли в режим онлайн. Но гово­рить о том, что нам надо радо­вать­ся резуль­та­ту и почи­вать на лав­рах, я бы воз­дер­жал­ся. Есть целый ряд сущ­ност­ных и систем­ных про­блем, кото­рые сво­дят­ся, по сути, к одно­му: суще­ству­ю­щая сего­дня систе­ма не была изна­чаль­но настро­е­на на жёст­кие усло­вия моби­ли­за­ции жиз­ни в чрез­вы­чай­ных обстоятельствах.

Сего­дня депу­та­ты наше­го коми­те­та плот­но зани­ма­ют­ся про­бле­мой, свя­зан­ной с орга­ни­за­ци­ей дистан­ци­он­но­го обу­че­ния школь­ни­ков. Это очень важ­ная тема, учи­ты­вая, что на кону конец учеб­но­го года, всту­пи­тель­ные экза­ме­ны в вузы и сред­ние про­фес­си­о­наль­ные учеб­ные заве­де­ния. К сожа­ле­нию, тут есть серьёз­ные сущ­ност­ные про­бле­мы. Они свя­за­ны с тем, что у нас нет пока сто­про­цент­но­го покры­тия стра­ны Интер­не­том. Эта про­бле­ма нахо­дит­ся в ста­дии реше­ния. Ещё мень­ше тер­ри­то­рия покры­тия у интер­нет-свя­зи, поз­во­ля­ю­щей уве­рен­но обес­пе­чи­вать транс­ля­цию теле­ви­зи­он­но­го сиг­на­ла. К тому же у нас отсут­ству­ют сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные и про­шед­шие гос­экс­пер­ти­зу учеб­ные мате­ри­а­лы, пред­на­зна­чен­ные для дистан­ци­он­но­го обу­че­ния. Сей­час вся эта рабо­та в крат­чай­шие сро­ки нала­жи­ва­ет­ся, что­бы школь­ни­ки мог­ли спо­кой­но зани­мать­ся дома.

Пере­чис­лять мож­но мно­го, но оче­вид­но одно: коро­на­ви­рус, пан­де­мия — это серьёз­ный вызов для всех нас и для циф­ро­ви­за­ции стра­ны. И если кто-то изна­чаль­но кри­тич­но отно­сил­ся к «циф­ре», то сей­час в усло­ви­ях пан­де­мии и новых интер­нет-реа­лий дол­жен при­знать, что пере­ход стра­ны из офлайн в онлайн — это жиз­нен­ная необходимость.

- Пре­зи­дент Рос­сии 1 апре­ля под­пи­сал закон об уже­сто­че­нии уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти за рас­про­стра­не­ние фей­ков о ЧС. Понят­но, что вину в каж­дом кон­крет­ном слу­чае опре­де­лит суд, а как про­сто­му граж­да­ни­ну доступ­но объ­яс­нить, где та грань меж­ду, услов­но, скры­ва­е­мой чинов­ни­ка­ми неудоб­ной прав­дой и фей­ком, за кото­рый пола­га­ет­ся тюрьма?

- Дей­стви­тель­но, сего­дня тира­жи­ро­ва­ние фейк-ньюс уста­нов­ле­ны уве­ли­чен­ная ответ­ствен­ность и штра­фы, кото­рые могут дости­гать несколь­ких мил­ли­о­нов руб­лей. Как чело­ве­ку опре­де­лить, где фейк, а где прав­да? На мой взгляд, по источ­ни­ку этой информации.

Есть целый ряд сущ­ност­ных и систем­ных про­блем, кото­рые сво­дят­ся, по сути, к одно­му: суще­ству­ю­щая сего­дня систе­ма не была изна­чаль­но настро­е­на на жёст­кие усло­вия моби­ли­за­ции жиз­ни в чрез­вы­чай­ных обстоятельствах.

Когда вы что-то поку­па­е­те в мага­зине, вы смот­ри­те не толь­ко на цену, но и на про­из­во­ди­те­ля това­ра. Вы оце­ни­ва­е­те: извест­ная это мар­ка или нет, заслу­жи­ва­ет ли она дове­рия. То же самое и в сфе­ре инфор­ма­ции. Если источ­ник — какой-то непо­нят­ный сайт, осо­бен­но заре­ги­стри­ро­ван­ный не в домен­ной зоне RU или «РФ», то с высо­кой веро­ят­но­стью — это фейк. Но если с заяв­ле­ни­ем высту­па­ют губер­на­тор, министр или мэр горо­да, то веро­ят­ность фей­ка срав­ни­тель­но мала.

- Пра­ви­тель­ство 30 мар­та внес­ло изме­не­ния в спи­сок непро­до­воль­ствен­ных това­ров пер­вой необ­хо­ди­мо­сти, в том чис­ле исклю­чив из него печат­ные СМИ. По оцен­ке изда­те­лей, этот шаг при­ве­дёт к оста­нов­ке всей отрас­ли. Как к этой ситу­а­ции отно­сят­ся в про­филь­ном коми­те­те Гос­ду­мы и какие меры сле­до­ва­ло бы пред­при­нять в этой ситуации?

- Гла­ва Мин­пром­тор­га Денис Ман­ту­ров 3 апре­ля напра­вил всем губер­на­то­рам пись­мо, в кото­ром при­зы­ва­ет обес­пе­чить непре­рыв­ную рабо­ту типо­гра­фий и изда­тельств с целью сохра­не­ния инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти стра­ны. С одной сто­ро­ны, мы пони­ма­ем опа­се­ния изда­те­лей, но так­же пони­ма­ем и то, что самое глав­ное сей­час — обес­пе­чить непре­рыв­ный выпуск пери­о­ди­че­ских изда­ний и их достав­ку под­пис­чи­кам. Да, в пери­од пан­де­мии роз­ни­ца сокра­тит­ся, это непри­ят­но, но не тра­гич­но. Этот тяжё­лый пери­од нам при­дёт­ся пере­жить всем вместе.

Уже по ито­гам это­го пери­о­да необ­хо­ди­мо будет понять, какие реаль­ные поте­ри понес­ла отрасль. Толь­ко тогда мож­но будет обсуж­дать воз­мож­ность каких-то ком­пен­са­ций. Я не утвер­ждаю, что они будут в обя­за­тель­ном поряд­ке, я гово­рю, что сна­ча­ла надо диа­гно­сти­ро­вать про­бле­му, а потом её обсуждать.