Проекты Александра Хинштейна

«Без любви к своей малой родине, к своему ореолу обитания любовь к стране невозможна!» Александр Хинштейн провел открытый урок-лекцию для преподавателей истории и студентов исторических факультетов.

Новости

В жиз­ни каж­до­го чело­ве­ка важ­ную роль игра­ют его учи­те­ля. Отно­ше­ние к исто­рии, кото­рая, как извест­но — «шаг в буду­щее» — фор­ми­ру­ет­ся тоже в шко­ле. От того, настоль­ко заин­те­ре­со­ван педа­гог в сво­ем пред­ме­те, насколь­ко ярки­ми будут его уро­ки , часто зави­сит миро­воз­зре­ние моло­до­го чело­ве­ка, его жиз­нен­ный путь и судьба.

Исто­ри­че­ский парк «Рос­сия – Моя исто­рия» в Самар­ской обла­сти объ­яви­ло о нача­ле цик­ла откры­тых уро­ков, кото­рые будут вести учи­те­ля исто­рии. Пер­вый откры­тый урок-лек­цию про­вел депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы, член Цен­траль­но­го сове­та Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства Алек­сандр Хинштейн.

По пред­став­ле­нию при­сут­ству­ю­щих в зале, Алек­сандр Хин­штейн дол­жен был начать лек­цию с отве­та на вопрос: «Поче­му нас исто­рия ниче­му не учит?».Так было заяв­ле­но в анон­се меро­при­я­тия, одна­ко, депу­тат начал с актуального…

«Я обра­тил­ся в мини­стер­ство обра­зо­ва­ния РФ с целью узнать суще­ству­ют ли в насто­я­щее вре­мя учеб­ни­ки или какой-то дру­гой мате­ри­ал по исто­рии род­но­го края. Мне при­шлось соби­рать инфор­ма­цию со всей стра­ны. Я хотел эту инфор­ма­цию све­сти в одну таб­ли­цу. Таб­ли­ца полу­чи­лась, но она при­ве­ла меня в уны­ние. Учеб­ни­ки, по кото­рым идет пре­по­да­ва­ние, настоль­ко раз­ные, что уви­деть в них какую-то систе­му, не гово­ря уже о еди­ном под­хо­де, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Изда­ния хао­тич­ны. Есть край­но­сти. Напри­мер, в Крас­но­дар­ском крае пре­по­да­ет­ся «Куба­но­ве­де­ние» с 1 по 11 класс. «Куба­но­ве­де­ние» – пред­мет о при­ро­де Куба­ни, гео­гра­фия Кубани. 

Не знаю, насколь­ко оправ­да­но имен­но такое пре­по­да­ва­ние, но совер­шен­но точ­но, нам в Самар­ском реги­оне такой пред­мет вво­дить надо. Я вижу в зале есть пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые зна­ют о том, что подоб­ная рабо­та в Самар­ской обла­сти ведет­ся. Сей­час завер­ша­ет­ся рабо­та над учеб­ни­ка­ми. Для 4 клас­са – это будет учеб­ник «Рас­ска­зы Самар­ско­го края», для 6 ‑7 клас­сов — это «Исто­рия Самар­ско­го края». 

Поче­му я счи­таю это важ­ным? Поче­му мне важ­но сей­час услы­шать вашу пози­цию? Пото­му что пат­ри­о­тизм, любовь к родине, к род­ной зем­ле начи­на­ет­ся с пат­ри­о­тиз­ма, в хоро­шем смыс­ле сло­ва, — мест­но­го. Когда пат­ри­о­тизм – это нечто общее: мы за все хоро­шее про­тив все­го пло­хо­го, он, к сожа­ле­нию, ни к чему не при­во­дит. А когда ты осо­зна­ешь, что ты живешь в окру­же­нии живой исто­рии, что в сосед­нем доме жил Герой Совет­ско­го Сою­за, а на этом, напри­мер, месте сто­я­ла бата­рея зенит­чиц, кото­рая сби­ла немец­кий само­лет, доле­тев­ший до нас в кон­це 1941 года, или здесь про­хо­дил парад 1941 года. Тогда рож­да­ет­ся поко­ле­ние, кото­рое может сохра­нить страну. 

Но сей­час у нас, в Самар­ском реги­оне, до сих пор никто не взял­ся за систе­ма­ти­за­цию геро­ев и выда­ю­щих­ся лич­но­стей, про­жи­вав­ших у нас. Мы – Рос­сий­ское воен­но-исто­ри­че­ское обще­ство, — сей­час ведем боль­шую рабо­ту по уве­ко­ве­чи­ва­нию памя­ти геро­ев. Толь­ко сего­дня откры­ли мемо­ри­аль­ную дос­ку Герою Совет­ско­го Сою­за Ива­ну Лаза­ре­ви­чу Куз­не­цо­ву. Мы рабо­ту ведем, но еди­но­го сво­да и систе­мы у нас нет. Нет ни дат, не лич­но­стей. Меня не было в реги­оне 2 года и я с ужа­сом для себя обна­ру­жил, что мы про­пу­сти­ли дату, кото­рую сто­и­ло бы отме­тить. Это 100-летие созда­ния КОМУЧА про­воз­гла­сив­ше­го имен­но Сама­ру вре­мен­ной сто­ли­цей Рос­сии. Мы и в 1918 году были объ­яв­ле­ны сто­ли­цей, и в годы вой­ны. И об этом фак­те не сто­ит забывать.

Далее после­до­ва­ли вопро­сы ауди­то­рии: «Во мно­гих шко­лах такая рабо­та, уро­ки по исто­рии Самар­ско­го края ведет­ся,- начал свой вопрос сту­дент энер­ге­ти­че­ско­го кол­ле­джа, — но они, к сожа­ле­нию, дела­ют­ся для «галоч­ки». На уровне рефе­ра­та о кон­крет­ном исто­ри­че­ском собы­тии. Уро­ки реги­о­но­ве­де­ния тре­бу­ют допол­ни­тель­ных часов для учи­те­лей, доплат и мето­ди­че­ских мате­ри­а­лов. Не потре­бу­ет­ся ли для вве­де­ния тако­го пред­ме­та в обя­за­тель­ную про­грам­му допол­ни­тель­ных бюд­жет­ных средств?»

Алек­сандр Хин­штейн не в пол­ной мере согла­сил­ся со слу­ша­те­лем его лек­ции: «Я не думаю, что речь идет о боль­ших бюд­жет­ных сред­ствах. Что нам нуж­но для того, что­бы вести этот пред­мет? Еди­ная мето­ди­ка, еди­ная модель учеб­ни­ка, кото­рый даль­ше мож­но было бы при­ме­нять, набор нор­ма­тив­ных доку­мен­тов… Если будут еди­ные под­хо­ды, тогда про­бле­ма, о кото­рой Вы гово­ри­те, у нас не будет. Эти сред­ства уже зало­же­ны для веде­ния обра­зо­ва­тель­но­го процесса».

«Без люб­ви к сво­ей малой родине, к сво­е­му орео­лу оби­та­ния, сре­де оби­та­ния, люб­ви к стране быть не может. И в этом нет ника­ко­го местеч­ко­во­го пат­ри­о­тиз­ма, выпя­чи­ва­ния, ведь мы в первую оче­редь любим кого? Сво­их маму и папу, сво­их род­ствен­ни­ков, сво­их детей. Мы через них вос­при­ни­ма­ем поня­тие Роди­на, и через зем­лю, на кото­рой ты родил­ся на кото­рой ты живешь, и чем боль­ше людей у нас будут узна­вать какие-то инте­рес­ные вещи об исто­рии сво­е­го края, о выда­ю­щих­ся самар­цах, тем будет лучше». 

Обра­тив­шись в зал с вопро­сом «под­дер­жи­ва­е­те ли вы вве­де­ние реги­о­но­ве­де­ния», Алек­сандр Хин­штейн услы­шал шум одоб­ре­ния и сло­во «Да».

Перей­дя в режим диа­ло­га, слу­ша­те­ли зада­ли еще один веч­но акту­аль­ный вопрос : «Не при­ве­дет ли реги­о­но­ве­де­ние, к раз­роз­нен­но­сти насе­ле­ния, к рай­он­но­му наци­о­на­лиз­му, так как в Рос­сии есть такие взры­во­опас­ные реги­о­ны как Татар­стан, Рес­пуб­ли­ка Чечня,Северный Кав­каз, Тыва. и др. Не при­ве­дет ли это к нара­щи­ва­нию наци­о­на­лиз­ма, как это было в 90‑е годы? Когда чуть не отде­ли­лись Татар­стан и Чечня?»

Алек­сандр Хин­штейн отве­тил: «Хоро­ший вопрос и пра­виль­ный… Такая угро­за есть все­гда. Вот ров­но для того, что­бы это­го не слу­чи­лось, нам и нуж­на еди­ная мето­до­ло­гия, еди­ный под­ход к пре­по­да­ва­нию мест­ной исто­рии. Кро­ме того, в наци­о­наль­ных рес­пуб­ли­ках сего­дня реги­о­но­ве­де­ние уже есть. Вопрос в под­хо­де. Исто­рия стра­ны очень слож­ная. Мы уни­каль­ная стра­на. Рос­сия явля­лась самой круп­ной импе­ри­ей. Но импе­ри­ей наобо­рот. Ее нель­зя срав­ни­вать с Бри­тан­ской импе­ри­ей, Осман­ской, дру­ги­ми. Мы же обра­зо­ва­лись бла­го­да­ря доб­ро­воль­но­му при­со­еди­не­нию, а не пора­бо­ще­нию и рас­тво­ре­нию доми­ни­о­нов, как это было, напри­мер, в Евро­пе… У Рос­сии дру­гой путь, как и в про­шлом, так и у будущее».

Завер­шая диа­лог с исто­ри­ка­ми, Алек­сандр Хин­штейн вспом­нил сло­ва Васи­лия Клю­чев­ско­го: «Исто­рия не учи­тель­ни­ца, а стро­гая над­зи­ра­тель­ни­ца: она ниче­му не учит, а толь­ко нака­зы­ва­ет за незна­ние уро­ков». И поже­лал моло­дым учи­те­лям, сту­ден­там и школь­ни­кам, и всем при­сут­ству­ю­щим в зале пом­нить сло­ва выда­ю­ще­го­ся рос­сий­ско­го исто­ри­ка, что­бы нико­го стро­гая над­зи­ра­тель­ни­ца Исто­рия не успе­ла наказать.