В Самаре поселился Буратино
Новая скульптура появилась рядом с музеем-усадьбой Алексея Толстого. В этом году город празднует 130-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка. И памятник любимому герою — лучший подарок горожанам к этой дате.
Чудо — в каждом из нас
Саму церемонию открытия обставили с шиком, превратив в праздник для самых маленьких горожан. Напротив музея-усадьбы в воскресенье остановился вагончик — как будто из сказки про бродячих артистов, превратившийся в импровизированную сцену. Музыка, танцы, песни, любимые герои: Мальвина, Буратино, Пьеро, мимы с воздушными шариками, колпаки для всех гостей праздника. Сюрпризом стало появление на празднике папы Карло — большой механической ростовой куклы, которая поздоровалась с малышами. Многие ребята пришли сюда в костюмах. Данила Стрельченко нарядился Буратино, даже золотой ключик с собой прихватил.
— Это моя любимая сказка, — с восторгом рассказывает мальчишка. — Мне всегда больше всего главный герой нравился, и Арлекино еще. А теперь такой красивый памятник у нас появился!
Правда, главного героя торжества посетителям показали далеко не сразу. Бронзовую фигуру на место — перед входом в музей (в этом доме Толстой провел свои детские годы) — установили заранее. Персонажа сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» изваял скульптор, член Союза художников России Степан Карслян. Но от любопытных взглядов фигурку спрятали в волшебной шкатулке, чтобы открыть ее, понадобился… да-да, волшебный золотой ключик. Его на праздник принес почетный гость Дмитрий Иосифов, именно он много лет назад исполнил роль Буратино в знаменитой кинопостановке сказки Толстого, появившейся на экране в 1975 году.
— Я очень рад, что в Самаре появился Буратино, — сказал актер со сцены. — Это напоминание о том, что сказка жива, пока в нее веришь. Мораль нашей версии истории немного отличается от итальянского первоисточника. Там Пиноккио должен был меняться, чтобы его нос стал маленьким. У нас Буратино должен изменить мир вокруг себя, сделать его лучше. И тогда ему открывается секрет: то счастье, которое он искал, находится буквально у него под носом, дома, в каморке старого папы Карло. И я надеюсь, что эта фигура станет напоминанием: не стоит искать чудо где-то там, нужно открыть волшебство в себе и своих близких. Пусть у каждого вновь начнет работать тот детский «внутренний моторчик», и вам захочется менять жизнь, превращать ее в сказку.
Подарок для города
Поворот золотого ключика, чудесная мелодия, и вот — стены шкатулки раздвигаются, взрывается конфетти и глазам собравшихся предстает задорный мальчишка в колпаке с длинным носом. Эта часть памятника точно станет самой любимой у горожан, которые уже единодушно решили: нос нужно обязательно потереть, чтобы в жизни появились счастье и благополучие. Но детвора была счастлива уже здесь и сейчас: ведь это такое чудо — «вживую» увидеть любимого героя.
— Я всегда мечтала увидеть Буратино — и вот он передо мной, такой большой и красивый. Очень понравилось яркое представление, красочно все было, настроение отличное, — Аня Марьева буквально светится от радости. — Теперь все смогут точно знать, кто такой Буратино и как он выглядит.
Кстати, на установку скульптуры не было потрачено ни копейки бюджетных денег. Как отметил депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн, все работы были оплачены исключительно на частные средства: сборы и пожертвования.
— Я очень рад, что к юбилею Алексея Николаевича Толстого мы провели не только реконструкцию музея-усадьбы, — поделился своими эмоциями глава г. о. Самара Дмитрий Азаров, также побывавший на празднике. — Вместе с моими товарищами по комитету «Культурная Самара» удалось воплотить идею об установке скульптуры Буратино, высказанную общественностью. Эта фигура будет привлекать внимание самых маленьких жителей нашего города к творчеству замечательного писателя, это поможет им открыть дверь в мир сказки, русской литературы, благодаря которой жива душа нашего народа.
Также мэр и другие гости праздника осмотрели усадьбу А.Н. Толстого, в которой в этом году провели ремонт. Были отреставрированы фасады зданий, входящих в архитектурный ансамбль, благоустроены внутренний двор и пешеходная зона на ул. Фрунзе. Второй этаж дома-музея специально к юбилею писателя превращен в интерактивный лабиринт, воссоздающий антураж сказки про Буратино. Все это стало настоящим подарком для самарских ребят, для которых посещение музея станет еще более увлекательным приключением.
Мероприятия, приуроченные к 130-летию со дня рождения великого писателя, проходят не только в рамках музейного комплекса. Так, 2 сентября по инициативе Александра Хинштейна и председателя Думы г. о. Самара Александра Фетисова 11 тысяч самарских школьников получили в подарок книжки о Буратино.
Комсомольская правда.
В Самаре появился Буратино
В Самаре появилась еще одна скульптурная композиция. В прошедшее воскресенье исполнитель главной роли известного фильма «Приключения Буратино» Дмитрий Иосифов буквально открыл золотым ключиком дверцу, пусть и картонную, за которой скрывался бронзовый мальчуган Это не первая скульптура киноперсонажа, украсившая столицу региона. Важно, что на их создание не было затрачено ни одной бюджетной копейки. Все композиции созданы на частные пожертвования
Не деревянный, а бронзовый мальчик с золотым ключиком в руках установлен рядом с домом-музеем Алексея Толстого, 130-летие которого праздновали в воскресенье. И открытие скульптуры сказочному персонажу прошло соответственно. Уже с раннего утра движение по улице Фрунзе было перекрыто, проезжая часть превратилась в сцену, а ремонтный трамвай, остановившийся напротив музея, был декорирован в кукольный театр Карабаса Барабаса. Бронзового мальчика Буратино ростом 175 сантиметров изготовил скульптор Степан Карслян. От первых эскизов, заготовок из глины и, наконец, до отливки прошел ровно год. Как признался самарский папа Карло, создавал он Буратино по образу исполнителя главной роли в известном советском фильме Дмитрия Иосифова. Он вышел в 1975 году, но до сих пор остается одним из любимейших как у нынешней детворы, так и у взрослых. И на открытие скульптуры приехал повзрослевший на целых 38 лет Буратино. «Это замечательная идея – поставить знак, посвященный персонажу сказки, — сказал артист. — Золотой ключик символизирует счастье, а таинственная дверь, за которой находится другой мир, оказывается совсем рядом, за нарисованным очагом. И сколько надо было пройти трудностей, чтобы это понять. Я хочу пожелать, чтобы жители Самары и гости города, глядя на скульптуру, вспоминали это замечательное произведение, я желаю, чтобы всем хотелось менять жизнь и хотелось творить сказку у себя дома». Получив золотой ключик от шестиметровой ростовой куклы, изображающей папу Карло, Дмитрий Иосифов в буквальном смысле открыл скульптуру, которая находилась за дверцей картонного очага. «Символично, что бронзовый Буратино навсегда поселился в Самаре, в такой теплый солнечный день, — сказал депутат госдумы РФ Александр Хинштейн. — Я уверен, что не одно поколение детей будет приходить сюда, и я уверен, что длинный нос его скоро станет блестящим, ведь потереть его захочет каждый». С открытием скульптуры поздравили горожан председатель городской думы Александр Фетисов и глава города Дмитрий Азаров.
Волжская коммуна.
Потри нос на счастье…
В Самаре отметили день рождения бронзового мальчика
В минувшее воскресенье движение по ул. Фрунзе было перекрыто не из-за аварии или дорожных работ — там разместился большой уличный театр, совсем как в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Яркие наряды, разноцветные шары, веселая музыка создавали атмосферу праздника у всех собравшихся возле музея-усадьбы Алексея Толстого взрослых и детей.
К 130-летию со дня рождения писателя усадьбу, где он провел детские годы, отреставрировали: привели в порядок фасады зданий, входящих в архитектурный ансамбль, благоустроили внутренний двор и тротуар на ул. Фрунзе, второй этаж дома-музея специально к юбилею писателя превратили в интерактивный лабиринт, воссоздающий антураж сказки про Золотой ключик.
Одним из первых посетил обновленный литературный музей глава Самары Дмитрий Азаров.
— Я очень рад, что к юбилею Алексея Николаевича Толстого мы провели не только реконструкцию музея-усадьбы, — отметил мэр. — Но и вместе с моими товарищами по комитету «Культурная Самара» нам удалось воплотить высказанную общественностью идею установки скульптуры Буратино.
На торжество был приглашен исполнитель роли Буратино в знаменитой киносказке о Золотом ключике 1975 года Дмитрий Иосифов.
— Я еще не видел скульптуру, но мне сказали, что он очень похож на меня, — сказал повзрослевший Буратино. И каково же было удивление Дмитрия, когда он, достав из кармана гигантского папы Карло Золотой ключик, открыл им волшебную дверь и увидел бронзового мальчика, как две капли воды похожего на себя прежнего. Словно в кино.
— Эта фигура будет привлекать внимание самых маленьких жителей нашего города к творчеству замечательного писателя, — добавил глава города Дмитрий Азаров, — поможет им открыть дверь в мир сказки, в мир русской литературы, благодаря которой живы наше государство и душа нашего народа.
— Я уверен, что не одно поколение детей будет приходить сюда, что этот длинный нос скоро станет блестящим, потому что потереть его на счастье захочет каждый, — пошутил депутат Госдумы Александр Хинштейн и пожелал ребятам быть такими же веселыми, неунывающими и неугомонными как Буратино, слушаться, в отличие от Бура-тино, своих пап и мам и никогда не обменивать «Азбуку» на пять золотых. Он также отметил, что на изготовление скульптурной композиции не было потрачено ни одного рубля из городского бюджета, а работы были оплачены исключительно на частные средства.
Салютом из ярких звезд и воздушных шаров завершилась церемония открытия скульптуры бронзового мальчика с Золотым ключиком прямо возле ворот усадьбы, где провел свои детские годы автор этого поучительного, любимого детьми и взрослыми персонажа.
Самарская газета.
Новейшие приключения Буратино
15 сентября в Самарском литературно-мемориальном музее торжественно открыли скульптурную композицию «Буратино». В рамках праздника посетителям предлагалось посмотреть театральное представление и раскрасить свою Страну Дураков, что бы это ни означало на самом деле.
Мероприятие началось при большом скоплении народа. Улица Фрунзе, заблаговременно перекрытая, не звенела трамваями – двадцатым и «тройкой», но обзавелась кукольным театром с импровизированной сценой, откуда доносились тематически подобранные песни. «Он очень скоро будет тут! Скажите, как его зовут?» И хоть большинство собравшихся прекрасно знали, что скоро тут будет депутат Александр Хинштейн и мэр города Дмитрий Азаров, они не начали выкрикивать их фамилии по слогам. И правильно сделали, потому что помимо депутата и мэра появились еще и председатель городской думы Александр Фетисов и исполнитель роли Буратино в знаменитом фильме – Дмитрий Иосифов, то-то получилось бы неудобно, начни толпа скандировать «Хин-штейн!»
Дети, заботливо собранные руководителями детских образовательных учреждений, были выстроены по росту, пересчитаны и оформлены полосатыми колпачками; съемочные группы местных телеканалов боролись за лучшие места, журналисты включали диктофоны, чтобы впоследствии безошибочно передать миру слова городского главы.
«Самара отмечает 130-летние со дня рождения знаменитого писателя Алексея Толстого, — сказал Глава. — После реставрации открывается музей-усадьба литератора. Идея установки скульптуры Буратино появилась благодаря инициативе общественности. Она была рассмотрена на заседаниях комитета «Культурная Самара», поддержана и одобрена. Я очень рад, что сегодня у дома-музея появилась великолепная скульптурная композиция — этот веселый, замечательный человечек. Уверен, что, в том числе, и она теперь будет привлекать самых маленьких жителей города к творчеству Алексея Толстого, открывать дверь в мир сказки, в мир русской литературы, благодаря которой еще живо наше государство, жива душа нашего народа!»
На фоне этого академически сдержанного высказывания особенно веселой прозвучала шутка Александра Хинштейна. Депутат сказал, что красной нитью в сказке «Золотой Ключик» проходит мысль о пагубности зарывания денег в Стране дураков.
«Если у вас есть лишние пять золотых, — продолжал шутить депутат, — то лучше отдайте их нам с Дмитрием Игоревичем, а мы их используем на благо города». И еще Александр Хинштейн порекомендовал тереть длинный буратинов нос – на счастье.
Далее слово получил бывший киношный Буратино – Дмитрий Иосифов. От государственных служащих его отличала форма одежды: джинсы против темно-серых костюмов и галстуков в тон.
«Золотой ключик — это символ счастья, который открывает таинственную дверь, о которой мы все мечтаем, — напомнил он собравшимся. — Но где находится эта дверь?»
Толпа взволнованно загудела, ожидая откровения.
«Совсем недалеко, у нас дома, за холстом. Не нужно ходить далеко и искать счастье. Оно рядом. Оно у нас дома», — порадовал толпу актер.
Тут исполинских размеров папа Карло (анимированная кукла, высота 6 метров) преподнес ему символический Золотой ключ. И бывший Буратино организованно отправился символически открывать расписной домик из картона, что скрывал до поры скульптурную композицию. И символически этот домик открыл. И взглядам открылась фигура Буратино, вопреки ожиданиям не деревянная, а цинично бронзовая, что дало прекрасный повод горожанам злословить, обсуждая. «Позеленеет», — говорили одни. «Раньше сопрут», — возражали другие. И каждая группа была по-своему права: бронзовые статуи зеленеют, и их иногда в Самаре воруют.
Ириски «золотой ключик» совершенно бесплатно раздавали детям артисты театра «Пластилиновый дождь», кто на ходулях, кто с раскрашенным в белый цвет лицом. Погода была хороша. «А в Москве-то дожди», — то и дело произносил кто-то с удовлетворением.
Примечательно, что городской праздник чуть не ознаменовался потасовкой: съемочная группа одного из телеканалов в своем стремлении сделать идеальный кадр, вступила в противоборство с охраной. Охрана выглядела опасной и вела себя агрессивно. Но обошлось. Что же касается акции «Раскрась свою страну Дураков», то никаких оконтуренных территорий России на асфальте замечено не было; очевидно, организаторы вообще имели в виду нечто совершенно иное.
В итоге бронзовый деревянный мальчишка широко улыбается, сжимая вечный золотой ключик, и уже идут мимо трамваи ‑привет Мальчишу! – нет, это из совсем другого литературного произведения, и совсем даже не графского пера. Буратино улыбается, страна Дураков наверняка раскрашена, родители подхватили исполнивших культурно-массовый долг детей, и пошли на Лениградскую – есть блины, мороженое и слушать перуанских певцов, что буквально обосновались на главной самарской улице, и валят концерт за концертом.
Новая газета в Поволжье.
Памятник Буратино торжественно открыли в Самаре
В рамках торжественных мероприятий, посвященных 130-летию со дня рождения писателя Алексея Николаевича Толстого, в городе накануне состоялось открытие скульптурной композиции «Буратино».
Как сообщается на сайте администрации Самары, бронзовая фигура установлена возле дома №155 по улице Фрунзе, где сочинитель провел свои детские годы, а ныне располагается муниципальный литературный музей. В празднике приняли участие глава Самары Дмитрий Азаров, депутат ГосДумы Александр Хинштейн, председатель городского парламента Александр Фетисов.
«Я очень рад, что к юбилею Алексея Николаевича Толстого мы провели не только реконструкцию музея-усадьбы, – отметил Дмитрий Азаров. – Вместе с моими товарищами по комитету «Культурная Самара» нам удалось воплотить идею об установке скульптуры Буратино, высказанную общественностью».
В Самаре открыли памятник Буратино
Бронзовая статуя появилась у ворот литературного музея в честь 130-летия со дня рождения писателя Алексея Толстого, автора детской повести «Золотой ключик».
Автором памятника стал тольяттинский скульптор Степан Корслян. Бронзовый Буратино держит в высокой поднятой руке золотой ключик, а у его ног лежит большая книга.
На церемонии открытия монумента присутствовал актёр Дмитрий Иосифов, который и сыграл главного героя в фильме.
Русская служба новостей
В Самаре к юбилею Алексея Толстого открыли памятник Буратино
Бронзовая скульптура героя сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» установлена в честь 130-летия писателя у ворот самарского литературного музея, сообщила в воскресенье директор учреждения Людмила Савченко.
«Установка скульптуры приурочена к 130-летию со дня рождения Алексея Толстого, которое празднуется в этом году. В Самаре писатель провел свои детские годы», — сказала она РИА Новости.
Памятник создавался на основе образа главного героя советского фильма «Приключения Буратино». Дмитрий Иосифов, сыгравший Буратино в этом фильме, присутствовал на открытии композиции. Автор памятника — тольяттинский скульптор Степан Корслян. Композиция выглядит следующим образом: бронзовый Буратино стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног — большая книга.
К юбилею Алексея Толстого в музее открылась также выставка, посвященная приключениям Буратино. Посетители смогут увидеть итальянскую площадь, урок грамоты с Мальвиной и мастерскую папы Карло.
РИА Новости
Самара отпраздновала юбилей Алексея Толстого
Накануне исполнилось 130 лет со дня рождения Алексея Толстого. И Самара отпраздновала юбилей не чужого для нас писателя, с размахом. Все первоклассники Самары получили в подарок книги про Буратино. А остальные самарцы — скульптурную композицию, которую открыл исполнитель роли деревянного проказника Дмитрий Иосифов.
Многие произведения Алексея Толстого стали популярными – «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», но самое известное и самое любимое — сказка о Золотом ключике. В жизни исполнителя главной роли в одноименном фильме похожая ситуация. Дмитрий Иосифов, имея богатую кинематографическую историю, для зрителей навсегда остается Буратино. Тот самый из детства.
Как и 38 лет назад Дмитрию Иосифову пришлось вновь открыть потайную дверцу, теперь уже в Самаре. За ней бронзовый Буратино — дань памяти нашему земляку, Алексею Толстому и новая достопримечательность мегаполиса.
Гигантский папа Карло, десятки Буратин, Мальвин, лис — весело и ярко Самара отметила 130 лет со дня рождения великого писателя. Подарком горожанам в юбилейный год стала и реставрация музея-усадьбы Толстого с благоустройством прилегающей территории.
Сюжет на ГТРК Самара 16.09.2013
В Самаре открыли 300-килограммовый памятник Буратино
Бронзовый монумент мальчика с золотым ключиком в руке поставили у ворот музея писателя Алексея Толстого, а именно, у ворот музея писателя Алексея Толстого. В этом году в России отмечают 130 лет со дня его рождения.
Автор памятника — самарский скульптор Степан Карслян. Зрители говорят, параметры бронзового Буратино их впечатлили: при росте 175 см вес сказочного персонажа — 300 кг.
Сюжет на ОТР. 15.09.2013
В Самаре установили бронзовый памятник Буратино
Отлитый из бронзы памятник любимому детскому герою — Буратино — установили в Самаре, возле музея писателя Алексея Толстого.
Торжественное открытие памятника Буратино состоится в воскресенье и будет приурочено к празднованию 130-летию автора знаменитой повести-сказки. Бронзовый Буратино с поднятой вверх рукой, в которой зажат ключик, был отлит скульптором Степаном Карсляном.
Сюжет на НТВ 14.09.2013
Буратино как человек из бронзы
Телеканал «Культура» в рамках мероприятий, связанных со 130-летием со дня рождения советского писателя Алексея Толстого, 16 сентября начинает демонстрацию цикла «В толстовских зеркалах. Золотой ключик». Автор и ведущий телесерии «Исторические путешествия», обозреватель РС, историк литературы и внук писателя Иван Толстой увлекательно рассказывает с телеэкрана о том, какие именно реальные люди могли быть прототипами героев знаменитой сказки о деревянном человечке и поисках счастья.
А в Самаре, родном городе Алексея Толстого, где работает дом-музей писателя, в присутствии местных и московских политиков, открыли памятник Буратино. Памятник Буратино открыли на улице Фрунзе – рядом с домом-музеем уроженца Самары, писателя Алексея Толстого. Арлекин, Пьеро, Мальвина и другие куклы из труппы Карабаса-Барабаса разыграли перед зрителями у дома Толстого кукольное представление. Cкульптуру скрыли от самарцев за потайной дверью. Открыл ее актер и режиссер Дмитрий Иосифов, сыгравший главную роль в советском телефильме 1975 года «Приключения Буратино». Получив из рук исполинского, на ходулях, Карабаса-Барабаса огромный золотой ключ, актер отворил им потайную дверцу, за которой находилась бронзовая скульптура деревянного человечка.
Созданный тольяттинским скульптором Степаном Карсляном Буратино скопирован с персонажа советского фильма – выполненный в человеческий рост Буратино, одетый в куртку и шорты, держит в руке золотой ключик. Скульптура создана на деньги меценатов, членов комитета «Культурная Самара», которые и выступили инициаторами появления в городе памятника Буратино. На бронзовой книге с названием «Золотой ключик», которая дополняет скульптуру, написано, что композиция «Буратино» установлена к 130-летию Алексея Толстого по инициативе депутата Государственной Думы Александра Хинштейна. Алексей Толстой родился в Самаре в январе 1883 года и провел здесь свое детство.
О самарском периоде жизни писателя напоминает городская усадьба, которая хорошо сохранилась и в которой в 1980‑е годы прошлого века открылся музей Толстого, теперь муниципальный. Экспозиция воссоздает обстановку и быт конца XIX века, в музее хранится литературный архив Толстого, который вернулся в знакомую с детства Самару уже взрослым, во время эвакуации из Москвы в годы Второй мировой войны. К юбилею писателя в этом году в музее сделали ремонт: отреставрировали фасады зданий, входящих в архитектурный ансамбль, благоустроили внутренний двор и пешеходную зону у дома №155 на улице Фрунзе. Второй этаж дома-музея к юбилею превратился в интерактивный лабиринт, воссоздающий антураж сказки о Буратино.
С внуком писателя Иваном Толстым РС беседует о самарском периоде жизни автора «Золотого ключика» и самом этом произведении:
– Собственно, загородной усадьбы под Самарой, в которой вырос мой дед, давно нет. Того самого дома, в котором рос маленький Никита из «Детства Никиты», след простыл – пожар, прочие катаклизмы ХХ века… А в городском доме, где Алексей Толстой провел свои гимназические годы, работает великолепный музей, с любовью собранный покойной директрисой Маргаритой Лимаровой. Она много недель провела в нашем доме в Петербурге, в тогдашнем Ленинграде, в общении со всей нашей семьей. Мы ее помним и любим. Это человек, который начал самарскую тему Толстого, который собирал документы листочек к листочку, экспонаты артефакт к артефакту. Поэтому музей дышал ее личным отношением. Это совершенно непередаваемая, незабываемая теплота всего собранного.
– Бронзовая скульптура Буратино у входа в музей – конечно, не более чем топографическая привязка к городу. Ну почему бы не быть такой скульптуре в Самаре? Мелочь, а приятно, пустячок для туристов и детей. Верно я понимаю ваше отношение к памятнику?
– Да, конечно. Это акция для города – символическая, а для музея и для меня – очень важная. Это еще одна зарубка, за которую словно альпеншток скалолаза цепляется, которая позволяет удержать память, то, что традиционно мы называем старой культурой. Это приятно. Это правильно. Это необходимо. Так и нужно делать в нормальном, культурном обществе. Другое дело, что отношение и к этому памятнику, и к этому герою, и к исполнению может быть каким угодно. Но сам факт установки скульптуры, безусловно, я приветствую.
– Вам, как историку литературы, положено быть беспощадным к наследию собственного деда. Вас не смущает вторичность книги о приключениях Буратино?
– Нет, нисколько! Книга на самом деле первичная, она только на поверхности вторична. Вообще 1930‑е годы были эпохой вторичности, которая, на самом деле, часто оборачивалась первичностью. Я имею в виду и «Волшебника Изумрудного города», который вырос из «Волшебника страны Оз», и конечно, может быть, самое лучшее, что было тогда создано в этом жанре, – «Доктор Айболит»: «Жил-был доктор. Он был добрым. Звали его Айболит. И была у него злая сестра Варвара» – прозаический пересказ «Доктора Дулиттла» Корнеем Чуковским, на корпус опережающий и американский оригинал Хью Джона Лофтинга и стихотворную версию «Доктора Айболита». То же самое и с «Золотым ключиком». Да, конечно, все это «растет» из Коллоди, из «Пиноккио», но «Пиноккио» – это внешняя канва, это внешние признаки. Это длинный нос, это внешнее сходство. Книжка у Алексея Николаевича совершенно русская, она и по духу своему русская. А самое главное – ведь это книга, написанная писателем о самом себе. Это духовная автобиография. И хоть кто-то упорно отрицает любую духовность у Алексея Николаевича Толстого, повторяя знаменитую фразу Федора Сологуба: «Алексей Толстой брюхом талантлив» (то есть землею, пуповиной, которая его соединяет с языком, с культурой, с Самарой, с провинцией, с русскостью со всякой), «Золотой ключик» – как раз про поиски духовности. Конечно, Алексей Толстой не интеллектуальный писатель, он художник больше.
Так вот, Буратино – это сказка об Алексее Толстом, о том, как он был отвергнут Серебряным веком, как он эту травму пронес сквозь всю свою жизнь, как он стал самим собой. Знаменита финальная сцена сказки. За три строчки до конца куклы спрашивают у Буратино: «Буратино, а ты-то, что ты будешь делать в этом театре?» «Чудаки, – говорит Буратино, – я буду играть самого себя и прославлюсь на весь мир». К высшей простоте Алексей Толстой дошел на протяжении нескольких десятилетий творчества, поняв, что нужно быть самим собой.
– Если верить биографиям Алексея Толстого, то над сказкой о приключениях Буратино он работал сначала в середине 1920‑х годов, а закончил сказку в 1936 году. Насколько тесно книга вписана в контекст эпохи? Есть в ней какая-то политическая или литературная фига в кармане? Под пудрой Пьеро кто скрывается, например?
– Вы задали вопрос, на который я в течение четырех вечеров, начиная с сегодняшнего, пытаюсь ответить на телеканале «Культура». На вопрос о каждом герое я отвечаю, показывая его возможный прототип. Это и моя фантазия, и наследие литературоведения, и многое другое. Вы правы, книжка начиналась в 1920‑е годы, когда Алексей Толстой решил перевести «Приключения Пиноккио» для берлинского эмигрантского издательства. Затем обстоятельства изменились, и он забросил это занятие на целое десятилетие. Когда в 1935 году у писателя случился обширный инфаркт, он, выздоравливая, положил себе на колени лист бумаги на какой-то твердой папке и начал писать легкую веселую сказку. Потому что врачи запретили ему сосредотачиваться на чем-то более серьезном и тяжелом. Тем не менее, сказка получилась очень многослойной, она легкая только по поверхности.
Это глубокое произведение человека, который задумался над бренностью существования, который только что стоял на краю могилы. Да, есть и пересечения со сталинской эпохой, безусловно. Я бы даже сказал, что Буратино был одним из выходов из того художественного, мировоззренческого и политического кризиса, в который попал Алексей Толстой. Кризис случился во время написания романа «Петр Первый». Толстому нужно было что-то делать с образом Петра, которого все, конечно, уподобляли товарищу Сталину. И вот Сталину Петр Первый перестал нравиться. А Алексею Толстому перестал нравиться Сталин. Что было делать в этом тупике? Толстой приехал на совет к Максиму Горькому, а у того в гостях оказался Клим Ворошилов. И Ворошилов сказал: «Вам нужно написать про товарища Сталина. Вы ведь со своим романом „Хождение по мукам“ не туда ушли. Вы выпустили „18‑й год“, а там Сталина нет. А в 1918 году исход Гражданской войны решил наш вождь». И Алексей Толстой хлопнул себя своей продажной ладонью по лбу и самому себе сказал: «Конечно!» Вернулся в Детское село под Ленинградом и написал отвратительный роман «Хлеб». Произошло художественное расщепление: одновременно с «Хлебом» он пишет веселую, талантливую, потрясающую сказку «Золотой ключик». Все выросло из одного кризиса. Вот я в своих телесериях пытаюсь показать, кто же такой Буратино. Я могу дать подсказку, за которую меня, наверное, сочтут сумасшедшим. Буратино – это Петр Первый, или точнее Петр – это Буратино Первый.
– А Карабас-Барабас – это Сталин, а Пьеро – это Тухачевский?
– Политика – только один из слоев. На самом деле, и этот слой оказывается поверхностным, потому что эта сказка – о самом себе. Насчет Петра Первого – это я не сошел с ума. У меня есть литературоведческое и психологическое доказательство.
– Все русские дети выросли на Буратино. Он – и герой школьных анекдотов, и, вместе с Мальвиной, эротический символ детства. Эта фигура допускает огромное количество интерпретаций – от шоколадок и телепередач до игрушек и марки водки (была в 1990‑е годы такая реклама: «Водка „Буратино“. Почувствуй себя дровами!») Кем для вас был Буратино, когда вы были маленьким мальчиком и читали эту книгу в первый или в пятнадцатый раз? Как вы отнеслись к этому деревянному человеку?
– Во всяком случае, не так, как создатели знаменитого советского фильма 70‑х годов, где образ Буратино психологически выстроен неверно. И, увы, памятник как раз с этого героя, с этого мальчишки нынче стоит в Самаре. Я ничего не имею против мемориализации этого героя, но он там неправильный с точки зрения характера, который придуман Алексеем Толстым. Буратино – деревянный, он шарнирный, он прямой. Буратино – не веселый. Это от него весело, а сам он не веселый. Он озорной мальчишка, который швыряет камни. Была бы у него рогатка – он выстрелил бы из рогатки. А лукавый и пубертатный Буратино из советского фильма – совершенно другой герой. Буратино в фильме – лукавый, а в сказке он прямолинейный. И вот этим он – своей глупостью, прямым длинным носом, хлопающими глазами – мне лично симпатичен. Он таким был задуман автором. Кстати, самые правильные, психологически правильные рисунки к сказке о Буратино – рисунки расстрелянного в 1937 году художника Бронислава Малаховского, а не более поздние и самые знаменитые послевоенные иллюстрации. Деревянный, прямой, с почти негнущимися ногами – это Буратино довоенный, такой, каким он у деда родился. Это прямой мальчик без рефлексии. А киношный Буратино – рефлексирующий. Он же за девочками подсматривает. А настоящий Буратино за Мальвиной не будет подсматривать никогда. Он дурачок. Он деревянный.
– Когда я учился в пятом классе, то по мотивам сказки «Золотой ключик» по заданию учителя написал сценарий школьного спектакля. Мы его поставили, и я играл продавца пиявок Дуремара. Кого бы вы сыграли в этой сказке?
Уж точно не доброго папу Карло. Я бы сыграл героя, который не появился на страницах «Золотого ключика», но из которого во многом вырос замысел сказки. Замысел книги вырос ведь не только из сказки Коллоди, но и из спектакля, который Алексей Толстой посмотрел задолго до революции, году, наверное, в 1906‑м. В маленьком театре эпохи Серебряного века в Петербурге играли какое-то кукольное представление. В этих спектаклях сочетались живые актеры, люди, с куклами. И вот на сцену выходит – оцените весь глубокий символизм этой сценки! – гладковыбритый актер (условно назовем его будущим папой Карло) и тянет за собой корзину, в которой лежат пыльные куклы. Он достает из кармана длинную черную страшную бороду, привязывает ее к лицу и становится Карабасом-Барабасом. В одном лице – и добрый папа Карло, и ужасный Карабас-Барабас! Какой дедушка Фрейд это все объяснит?! – говорит историк литературы Иван Толстой.
Радио Свобода
Бу-ра-ти-но… открытие скульптуры в Самаре
Фоторепортаж
Как Хинштейн в Самаре Буратино открывал
Фоторепортаж