Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн назвал концепцию реформы МВД, предложенную Кудриным, «ненаучной фантастикой»

Новости

Коми­тет граж­дан­ских ини­ци­а­тив (КГИ) Алек­сея Куд­ри­на, недав­но вошед­ше­го в обще­ствен­ный совет МВД, сего­дня пред­ста­вил кон­цеп­цию рефор­мы пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, преду­смат­ри­ва­ю­щую реор­га­ни­за­цию МВД, След­ствен­но­го коми­те­та Рос­сии (СКР) и Феде­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том нар­ко­ти­ков (ФСКН).

Заме­сти­тель пред­се­да­те­ля коми­те­та ГД по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции, Алек­сандр Хин­штейн про­ком­мен­ти­ро­вал дан­ную концепцию.

«Пред­став­лен­ная кон­цеп­ция явля­ет­ся абсо­лют­но фан­та­сти­че­ской. В слу­чае, если зало­жен­ные здесь пред­ло­же­ния будут реа­ли­зо­ва­ны, это при­ве­дет: во-пер­вых, к кол­лап­су всей пра­во­охра­ни­тель­ной и след­ствен­ной систе­мы, во-вто­рых, к раз­ва­лу систе­мы пра­во­охра­ны и, как след­ствие, к росту пре­ступ­но­сти», — рас­ска­зал депутат.

«Основ­ные тези­сы, кото­рые зало­же­ны в этой кон­цеп­ции, крайне сомни­тель­ны. В част­но­сти, авто­ры утвер­жда­ют, что их пре­иму­ще­ство в том, что не потре­бу­ют­ся допол­ни­тель­ные рас­хо­ды на про­ве­де­ние дан­ной рефор­мы. Одна­ко, даже самый бег­лый ана­лиз этой кон­цеп­ции пока­зы­ва­ет, что эти рас­хо­ды не толь­ко воз­ник­нут, но и соста­вят труд­но­под­счи­ты­ва­е­мую циф­ру. Речь пой­дет о десят­ках, а воз­мож­но и сот­нях млрд. руб­лей», — под­черк­нул Хинштейн.

Основ­ное изме­не­ние, кото­рое пред­ла­га­ют экс­пер­ты, — это созда­ние на базе МВД, СКР и ФСКН поли­ций трех уров­ней: муни­ци­паль­ной, реги­о­наль­ной и феде­раль­ной, авто­ном­ных друг от дру­га и ответ­ствен­ных перед граж­дан­ски­ми вла­стя­ми и сооб­ще­ства­ми соот­вет­ству­ю­ще­го уровня.

«Фак­ти­че­ски логи­ка авто­ров кон­цеп­ции в том, что­бы взять и поде­лить всю име­ю­щу­ю­ся сего­дня пра­во­охра­ни­тель­но-след­ствен­ную систе­му, слив это в один котел, а затем рас­пре­де­лив по трем уров­ням ответ­ствен­но­сти. При этом те про­бле­мы, кото­рые сто­ят сего­дня, в первую оче­редь, перед орга­на­ми внут­рен­них дел, такой под­ход не толь­ко не решит, а наобо­рот толь­ко ухуд­шит», — отме­тил депутат.

В част­но­сти, кон­цеп­ция пред­ла­га­ет сокра­ще­ние чис­лен­но­сти поли­цей­ско­го соста­ва до уров­ня 400–450 поли­цей­ских на сто тысяч насе­ле­ния. На сего­дняш­ний день, сред­няя чис­лен­ность поли­цей­ских в РФ состав­ля­ет 547 чело­век на сто тысяч насе­ле­ния. Таким обра­зом, состав поли­ции пред­сто­ит сокра­тить при­мер­но еще на 15–20%.

Меж­ду тем одной из глав­ных про­блем сего­дня явля­ет­ся недо­ступ­ность пра­во­су­дия для насе­ле­ния, осо­бен­но в неболь­ших рай­о­нах, там где в ходе рефор­мы было сокра­щен­но почти 2000 само­сто­я­тель­ных под­раз­де­ле­ний МВД.

Напом­ним, что идео­ло­гия ранее про­во­ди­мой рефор­мы заклю­ча­лась в необ­хо­ди­мо­сти выве­сти орга­ны внут­рен­них дел из под вли­я­ния мест­ной реги­о­наль­ной вла­сти. Невоз­мож­но­стью ока­зы­вать на них дав­ле­ние в их дея­тель­но­сти. Пере­ход же на эту систе­му гро­зит имен­но созда­ни­ем «руч­ной» поли­ции на уровне реги­о­нов и муниципалитетов.

«Так­же абсо­лют­но невоз­мож­но согла­сить­ся с их иде­ей о после­до­ва­тель­ной лик­ви­да­ции функ­ции над­зо­ра про­ку­ра­ту­рой. Напро­тив, прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что имен­но сокра­ще­ние реаль­ных над­зор­ных меха­низ­мов уже повлек­ло за собой мас­штаб­ные мас­со­вые нару­ше­ния прав и инте­ре­сов граж­дан, ухуд­ше­ние рабо­ты орга­нов пред­ва­ри­тель­но­го следствия.

Если, как пред­ла­га­ют авто­ры, про­ку­ра­ту­ру тре­бу­ет­ся посте­пен­но осво­бо­дить от функ­ции неогра­ни­чен­но­го над­зо­ра с тем, что­бы повы­сить каче­ство над­зо­ра за дея­тель­но­стью поли­ции, то это при­ве­дет пря­мо к обрат­ным последствиям.

Такой же уто­пи­ей мож­но назвать и пред­ла­га­е­мое созда­ние Феде­раль­но­го агент­ства кри­ми­наль­ной ста­ти­сти­ки. На сего­дняш­ний день про­бле­ма с веде­ни­ем ста­ти­сти­че­ских уче­тов госу­дар­ством реше­на, и эти пол­но­мо­чия пере­да­ны про­ку­ра­ту­ре, как орга­ну над­зи­ра­ю­ще­му за МВД. Имен­но поэто­му сей­час нет опа­се­ния, что эта ста­ти­сти­ка может быть сфальсифицированна.

В целом, пред­ла­га­е­мая кон­цеп­ция, конеч­но, может быть пово­дом для дис­кус­сии, обсуж­де­ний, спо­ров, но в том виде в кото­ром она сего­дня пред­став­ле­на гово­рить о какой либо ее прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции про­сто не предо­став­ля­ет­ся возможным.

Нега­тив­ные послед­ствия от реа­ли­за­ции этой кон­цеп­ции даже труд­но себе пред­ста­вить. Это ров­но тот слу­чай когда хоте­ли как луч­ше, а полу­чи­лось как всегда».