Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, недавно вошедшего в общественный совет МВД, сегодня представил концепцию реформы правоохранительных органов, предусматривающую реорганизацию МВД, Следственного комитета России (СКР) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
Заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, Александр Хинштейн прокомментировал данную концепцию.
«Представленная концепция является абсолютно фантастической. В случае, если заложенные здесь предложения будут реализованы, это приведет: во-первых, к коллапсу всей правоохранительной и следственной системы, во-вторых, к развалу системы правоохраны и, как следствие, к росту преступности», — рассказал депутат.
«Основные тезисы, которые заложены в этой концепции, крайне сомнительны. В частности, авторы утверждают, что их преимущество в том, что не потребуются дополнительные расходы на проведение данной реформы. Однако, даже самый беглый анализ этой концепции показывает, что эти расходы не только возникнут, но и составят трудноподсчитываемую цифру. Речь пойдет о десятках, а возможно и сотнях млрд. рублей», — подчеркнул Хинштейн.
Основное изменение, которое предлагают эксперты, — это создание на базе МВД, СКР и ФСКН полиций трех уровней: муниципальной, региональной и федеральной, автономных друг от друга и ответственных перед гражданскими властями и сообществами соответствующего уровня.
«Фактически логика авторов концепции в том, чтобы взять и поделить всю имеющуюся сегодня правоохранительно-следственную систему, слив это в один котел, а затем распределив по трем уровням ответственности. При этом те проблемы, которые стоят сегодня, в первую очередь, перед органами внутренних дел, такой подход не только не решит, а наоборот только ухудшит», — отметил депутат.
В частности, концепция предлагает сокращение численности полицейского состава до уровня 400–450 полицейских на сто тысяч населения. На сегодняшний день, средняя численность полицейских в РФ составляет 547 человек на сто тысяч населения. Таким образом, состав полиции предстоит сократить примерно еще на 15–20%.
Между тем одной из главных проблем сегодня является недоступность правосудия для населения, особенно в небольших районах, там где в ходе реформы было сокращенно почти 2000 самостоятельных подразделений МВД.
Напомним, что идеология ранее проводимой реформы заключалась в необходимости вывести органы внутренних дел из под влияния местной региональной власти. Невозможностью оказывать на них давление в их деятельности. Переход же на эту систему грозит именно созданием «ручной» полиции на уровне регионов и муниципалитетов.
«Также абсолютно невозможно согласиться с их идеей о последовательной ликвидации функции надзора прокуратурой. Напротив, практика показывает, что именно сокращение реальных надзорных механизмов уже повлекло за собой масштабные массовые нарушения прав и интересов граждан, ухудшение работы органов предварительного следствия.
Если, как предлагают авторы, прокуратуру требуется постепенно освободить от функции неограниченного надзора с тем, чтобы повысить качество надзора за деятельностью полиции, то это приведет прямо к обратным последствиям.
Такой же утопией можно назвать и предлагаемое создание Федерального агентства криминальной статистики. На сегодняшний день проблема с ведением статистических учетов государством решена, и эти полномочия переданы прокуратуре, как органу надзирающему за МВД. Именно поэтому сейчас нет опасения, что эта статистика может быть сфальсифицированна.
В целом, предлагаемая концепция, конечно, может быть поводом для дискуссии, обсуждений, споров, но в том виде в котором она сегодня представлена говорить о какой либо ее практической реализации просто не предоставляется возможным.
Негативные последствия от реализации этой концепции даже трудно себе представить. Это ровно тот случай когда хотели как лучше, а получилось как всегда».