Глава комитета Александр Хинштейн напомнил, что законопроект был принят в первом чтении 17 сентября 2019 года.
«Предпринимается первая попытка создать единый информационный ресурс, в котором будут аккумулированы основные сведения обо всех гражданах России и обо всех лицах, временно приезжающих на территорию нашей страны», — сказал председатель Комитета.
«В настоящий момент этот закон крайне актуален в условиях короновирусной инфекции. Мы все видели, как регионы столкнулись проблемой фиксации граждан, которые приехали из других стран, в том числе, с негативной эпидемиологической обстановкой. На примере своей территории — Самарской области, могу сказать, что данные по гражданам, местам их проживания и регистрации значительно отличались от реальной картины, и, к сожалению, из-за этого не всегда удавалось принимать меры, оказания медицинской помощи, быстрые меры по контролю изоляции и это во многом — результат отсутствия единого реестра», — отметил Хинштейн .
По словам А.Хинштейна, ко второму чтению законопроект претерпел значительные изменения, депутаты совместно с экспертами качественно и скрупулёзно доработали закон, потому что все понимают его важность, значимость четкого регламента действий с персональными данными, а главное, — обеспечение безопасности и сохранения баз данных.
Проект направлен на упрощение поиска информации о людях, ускорение процесса получения документов и рассмотрения обращений граждан.
В базу войдут как основные данные (фамилия, имя, отчество гражданина, пол, возраст, реквизиты документов, удостоверяющих личность, ИНН, СНИЛС), так и дополнительные: семейное положение, информация о родственных связях и детях. В регистр также включат сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно или временно проживающих или работающих в России.
По словам Хинштейна, к проекту уже поступило 46 поправок, из них 16 рекомендованы к принятию. Меняется понятийный аппарат документа, уточняется, что информационный ресурс будет называться «регистром».
«Законопроект дополняется возможностью совершения нотариальных действий с использованием регистра», — уточнил Хинштейн. Также предусматривается, что физлица и их законные представители смогут запрашивать в системе данные о себе. Если они обнаружили неточности, то должны будут отправить запрос в уполномоченные органы, которые обязаны исправить неточности в течение пяти рабочих дней.
На заседании выступил замглавы ФНС В.Г.Колесников. Он сообщил, что регистр населения, является вершиной огромной работы, проведенной по систематизации реестра ЗАГС, — а это более 8 000 000 записей и ещё 540 000 000 архивных данных с 1926 года и сведений МВД России. Данные этих двух ведомств, включающие в себя основные идентификаторы личности — паспорт, место рождения и т.д. станут основой, так называемого, «золотого профиля», который будет дополняться сведениями 12-ти остальных поставщиков, перечисленных в 10 статье закона. Это, примерно, 30 видов сведений о каждом гражданине России.
«Жизнь, и особенно последние события, показали, что у нас нет объективного учета понятий семьи, домохозяйства, соответственно, госорганы не имеют информации, какой среднедушевой доход семьи, что необходимо для оказания адресных мер социальной поддержки. Вот какую задачу мы пытаемся сейчас решить, в том числе, и с помощью этого закона», — сказал В. Колесников.
Реестр населения позволит на основании профиля человека, его семейных связей, используя информационные ресурсы других ведомств, рассчитать доходы семьи, среднедушевые доходы, что даст возможность Правительству и Президенту оказывать адресно те виды помощи, которые будут нужны в каждом конкретном случае. При этом, каждый гражданин будет иметь возможность получать данные о себе на едином портале государственных услуг, контролировать их и, в случае необходимости, корректировать их.
Поправки к законопроекту были поддержаны Комитетом и рекомендованы к принятию во втором чтении, которое, по предварительным данным, должно состоятся в пятницу 17 апреля. Законопроект, в случае его принятия, вступит в силу с 1 января 2022 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления их в силу.