Проекты Александра Хинштейна

Председатель ИТ-комитета подвел итоги работы в осеннюю сессию-2023

Государственная Дума

В чет­верг, 21 декаб­ря, пред­се­да­тель дум­ско­го Коми­те­та по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн в пресс-цен­тре МИА «Рос­сия сего­дня» под­вел ито­ги рабо­ты за осен­нюю сессию.

Так, Коми­тет вел рабо­ту над 36 зако­но­про­ек­та­ми, завер­шил 6, вне­се­ны на рас­смот­ре­ние Гос­ду­мой 6, из них 4 были при­ня­ты в трех чте­ни­ях и ста­ли феде­раль­ны­ми законами.

Ко вто­ро­му чте­нию под­го­тов­лен зако­но­про­ект об «отмене теле­ком-раб­ства» — Алек­сандр Хин­штейн выра­зил уве­рен­ность, что в весен­нюю сес­сию он будет вне­сен на рас­смот­ре­ние в Гос­ду­му. При­ня­тие ини­ци­а­ти­вы ждет вся стра­на: рос­си­яне, живу­щие в мно­го­квар­тир­ных домах, полу­чат воз­мож­ность само­сто­я­тель­но выби­рать интернет-оператора.

Отдель­но Алек­сандр Хин­штейн выде­лил пакет зако­но­про­ек­тов, уси­ли­ва­ю­щих ответ­ствен­ность за утеч­ку и исполь­зо­ва­ние укра­ден­ных персданных

«Широ­кий резо­нанс полу­чи­ла наша ини­ци­а­ти­ва, зако­но­про­ект, вне­сен­ный мной в соста­ве груп­пы депу­та­тов и сена­то­ров от «Еди­ной Рос­сии», уси­ли­ва­ю­щая ответ­ствен­ность за утеч­ки пер­со­наль­ных дан­ных. Напом­ню, что в паке­те преду­смот­ре­но не толь­ко рез­кое уве­ли­че­ние штраф­ных санк­ций, вплоть до обо­рот­ных штра­фов, но и вве­де­ние уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти за обо­рот укра­ден­ных пер­сдан­ных. И да, кос­нет­ся зако­но­про­ект и попу­ляр­ных сер­ви­сов «про­би­ва», вро­де бота «Глаз Бога» — с Telegram, как пло­щад­кой, ведет­ся кон­струк­тив­ный, хоть и непро­стой диалог».

Пред­се­да­тель ИТ-коми­те­та под­черк­нул, что утеч­ки пер­сдан­ных нераз­рыв­но свя­за­ны с про­бле­мой кибер­мо­шен­ни­че­ства — госу­дар­ство про­дол­жа­ет актив­но бороть­ся с ним, до чет­вер­ти заре­ги­стри­ро­ван­ных пре­ступ­ле­ний в Рос­сии так или ина­че свя­за­ны с инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми и теле­ко­мом. Гос­ду­ма при­ня­ла зако­но­про­ект, преду­смат­ри­ва­ю­щий уси­ле­ние адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти за пере­да­чу средств свя­зи в коло­нии, тюрь­мы и изо­ля­то­ры и вво­дит уго­лов­ную ответ­ствен­ность за это, при­зван решить про­бле­му мошен­ни­че­ских «схем», нити кото­рых ухо­дят на «зоны».

«Резуль­та­ты борь­бы ощу­ти­мы — с одной сто­ро­ны отме­чен исход мошен­ни­ков в мес­сен­дже­ры, осо­бой попу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся у них WhatsApp от запре­щен­ной в Рос­сии Meta. С дру­гой, фик­си­ру­ет­ся уве­ли­че­ние сто­и­мо­сти теле­фо­на на «чер­ном» рын­ке: если в 2020‑м в мос­ков­ском СИЗО за него про­си­ли 50 тыс. руб­лей, то теперь цена — 200–250 тыс. руб­лей. Ины­ми сло­ва­ми, пре­ступ­но­сти все слож­нее про­но­сить в УИС сред­ства связи».

Алек­сандр Хин­штейн отме­тил, что боль­шая рабо­та уже про­ве­де­на для реа­ли­за­ции Стра­те­гии раз­ви­тия отрас­ли свя­зи до 2035 года. 

«В ее рам­ках меж­ве­дом­ствен­ная рабо­чая груп­па, в кото­рую вхо­жу и я, гото­вит до кон­ца года пред­ста­вить кон­цеп­цию Циф­ро­во­го кодек­са — базо­во­го сво­да зако­на, систе­ма­ти­зи­ру­ю­ще­го суще­ству­ю­щие раз­роз­нен­ные нор­ма­тив­ные доку­мен­ты, свя­зан­ные с циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, ИТ, инфор­ма­ци­ей и свя­зью. Уве­рен, что за 2024–2025 годы мы суме­ем раз­ра­бо­тать кодекс. К рабо­те соби­ра­ем­ся при­влечь не толь­ко отрасль и экс­пер­тов, но и про­стых рос­си­ян — пред­ло­же­ния будут при­ни­мать­ся в циф­ро­вом виде».

Были назва­ны и пла­ны Коми­те­та по рабо­те в 2024 году. Сре­ди них, напри­мер, про­дол­жить рабо­ту по уси­ле­нию кон­тро­ля за про­да­жей сим-карт, в том чис­ле и ино­стран­ным гражданам. 

«Вно­сим в Гос­ду­му зако­но­про­ект, кото­рый поз­во­лит Рос­ком­над­зо­ру при­ни­мать реше­ния о про­ве­де­нии вне­пла­но­вых про­ве­рок, необ­хо­ди­мых для опе­ра­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния на инци­ден­ты, в том чис­ле для выяв­ле­ния при­чин их воз­ник­но­ве­ния и предот­вра­ще­ния новых уте­чек дан­ных. Но обя­зан­ность согла­со­ва­ния про­вер­ки с орга­на­ми про­ку­ра­ту­ры мы пред­ла­га­ем сохра­нить, это исклю­чит рис­ки излиш­не­го адми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния на бизнес».