Проекты Александра Хинштейна

СМИ – о праздновании 130-летия А.Н.Толстого в Самаре и открытии скульптурной композиции «Буратино»

Новости

В Сама­ре посе­лил­ся Бура­ти­но
Новая скульп­ту­ра появи­лась рядом с музе­ем-усадь­бой Алек­сея Тол­сто­го. В этом году город празд­ну­ет 130-летие со дня рож­де­ния наше­го зна­ме­ни­то­го зем­ля­ка. И памят­ник люби­мо­му герою — луч­ший пода­рок горо­жа­нам к этой дате.

Чудо — в каж­дом из нас
Саму цере­мо­нию откры­тия обста­ви­ли с шиком, пре­вра­тив в празд­ник для самых малень­ких горо­жан. Напро­тив музея-усадь­бы в вос­кре­се­нье оста­но­вил­ся вагон­чик — как буд­то из сказ­ки про бро­дя­чих арти­стов, пре­вра­тив­ший­ся в импро­ви­зи­ро­ван­ную сце­ну. Музы­ка, тан­цы, пес­ни, люби­мые герои: Маль­ви­на, Бура­ти­но, Пье­ро, мимы с воз­душ­ны­ми шари­ка­ми, кол­па­ки для всех гостей празд­ни­ка. Сюр­при­зом ста­ло появ­ле­ние на празд­ни­ке папы Кар­ло — боль­шой меха­ни­че­ской росто­вой кук­лы, кото­рая поздо­ро­ва­лась с малы­ша­ми. Мно­гие ребя­та при­шли сюда в костю­мах. Дани­ла Стрель­чен­ко наря­дил­ся Бура­ти­но, даже золо­той клю­чик с собой при­хва­тил.
— Это моя люби­мая сказ­ка, — с вос­тор­гом рас­ска­зы­ва­ет маль­чиш­ка. — Мне все­гда боль­ше все­го глав­ный герой нра­вил­ся, и Арле­ки­но еще. А теперь такой кра­си­вый памят­ник у нас появил­ся!
Прав­да, глав­но­го героя тор­же­ства посе­ти­те­лям пока­за­ли дале­ко не сра­зу. Брон­зо­вую фигу­ру на место — перед вхо­дом в музей (в этом доме Тол­стой про­вел свои дет­ские годы) — уста­но­ви­ли зара­нее. Пер­со­на­жа сказ­ки «Золо­той клю­чик, или При­клю­че­ния Бура­ти­но» изва­ял скуль­птор, член Сою­за худож­ни­ков Рос­сии Сте­пан Карс­лян. Но от любо­пыт­ных взгля­дов фигур­ку спря­та­ли в вол­шеб­ной шка­тул­ке, что­бы открыть ее, пона­до­бил­ся… да-да, вол­шеб­ный золо­той клю­чик. Его на празд­ник при­нес почет­ный гость Дмит­рий Иоси­фов, имен­но он мно­го лет назад испол­нил роль Бура­ти­но в зна­ме­ни­той кино­по­ста­нов­ке сказ­ки Тол­сто­го, появив­шей­ся на экране в 1975 году.
— Я очень рад, что в Сама­ре появил­ся Бура­ти­но, — ска­зал актер со сце­ны. — Это напо­ми­на­ние о том, что сказ­ка жива, пока в нее веришь. Мораль нашей вер­сии исто­рии немно­го отли­ча­ет­ся от ита­льян­ско­го пер­во­ис­точ­ни­ка. Там Пинок­кио дол­жен был менять­ся, что­бы его нос стал малень­ким. У нас Бура­ти­но дол­жен изме­нить мир вокруг себя, сде­лать его луч­ше. И тогда ему откры­ва­ет­ся сек­рет: то сча­стье, кото­рое он искал, нахо­дит­ся бук­валь­но у него под носом, дома, в камор­ке ста­ро­го папы Кар­ло. И я наде­юсь, что эта фигу­ра ста­нет напо­ми­на­ни­ем: не сто­ит искать чудо где-то там, нуж­но открыть вол­шеб­ство в себе и сво­их близ­ких. Пусть у каж­до­го вновь нач­нет рабо­тать тот дет­ский «внут­рен­ний мотор­чик», и вам захо­чет­ся менять жизнь, пре­вра­щать ее в сказку.

Пода­рок для горо­да
Пово­рот золо­то­го клю­чи­ка, чудес­ная мело­дия, и вот — сте­ны шка­тул­ки раз­дви­га­ют­ся, взры­ва­ет­ся кон­фет­ти и гла­зам собрав­ших­ся пред­ста­ет задор­ный маль­чиш­ка в кол­па­ке с длин­ным носом. Эта часть памят­ни­ка точ­но ста­нет самой люби­мой у горо­жан, кото­рые уже еди­но­душ­но реши­ли: нос нуж­но обя­за­тель­но поте­реть, что­бы в жиз­ни появи­лись сча­стье и бла­го­по­лу­чие. Но детво­ра была счаст­ли­ва уже здесь и сей­час: ведь это такое чудо — «вжи­вую» уви­деть люби­мо­го героя.
— Я все­гда меч­та­ла уви­деть Бура­ти­но — и вот он пере­до мной, такой боль­шой и кра­си­вый. Очень понра­ви­лось яркое пред­став­ле­ние, кра­соч­но все было, настро­е­ние отлич­ное, — Аня Марье­ва бук­валь­но све­тит­ся от радо­сти. — Теперь все смо­гут точ­но знать, кто такой Бура­ти­но и как он выгля­дит.
Кста­ти, на уста­нов­ку скульп­ту­ры не было потра­че­но ни копей­ки бюд­жет­ных денег. Как отме­тил депу­тат Гос­ду­мы РФ Алек­сандр Хин­штейн, все рабо­ты были опла­че­ны исклю­чи­тель­но на част­ные сред­ства: сбо­ры и пожерт­во­ва­ния.
— Я очень рад, что к юби­лею Алек­сея Нико­ла­е­ви­ча Тол­сто­го мы про­ве­ли не толь­ко рекон­струк­цию музея-усадь­бы, — поде­лил­ся сво­и­ми эмо­ци­я­ми гла­ва г. о. Сама­ра Дмит­рий Аза­ров, так­же побы­вав­ший на празд­ни­ке. — Вме­сте с мои­ми това­ри­ща­ми по коми­те­ту «Куль­тур­ная Сама­ра» уда­лось вопло­тить идею об уста­нов­ке скульп­ту­ры Бура­ти­но, выска­зан­ную обще­ствен­но­стью. Эта фигу­ра будет при­вле­кать вни­ма­ние самых малень­ких жите­лей наше­го горо­да к твор­че­ству заме­ча­тель­но­го писа­те­ля, это помо­жет им открыть дверь в мир сказ­ки, рус­ской лите­ра­ту­ры, бла­го­да­ря кото­рой жива душа наше­го наро­да.
Так­же мэр и дру­гие гости празд­ни­ка осмот­ре­ли усадь­бу А.Н. Тол­сто­го, в кото­рой в этом году про­ве­ли ремонт. Были отре­ста­ври­ро­ва­ны фаса­ды зда­ний, вхо­дя­щих в архи­тек­тур­ный ансамбль, бла­го­устро­е­ны внут­рен­ний двор и пеше­ход­ная зона на ул. Фрун­зе. Вто­рой этаж дома-музея спе­ци­аль­но к юби­лею писа­те­ля пре­вра­щен в интер­ак­тив­ный лаби­ринт, вос­со­зда­ю­щий анту­раж сказ­ки про Бура­ти­но. Все это ста­ло насто­я­щим подар­ком для самар­ских ребят, для кото­рых посе­ще­ние музея ста­нет еще более увле­ка­тель­ным при­клю­че­ни­ем.
Меро­при­я­тия, при­уро­чен­ные к 130-летию со дня рож­де­ния вели­ко­го писа­те­ля, про­хо­дят не толь­ко в рам­ках музей­но­го ком­плек­са. Так, 2 сен­тяб­ря по ини­ци­а­ти­ве Алек­сандра Хин­штей­на и пред­се­да­те­ля Думы г. о. Сама­ра Алек­сандра Фети­со­ва 11 тысяч самар­ских школь­ни­ков полу­чи­ли в пода­рок книж­ки о Бура­ти­но.
Ком­со­моль­ская прав­да.

В Сама­ре появил­ся Бура­ти­но
В Сама­ре появи­лась еще одна скульп­тур­ная ком­по­зи­ция. В про­шед­шее вос­кре­се­нье испол­ни­тель глав­ной роли извест­но­го филь­ма «При­клю­че­ния Бура­ти­но» Дмит­рий Иоси­фов бук­валь­но открыл золо­тым клю­чи­ком двер­цу, пусть и кар­тон­ную, за кото­рой скры­вал­ся брон­зо­вый маль­чу­ган Это не пер­вая скульп­ту­ра кино­пер­со­на­жа, укра­сив­шая сто­ли­цу реги­о­на. Важ­но, что на их созда­ние не было затра­че­но ни одной бюд­жет­ной копей­ки. Все ком­по­зи­ции созда­ны на част­ные пожерт­во­ва­ния
Не дере­вян­ный, а брон­зо­вый маль­чик с золо­тым клю­чи­ком в руках уста­нов­лен рядом с домом-музе­ем Алек­сея Тол­сто­го, 130-летие кото­ро­го празд­но­ва­ли в вос­кре­се­нье. И откры­тие скульп­ту­ры ска­зоч­но­му пер­со­на­жу про­шло соот­вет­ствен­но. Уже с ран­не­го утра дви­же­ние по ули­це Фрун­зе было пере­кры­то, про­ез­жая часть пре­вра­ти­лась в сце­ну, а ремонт­ный трам­вай, оста­но­вив­ший­ся напро­тив музея, был деко­ри­ро­ван в куколь­ный театр Кара­ба­са Бара­ба­са. Брон­зо­во­го маль­чи­ка Бура­ти­но ростом 175 сан­ти­мет­ров изго­то­вил скуль­птор Сте­пан Карс­лян. От пер­вых эски­зов, заго­то­вок из гли­ны и, нако­нец, до отлив­ки про­шел ров­но год. Как при­знал­ся самар­ский папа Кар­ло, созда­вал он Бура­ти­но по обра­зу испол­ни­те­ля глав­ной роли в извест­ном совет­ском филь­ме Дмит­рия Иоси­фо­ва. Он вышел в 1975 году, но до сих пор оста­ет­ся одним из люби­мей­ших как у нынеш­ней детво­ры, так и у взрос­лых. И на откры­тие скульп­ту­ры при­е­хал повзрос­лев­ший на целых 38 лет Бура­ти­но. «Это заме­ча­тель­ная идея – поста­вить знак, посвя­щен­ный пер­со­на­жу сказ­ки, — ска­зал артист. — Золо­той клю­чик сим­во­ли­зи­ру­ет сча­стье, а таин­ствен­ная дверь, за кото­рой нахо­дит­ся дру­гой мир, ока­зы­ва­ет­ся совсем рядом, за нари­со­ван­ным оча­гом. И сколь­ко надо было прой­ти труд­но­стей, что­бы это понять. Я хочу поже­лать, что­бы жите­ли Сама­ры и гости горо­да, гля­дя на скульп­ту­ру, вспо­ми­на­ли это заме­ча­тель­ное про­из­ве­де­ние, я желаю, что­бы всем хоте­лось менять жизнь и хоте­лось тво­рить сказ­ку у себя дома». Полу­чив золо­той клю­чик от шести­мет­ро­вой росто­вой кук­лы, изоб­ра­жа­ю­щей папу Кар­ло, Дмит­рий Иоси­фов в бук­валь­ном смыс­ле открыл скульп­ту­ру, кото­рая нахо­ди­лась за двер­цей кар­тон­но­го оча­га. «Сим­во­лич­но, что брон­зо­вый Бура­ти­но навсе­гда посе­лил­ся в Сама­ре, в такой теп­лый сол­неч­ный день, — ска­зал депу­тат гос­ду­мы РФ Алек­сандр Хин­штейн. — Я уве­рен, что не одно поко­ле­ние детей будет при­хо­дить сюда, и я уве­рен, что длин­ный нос его ско­ро ста­нет бле­стя­щим, ведь поте­реть его захо­чет каж­дый». С откры­ти­ем скульп­ту­ры поздра­ви­ли горо­жан пред­се­да­тель город­ской думы Алек­сандр Фети­сов и гла­ва горо­да Дмит­рий Аза­ров.
Волж­ская ком­му­на.

Потри нос на сча­стье…
В Сама­ре отме­ти­ли день рож­де­ния брон­зо­во­го маль­чи­ка
В минув­шее вос­кре­се­нье дви­же­ние по ул. Фрун­зе было пере­кры­то не из-за ава­рии или дорож­ных работ — там раз­ме­стил­ся боль­шой улич­ный театр, совсем как в сказ­ке Алек­сея Тол­сто­го «Золо­той клю­чик, или При­клю­че­ния Бура­ти­но». Яркие наря­ды, раз­но­цвет­ные шары, весе­лая музы­ка созда­ва­ли атмо­сфе­ру празд­ни­ка у всех собрав­ших­ся воз­ле музея-усадь­бы Алек­сея Тол­сто­го взрос­лых и детей.

К 130-летию со дня рож­де­ния писа­те­ля усадь­бу, где он про­вел дет­ские годы, отре­ста­ври­ро­ва­ли: при­ве­ли в поря­док фаса­ды зда­ний, вхо­дя­щих в архи­тек­тур­ный ансамбль, бла­го­устро­и­ли внут­рен­ний двор и тро­туар на ул. Фрун­зе, вто­рой этаж дома-музея спе­ци­аль­но к юби­лею писа­те­ля пре­вра­ти­ли в интер­ак­тив­ный лаби­ринт, вос­со­зда­ю­щий анту­раж сказ­ки про Золо­той ключик.

Одним из пер­вых посе­тил обнов­лен­ный лите­ра­тур­ный музей гла­ва Сама­ры Дмит­рий Аза­ров.
— Я очень рад, что к юби­лею Алек­сея Нико­ла­е­ви­ча Тол­сто­го мы про­ве­ли не толь­ко рекон­струк­цию музея-усадь­бы, — отме­тил мэр. — Но и вме­сте с мои­ми това­ри­ща­ми по коми­те­ту «Куль­тур­ная Сама­ра» нам уда­лось вопло­тить выска­зан­ную обще­ствен­но­стью идею уста­нов­ки скульп­ту­ры Буратино.

На тор­же­ство был при­гла­шен испол­ни­тель роли Бура­ти­но в зна­ме­ни­той кино­сказ­ке о Золо­том клю­чи­ке 1975 года Дмит­рий Иоси­фов.
— Я еще не видел скульп­ту­ру, но мне ска­за­ли, что он очень похож на меня, — ска­зал повзрос­лев­ший Бура­ти­но. И како­во же было удив­ле­ние Дмит­рия, когда он, достав из кар­ма­на гигант­ско­го папы Кар­ло Золо­той клю­чик, открыл им вол­шеб­ную дверь и уви­дел брон­зо­во­го маль­чи­ка, как две кап­ли воды похо­же­го на себя преж­не­го. Слов­но в кино.

— Эта фигу­ра будет при­вле­кать вни­ма­ние самых малень­ких жите­лей наше­го горо­да к твор­че­ству заме­ча­тель­но­го писа­те­ля, — доба­вил гла­ва горо­да Дмит­рий Аза­ров, — помо­жет им открыть дверь в мир сказ­ки, в мир рус­ской лите­ра­ту­ры, бла­го­да­ря кото­рой живы наше госу­дар­ство и душа наше­го народа.

— Я уве­рен, что не одно поко­ле­ние детей будет при­хо­дить сюда, что этот длин­ный нос ско­ро ста­нет бле­стя­щим, пото­му что поте­реть его на сча­стье захо­чет каж­дый, — пошу­тил депу­тат Гос­ду­мы Алек­сандр Хин­штейн и поже­лал ребя­там быть таки­ми же весе­лы­ми, неуны­ва­ю­щи­ми и неуго­мон­ны­ми как Бура­ти­но, слу­шать­ся, в отли­чие от Бура-тино, сво­их пап и мам и нико­гда не обме­ни­вать «Азбу­ку» на пять золо­тых. Он так­же отме­тил, что на изго­тов­ле­ние скульп­тур­ной ком­по­зи­ции не было потра­че­но ни одно­го руб­ля из город­ско­го бюд­же­та, а рабо­ты были опла­че­ны исклю­чи­тель­но на част­ные средства.

Салю­том из ярких звезд и воз­душ­ных шаров завер­ши­лась цере­мо­ния откры­тия скульп­ту­ры брон­зо­во­го маль­чи­ка с Золо­тым клю­чи­ком пря­мо воз­ле ворот усадь­бы, где про­вел свои дет­ские годы автор это­го поучи­тель­но­го, люби­мо­го детьми и взрос­лы­ми пер­со­на­жа.
Самар­ская газета.

Новей­шие при­клю­че­ния Бура­ти­но
15 сен­тяб­ря в Самар­ском лите­ра­тур­но-мемо­ри­аль­ном музее тор­же­ствен­но откры­ли скульп­тур­ную ком­по­зи­цию «Бура­ти­но». В рам­ках празд­ни­ка посе­ти­те­лям пред­ла­га­лось посмот­реть теат­раль­ное пред­став­ле­ние и рас­кра­сить свою Стра­ну Дура­ков, что бы это ни озна­ча­ло на самом деле.

Меро­при­я­тие нача­лось при боль­шом скоп­ле­нии наро­да. Ули­ца Фрун­зе, забла­го­вре­мен­но пере­кры­тая, не зве­не­ла трам­ва­я­ми – два­дца­тым и «трой­кой», но обза­ве­лась куколь­ным теат­ром с импро­ви­зи­ро­ван­ной сце­ной, отку­да доно­си­лись тема­ти­че­ски подо­бран­ные пес­ни. «Он очень ско­ро будет тут! Ска­жи­те, как его зовут?» И хоть боль­шин­ство собрав­ших­ся пре­крас­но зна­ли, что ско­ро тут будет депу­тат Алек­сандр Хин­штейн и мэр горо­да Дмит­рий Аза­ров, они не нача­ли выкри­ки­вать их фами­лии по сло­гам. И пра­виль­но сде­ла­ли, пото­му что поми­мо депу­та­та и мэра появи­лись еще и пред­се­да­тель город­ской думы Алек­сандр Фети­сов и испол­ни­тель роли Бура­ти­но в зна­ме­ни­том филь­ме – Дмит­рий Иоси­фов, то-то полу­чи­лось бы неудоб­но, нач­ни тол­па скан­ди­ро­вать «Хин-штейн!»

Дети, забот­ли­во собран­ные руко­во­ди­те­ля­ми дет­ских обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, были выстро­е­ны по росту, пере­счи­та­ны и оформ­ле­ны поло­са­ты­ми кол­пач­ка­ми; съе­моч­ные груп­пы мест­ных теле­ка­на­лов боро­лись за луч­шие места, жур­на­ли­сты вклю­ча­ли дик­то­фо­ны, что­бы впо­след­ствии без­оши­боч­но пере­дать миру сло­ва город­ско­го главы.

«Сама­ра отме­ча­ет 130-лет­ние со дня рож­де­ния зна­ме­ни­то­го писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го, — ска­зал Гла­ва. — После рестав­ра­ции откры­ва­ет­ся музей-усадь­ба лите­ра­то­ра. Идея уста­нов­ки скульп­ту­ры Бура­ти­но появи­лась бла­го­да­ря ини­ци­а­ти­ве обще­ствен­но­сти. Она была рас­смот­ре­на на засе­да­ни­ях коми­те­та «Куль­тур­ная Сама­ра», под­дер­жа­на и одоб­ре­на. Я очень рад, что сего­дня у дома-музея появи­лась вели­ко­леп­ная скульп­тур­ная ком­по­зи­ция — этот весе­лый, заме­ча­тель­ный чело­ве­чек. Уве­рен, что, в том чис­ле, и она теперь будет при­вле­кать самых малень­ких жите­лей горо­да к твор­че­ству Алек­сея Тол­сто­го, откры­вать дверь в мир сказ­ки, в мир рус­ской лите­ра­ту­ры, бла­го­да­ря кото­рой еще живо наше госу­дар­ство, жива душа наше­го народа!»

На фоне это­го ака­де­ми­че­ски сдер­жан­но­го выска­зы­ва­ния осо­бен­но весе­лой про­зву­ча­ла шут­ка Алек­сандра Хин­штей­на. Депу­тат ска­зал, что крас­ной нитью в сказ­ке «Золо­той Клю­чик» про­хо­дит мысль о пагуб­но­сти зары­ва­ния денег в Стране дураков.

«Если у вас есть лиш­ние пять золо­тых, — про­дол­жал шутить депу­тат, — то луч­ше отдай­те их нам с Дмит­ри­ем Иго­ре­ви­чем, а мы их исполь­зу­ем на бла­го горо­да». И еще Алек­сандр Хин­штейн поре­ко­мен­до­вал тереть длин­ный бура­ти­нов нос – на счастье.

Далее сло­во полу­чил быв­ший кинош­ный Бура­ти­но – Дмит­рий Иоси­фов. От госу­дар­ствен­ных слу­жа­щих его отли­ча­ла фор­ма одеж­ды: джин­сы про­тив тем­но-серых костю­мов и гал­сту­ков в тон.

«Золо­той клю­чик — это сим­вол сча­стья, кото­рый откры­ва­ет таин­ствен­ную дверь, о кото­рой мы все меч­та­ем, — напом­нил он собрав­шим­ся. — Но где нахо­дит­ся эта дверь?»

Тол­па взвол­но­ван­но загу­де­ла, ожи­дая откро­ве­ния.
«Совсем неда­ле­ко, у нас дома, за хол­стом. Не нуж­но ходить дале­ко и искать сча­стье. Оно рядом. Оно у нас дома», — пора­до­вал тол­пу актер.

Тут испо­лин­ских раз­ме­ров папа Кар­ло (ани­ми­ро­ван­ная кук­ла, высо­та 6 мет­ров) пре­под­нес ему сим­во­ли­че­ский Золо­той ключ. И быв­ший Бура­ти­но орга­ни­зо­ван­но отпра­вил­ся сим­во­ли­че­ски откры­вать рас­пис­ной домик из кар­то­на, что скры­вал до поры скульп­тур­ную ком­по­зи­цию. И сим­во­ли­че­ски этот домик открыл. И взгля­дам откры­лась фигу­ра Бура­ти­но, вопре­ки ожи­да­ни­ям не дере­вян­ная, а цинич­но брон­зо­вая, что дало пре­крас­ный повод горо­жа­нам зло­сло­вить, обсуж­дая. «Позе­ле­не­ет», — гово­ри­ли одни. «Рань­ше сопрут», — воз­ра­жа­ли дру­гие. И каж­дая груп­па была по-сво­е­му пра­ва: брон­зо­вые ста­туи зеле­не­ют, и их ино­гда в Сама­ре воруют.

Ирис­ки «золо­той клю­чик» совер­шен­но бес­плат­но раз­да­ва­ли детям арти­сты теат­ра «Пла­сти­ли­но­вый дождь», кто на ходу­лях, кто с рас­кра­шен­ным в белый цвет лицом. Пого­да была хоро­ша. «А в Москве-то дожди», — то и дело про­из­но­сил кто-то с удовлетворением.

При­ме­ча­тель­но, что город­ской празд­ник чуть не озна­ме­но­вал­ся пота­сов­кой: съе­моч­ная груп­па одно­го из теле­ка­на­лов в сво­ем стрем­ле­нии сде­лать иде­аль­ный кадр, всту­пи­ла в про­ти­во­бор­ство с охра­ной. Охра­на выгля­де­ла опас­ной и вела себя агрес­сив­но. Но обо­шлось. Что же каса­ет­ся акции «Рас­крась свою стра­ну Дура­ков», то ника­ких окон­ту­рен­ных тер­ри­то­рий Рос­сии на асфаль­те заме­че­но не было; оче­вид­но, орга­ни­за­то­ры вооб­ще име­ли в виду нечто совер­шен­но иное.

В ито­ге брон­зо­вый дере­вян­ный маль­чиш­ка широ­ко улы­ба­ет­ся, сжи­мая веч­ный золо­той клю­чик, и уже идут мимо трам­ваи ‑при­вет Маль­чи­шу! – нет, это из совсем дру­го­го лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, и совсем даже не граф­ско­го пера. Бура­ти­но улы­ба­ет­ся, стра­на Дура­ков навер­ня­ка рас­кра­ше­на, роди­те­ли под­хва­ти­ли испол­нив­ших куль­тур­но-мас­со­вый долг детей, и пошли на Лени­град­скую – есть бли­ны, моро­же­ное и слу­шать перу­ан­ских пев­цов, что бук­валь­но обос­но­ва­лись на глав­ной самар­ской ули­це, и валят кон­церт за кон­цер­том.
Новая газе­та в Повол­жье.

Памят­ник Бура­ти­но тор­же­ствен­но откры­ли в Сама­ре
В рам­ках тор­же­ствен­ных меро­при­я­тий, посвя­щен­ных 130-летию со дня рож­де­ния писа­те­ля Алек­сея Нико­ла­е­ви­ча Тол­сто­го, в горо­де нака­нуне состо­я­лось откры­тие скульп­тур­ной ком­по­зи­ции «Бура­ти­но».

Как сооб­ща­ет­ся на сай­те адми­ни­стра­ции Сама­ры, брон­зо­вая фигу­ра уста­нов­ле­на воз­ле дома №155 по ули­це Фрун­зе, где сочи­ни­тель про­вел свои дет­ские годы, а ныне рас­по­ла­га­ет­ся муни­ци­паль­ный лите­ра­тур­ный музей. В празд­ни­ке при­ня­ли уча­стие гла­ва Сама­ры Дмит­рий Аза­ров, депу­тат Гос­Ду­мы Алек­сандр Хин­штейн, пред­се­да­тель город­ско­го пар­ла­мен­та Алек­сандр Фетисов.

«Я очень рад, что к юби­лею Алек­сея Нико­ла­е­ви­ча Тол­сто­го мы про­ве­ли не толь­ко рекон­струк­цию музея-усадь­бы, – отме­тил Дмит­рий Аза­ров. – Вме­сте с мои­ми това­ри­ща­ми по коми­те­ту «Куль­тур­ная Сама­ра» нам уда­лось вопло­тить идею об уста­нов­ке скульп­ту­ры Бура­ти­но, выска­зан­ную общественностью».

РИА Феде­рал­Пресс.

В Сама­ре откры­ли памят­ник Бура­ти­но
Брон­зо­вая ста­туя появи­лась у ворот лите­ра­тур­но­го музея в честь 130-летия со дня рож­де­ния писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го, авто­ра дет­ской пове­сти «Золо­той клю­чик».
Авто­ром памят­ни­ка стал тольят­тин­ский скуль­птор Сте­пан Корс­лян. Брон­зо­вый Бура­ти­но дер­жит в высо­кой под­ня­той руке золо­той клю­чик, а у его ног лежит боль­шая кни­га.
На цере­мо­нии откры­тия мону­мен­та при­сут­ство­вал актёр Дмит­рий Иоси­фов, кото­рый и сыг­рал глав­но­го героя в филь­ме.
Рус­ская служ­ба ново­стей

В Сама­ре к юби­лею Алек­сея Тол­сто­го откры­ли памят­ник Бура­ти­но
Брон­зо­вая скульп­ту­ра героя сказ­ки Алек­сея Тол­сто­го «Золо­той клю­чик» уста­нов­ле­на в честь 130-летия писа­те­ля у ворот самар­ско­го лите­ра­тур­но­го музея, сооб­щи­ла в вос­кре­се­нье дирек­тор учре­жде­ния Люд­ми­ла Савчен­ко.
«Уста­нов­ка скульп­ту­ры при­уро­че­на к 130-летию со дня рож­де­ния Алек­сея Тол­сто­го, кото­рое празд­ну­ет­ся в этом году. В Сама­ре писа­тель про­вел свои дет­ские годы», — ска­за­ла она РИА Ново­сти.
Памят­ник созда­вал­ся на осно­ве обра­за глав­но­го героя совет­ско­го филь­ма «При­клю­че­ния Бура­ти­но». Дмит­рий Иоси­фов, сыг­рав­ший Бура­ти­но в этом филь­ме, при­сут­ство­вал на откры­тии ком­по­зи­ции. Автор памят­ни­ка — тольят­тин­ский скуль­птор Сте­пан Корс­лян. Ком­по­зи­ция выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом: брон­зо­вый Бура­ти­но сто­ит, высо­ко под­няв вверх руку с клю­чи­ком, у его ног — боль­шая кни­га.
К юби­лею Алек­сея Тол­сто­го в музее откры­лась так­же выстав­ка, посвя­щен­ная при­клю­че­ни­ям Бура­ти­но. Посе­ти­те­ли смо­гут уви­деть ита­льян­скую пло­щадь, урок гра­мо­ты с Маль­ви­ной и мастер­скую папы Кар­ло.
РИА Ново­сти

Сама­ра отпразд­но­ва­ла юби­лей Алек­сея Тол­сто­го
Нака­нуне испол­ни­лось 130 лет со дня рож­де­ния Алек­сея Тол­сто­го. И Сама­ра отпразд­но­ва­ла юби­лей не чужо­го для нас писа­те­ля, с раз­ма­хом. Все пер­во­класс­ни­ки Сама­ры полу­чи­ли в пода­рок кни­ги про Бура­ти­но. А осталь­ные самар­цы — скульп­тур­ную ком­по­зи­цию, кото­рую открыл испол­ни­тель роли дере­вян­но­го про­каз­ни­ка Дмит­рий Иосифов.

Мно­гие про­из­ве­де­ния Алек­сея Тол­сто­го ста­ли попу­ляр­ны­ми – «Аэли­та», «Гипер­бо­ло­ид инже­не­ра Гари­на», но самое извест­ное и самое люби­мое — сказ­ка о Золо­том клю­чи­ке. В жиз­ни испол­ни­те­ля глав­ной роли в одно­имен­ном филь­ме похо­жая ситу­а­ция. Дмит­рий Иоси­фов, имея бога­тую кине­ма­то­гра­фи­че­скую исто­рию, для зри­те­лей навсе­гда оста­ет­ся Бура­ти­но. Тот самый из детства.

Как и 38 лет назад Дмит­рию Иоси­фо­ву при­шлось вновь открыть потай­ную двер­цу, теперь уже в Сама­ре. За ней брон­зо­вый Бура­ти­но — дань памя­ти наше­му зем­ля­ку, Алек­сею Тол­сто­му и новая досто­при­ме­ча­тель­ность мегаполиса.

Гигант­ский папа Кар­ло, десят­ки Бура­тин, Маль­вин, лис — весе­ло и ярко Сама­ра отме­ти­ла 130 лет со дня рож­де­ния вели­ко­го писа­те­ля. Подар­ком горо­жа­нам в юби­лей­ный год ста­ла и рестав­ра­ция музея-усадь­бы Тол­сто­го с бла­го­устрой­ством при­ле­га­ю­щей тер­ри­то­рии.
Сюжет на ГТРК Сама­ра 16.09.2013

В Сама­ре откры­ли 300-кило­грам­мо­вый памят­ник Бура­ти­но
Брон­зо­вый мону­мент маль­чи­ка с золо­тым клю­чи­ком в руке поста­ви­ли у ворот музея писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го, а имен­но, у ворот музея писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го. В этом году в Рос­сии отме­ча­ют 130 лет со дня его рож­де­ния.
Автор памят­ни­ка — самар­ский скуль­птор Сте­пан Карс­лян. Зри­те­ли гово­рят, пара­мет­ры брон­зо­во­го Бура­ти­но их впе­чат­ли­ли: при росте 175 см вес ска­зоч­но­го пер­со­на­жа — 300 кг.
Сюжет на ОТР. 15.09.2013

В Сама­ре уста­но­ви­ли брон­зо­вый памят­ник Бура­ти­но
Отли­тый из брон­зы памят­ник люби­мо­му дет­ско­му герою — Бура­ти­но — уста­но­ви­ли в Сама­ре, воз­ле музея писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го.
Тор­же­ствен­ное откры­тие памят­ни­ка Бура­ти­но состо­ит­ся в вос­кре­се­нье и будет при­уро­че­но к празд­но­ва­нию 130-летию авто­ра зна­ме­ни­той пове­сти-сказ­ки. Брон­зо­вый Бура­ти­но с под­ня­той вверх рукой, в кото­рой зажат клю­чик, был отлит скуль­пто­ром Сте­па­ном Карс­ля­ном.
Сюжет на НТВ 14.09.2013

Бура­ти­но как чело­век из брон­зы
Теле­ка­нал «Куль­ту­ра» в рам­ках меро­при­я­тий, свя­зан­ных со 130-лети­ем со дня рож­де­ния совет­ско­го писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го, 16 сен­тяб­ря начи­на­ет демон­стра­цию цик­ла «В тол­стов­ских зер­ка­лах. Золо­той клю­чик». Автор и веду­щий теле­се­рии «Исто­ри­че­ские путе­ше­ствия», обо­зре­ва­тель РС, исто­рик лите­ра­ту­ры и внук писа­те­ля Иван Тол­стой увле­ка­тель­но рас­ска­зы­ва­ет с теле­экра­на о том, какие имен­но реаль­ные люди мог­ли быть про­то­ти­па­ми геро­ев зна­ме­ни­той сказ­ки о дере­вян­ном чело­веч­ке и поис­ках счастья.

А в Сама­ре, род­ном горо­де Алек­сея Тол­сто­го, где рабо­та­ет дом-музей писа­те­ля, в при­сут­ствии мест­ных и мос­ков­ских поли­ти­ков, откры­ли памят­ник Бура­ти­но. Памят­ник Бура­ти­но откры­ли на ули­це Фрун­зе – рядом с домом-музе­ем уро­жен­ца Сама­ры, писа­те­ля Алек­сея Тол­сто­го. Арле­кин, Пье­ро, Маль­ви­на и дру­гие кук­лы из труп­пы Кара­ба­са-Бара­ба­са разыг­ра­ли перед зри­те­ля­ми у дома Тол­сто­го куколь­ное пред­став­ле­ние. Cкульп­ту­ру скры­ли от самар­цев за потай­ной две­рью. Открыл ее актер и режис­сер Дмит­рий Иоси­фов, сыг­рав­ший глав­ную роль в совет­ском теле­филь­ме 1975 года «При­клю­че­ния Бура­ти­но». Полу­чив из рук испо­лин­ско­го, на ходу­лях, Кара­ба­са-Бара­ба­са огром­ный золо­той ключ, актер отво­рил им потай­ную двер­цу, за кото­рой нахо­ди­лась брон­зо­вая скульп­ту­ра дере­вян­но­го человечка.

Создан­ный тольят­тин­ским скуль­пто­ром Сте­па­ном Карс­ля­ном Бура­ти­но ско­пи­ро­ван с пер­со­на­жа совет­ско­го филь­ма – выпол­нен­ный в чело­ве­че­ский рост Бура­ти­но, оде­тый в курт­ку и шор­ты, дер­жит в руке золо­той клю­чик. Скульп­ту­ра созда­на на день­ги меце­на­тов, чле­нов коми­те­та «Куль­тур­ная Сама­ра», кото­рые и высту­пи­ли ини­ци­а­то­ра­ми появ­ле­ния в горо­де памят­ни­ка Бура­ти­но. На брон­зо­вой кни­ге с назва­ни­ем «Золо­той клю­чик», кото­рая допол­ня­ет скульп­ту­ру, напи­са­но, что ком­по­зи­ция «Бура­ти­но» уста­нов­ле­на к 130-летию Алек­сея Тол­сто­го по ини­ци­а­ти­ве депу­та­та Госу­дар­ствен­ной Думы Алек­сандра Хин­штей­на. Алек­сей Тол­стой родил­ся в Сама­ре в янва­ре 1883 года и про­вел здесь свое детство.

О самар­ском пери­о­де жиз­ни писа­те­ля напо­ми­на­ет город­ская усадь­ба, кото­рая хоро­шо сохра­ни­лась и в кото­рой в 1980‑е годы про­шло­го века открыл­ся музей Тол­сто­го, теперь муни­ци­паль­ный. Экс­по­зи­ция вос­со­зда­ет обста­нов­ку и быт кон­ца XIX века, в музее хра­нит­ся лите­ра­тур­ный архив Тол­сто­го, кото­рый вер­нул­ся в зна­ко­мую с дет­ства Сама­ру уже взрос­лым, во вре­мя эва­ку­а­ции из Моск­вы в годы Вто­рой миро­вой вой­ны. К юби­лею писа­те­ля в этом году в музее сде­ла­ли ремонт: отре­ста­ври­ро­ва­ли фаса­ды зда­ний, вхо­дя­щих в архи­тек­тур­ный ансамбль, бла­го­устро­и­ли внут­рен­ний двор и пеше­ход­ную зону у дома №155 на ули­це Фрун­зе. Вто­рой этаж дома-музея к юби­лею пре­вра­тил­ся в интер­ак­тив­ный лаби­ринт, вос­со­зда­ю­щий анту­раж сказ­ки о Буратино.

С вну­ком писа­те­ля Ива­ном Тол­стым РС бесе­ду­ет о самар­ском пери­о­де жиз­ни авто­ра «Золо­то­го клю­чи­ка» и самом этом произведении:

– Соб­ствен­но, заго­род­ной усадь­бы под Сама­рой, в кото­рой вырос мой дед, дав­но нет. Того само­го дома, в кото­ром рос малень­кий Ники­та из «Дет­ства Ники­ты», след про­стыл – пожар, про­чие ката­клиз­мы ХХ века… А в город­ском доме, где Алек­сей Тол­стой про­вел свои гим­на­зи­че­ские годы, рабо­та­ет вели­ко­леп­ный музей, с любо­вью собран­ный покой­ной дирек­три­сой Мар­га­ри­той Лима­ро­вой. Она мно­го недель про­ве­ла в нашем доме в Петер­бур­ге, в тогдаш­нем Ленин­гра­де, в обще­нии со всей нашей семьей. Мы ее пом­ним и любим. Это чело­век, кото­рый начал самар­скую тему Тол­сто­го, кото­рый соби­рал доку­мен­ты листо­чек к листоч­ку, экс­по­на­ты арте­факт к арте­фак­ту. Поэто­му музей дышал ее лич­ным отно­ше­ни­ем. Это совер­шен­но непе­ре­да­ва­е­мая, неза­бы­ва­е­мая теп­ло­та все­го собранного.

– Брон­зо­вая скульп­ту­ра Бура­ти­но у вхо­да в музей – конеч­но, не более чем топо­гра­фи­че­ская при­вяз­ка к горо­ду. Ну поче­му бы не быть такой скульп­ту­ре в Сама­ре? Мелочь, а при­ят­но, пустя­чок для тури­стов и детей. Вер­но я пони­маю ваше отно­ше­ние к памятнику?

– Да, конеч­но. Это акция для горо­да – сим­во­ли­че­ская, а для музея и для меня – очень важ­ная. Это еще одна заруб­ка, за кото­рую слов­но аль­пен­шток ска­ло­ла­за цеп­ля­ет­ся, кото­рая поз­во­ля­ет удер­жать память, то, что тра­ди­ци­он­но мы назы­ва­ем ста­рой куль­ту­рой. Это при­ят­но. Это пра­виль­но. Это необ­хо­ди­мо. Так и нуж­но делать в нор­маль­ном, куль­тур­ном обще­стве. Дру­гое дело, что отно­ше­ние и к это­му памят­ни­ку, и к это­му герою, и к испол­не­нию может быть каким угод­но. Но сам факт уста­нов­ки скульп­ту­ры, без­услов­но, я приветствую.

– Вам, как исто­ри­ку лите­ра­ту­ры, поло­же­но быть бес­по­щад­ным к насле­дию соб­ствен­но­го деда. Вас не сму­ща­ет вто­рич­ность кни­ги о при­клю­че­ни­ях Буратино?

– Нет, нисколь­ко! Кни­га на самом деле пер­вич­ная, она толь­ко на поверх­но­сти вто­рич­на. Вооб­ще 1930‑е годы были эпо­хой вто­рич­но­сти, кото­рая, на самом деле, часто обо­ра­чи­ва­лась пер­вич­но­стью. Я имею в виду и «Вол­шеб­ни­ка ​​Изу­мруд­но­го горо­да», кото­рый вырос из «Вол­шеб­ни­ка стра­ны Оз», и конеч­но, может быть, самое луч­шее, что было тогда созда­но в этом жан­ре, – «Док­тор Айбо­лит»: «Жил-был док­тор. Он был доб­рым. Зва­ли его Айбо­лит. И была у него злая сест­ра Вар­ва­ра» – про­за­и­че­ский пере­сказ «Док­то­ра Дулитт­ла» Кор­не­ем Чуков­ским, на кор­пус опе­ре­жа­ю­щий и аме­ри­кан­ский ори­ги­нал Хью Джо­на Лоф­тин­га и сти­хо­твор­ную вер­сию «Док­то­ра Айбо­ли­та». То же самое и с «Золо­тым клю­чи­ком». Да, конеч­но, все это «рас­тет» из Кол­ло­ди, из «Пинок­кио», но «Пинок­кио» – это внеш­няя кан­ва, это внеш­ние при­зна­ки. Это длин­ный нос, это внеш­нее сход­ство. Книж­ка у Алек­сея Нико­ла­е­ви­ча совер­шен­но рус­ская, она и по духу сво­е­му рус­ская. А самое глав­ное – ведь это кни­га, напи­сан­ная писа­те­лем о самом себе. Это духов­ная авто­био­гра­фия. И хоть кто-то упор­но отри­ца­ет любую духов­ность у Алек­сея Нико­ла­е­ви­ча Тол­сто­го, повто­ряя зна­ме­ни­тую фра­зу Федо­ра Соло­гу­ба: «Алек­сей Тол­стой брю­хом талант­лив» (то есть зем­лею, пупо­ви­ной, кото­рая его соеди­ня­ет с язы­ком, с куль­ту­рой, с Сама­рой, с про­вин­ци­ей, с рус­ско­стью со вся­кой), «Золо­той клю­чик» – как раз про поис­ки духов­но­сти. Конеч­но, Алек­сей Тол­стой не интел­лек­ту­аль­ный писа­тель, он худож­ник больше.

Так вот, Бура­ти­но – это сказ­ка об Алек­сее Тол­стом, о том, как он был отверг­нут Сереб­ря­ным веком, как он эту трав­му про­нес сквозь всю свою жизнь, как он стал самим собой. Зна­ме­ни­та финаль­ная сце­на сказ­ки. За три строч­ки до кон­ца кук­лы спра­ши­ва­ют у Бура­ти­но: «Бура­ти­но, а ты-то, что ты будешь делать в этом теат­ре?» «Чуда­ки, – гово­рит Бура­ти­но, – я буду играть само­го себя и про­слав­люсь на весь мир». К выс­шей про­сто­те Алек­сей Тол­стой дошел на про­тя­же­нии несколь­ких деся­ти­ле­тий твор­че­ства, поняв, что нуж­но быть самим собой.

– Если верить био­гра­фи­ям Алек­сея Тол­сто­го, то над сказ­кой о при­клю­че­ни­ях Бура­ти­но он рабо­тал сна­ча­ла в сере­дине 1920‑х годов, а закон­чил сказ­ку в 1936 году. Насколь­ко тес­но кни­га впи­са­на в кон­текст эпо­хи? Есть в ней какая-то поли­ти­че­ская или лите­ра­тур­ная фига в кар­мане? Под пуд­рой Пье­ро кто скры­ва­ет­ся, например?

– Вы зада­ли вопрос, на кото­рый я в тече­ние четы­рех вече­ров, начи­ная с сего­дняш­не­го, пыта­юсь отве­тить на теле­ка­на­ле «Куль­ту­ра». На вопрос о каж­дом герое я отве­чаю, пока­зы­вая его воз­мож­ный про­то­тип. Это и моя фан­та­зия, и насле­дие лите­ра­ту­ро­ве­де­ния, и мно­гое дру­гое. Вы пра­вы, книж­ка начи­на­лась в 1920‑е годы, когда Алек­сей Тол­стой решил пере­ве­сти «При­клю­че­ния Пинок­кио» для бер­лин­ско­го эми­грант­ско­го изда­тель­ства. Затем обсто­я­тель­ства изме­ни­лись, и он забро­сил это заня­тие на целое деся­ти­ле­тие. Когда в 1935 году у писа­те­ля слу­чил­ся обшир­ный инфаркт, он, выздо­рав­ли­вая, поло­жил себе на коле­ни лист бума­ги на какой-то твер­дой пап­ке и начал писать лег­кую весе­лую сказ­ку. Пото­му что вра­чи запре­ти­ли ему сосре­до­та­чи­вать­ся на чем-то более серьез­ном и тяже­лом. Тем не менее, сказ­ка полу­чи­лась очень мно­го­слой­ной, она лег­кая толь­ко по поверхности.

Это глу­бо­кое про­из­ве­де­ние чело­ве­ка, кото­рый заду­мал­ся над брен­но­стью суще­ство­ва­ния, кото­рый толь­ко что сто­ял на краю моги­лы. Да, есть и пере­се­че­ния со ста­лин­ской эпо­хой, без­услов­но. Я бы даже ска­зал, что Бура­ти­но ​​был одним из выхо­дов из того худо­же­ствен­но­го, миро­воз­зрен­че­ско­го и поли­ти­че­ско­го кри­зи­са, в кото­рый попал Алек­сей Тол­стой. Кри­зис слу­чил­ся во вре­мя напи­са­ния рома­на «Петр Пер­вый». Тол­сто­му нуж­но было что-то делать с обра­зом Пет­ра, кото­ро­го все, конеч­но, упо­доб­ля­ли това­ри­щу Ста­ли­ну. И вот Ста­ли­ну Петр Пер­вый пере­стал нра­вить­ся. А Алек­сею Тол­сто­му пере­стал нра­вить­ся Ста­лин. Что было делать в этом тупи­ке? Тол­стой при­е­хал на совет к Мак­си­му Горь­ко­му, а у того в гостях ока­зал­ся Клим Воро­ши­лов. И Воро­ши­лов ска­зал: «Вам нуж­но напи­сать про това­ри­ща Ста­ли­на. Вы ведь со сво­им рома­ном „Хож­де­ние по мукам“ не туда ушли. Вы выпу­сти­ли „18‑й год“, а там Ста­ли­на нет. А в 1918 году исход Граж­дан­ской вой­ны решил наш вождь». И Алек­сей Тол­стой хлоп­нул себя сво­ей про­даж­ной ладо­нью по лбу и само­му себе ска­зал: «Конеч­но!» Вер­нул­ся в Дет­ское село под Ленин­гра­дом и напи­сал отвра­ти­тель­ный роман «Хлеб». Про­изо­шло худо­же­ствен­ное рас­щеп­ле­ние: одно­вре­мен­но с «Хле­бом» он пишет весе­лую, талант­ли­вую, потря­са­ю­щую сказ­ку «Золо­той клю­чик». Все вырос­ло из одно­го кри­зи­са. Вот я в сво­их теле­се­ри­ях пыта­юсь пока­зать, кто же такой Бура­ти­но. Я могу дать под­сказ­ку, за кото­рую меня, навер­ное, сочтут сума­сшед­шим. Бура­ти­но – это Петр Пер­вый, или точ­нее Петр – это Бура­ти­но Первый.

– А Кара­бас-Бара­бас – это Ста­лин, а Пье­ро – это Тухачевский?

– Поли­ти­ка – толь­ко один из сло­ев. На самом деле, и этот слой ока­зы­ва­ет­ся поверх­ност­ным, пото­му что эта сказ­ка – о самом себе. Насчет Пет­ра Пер­во­го – это я не сошел с ума. У меня есть лите­ра­ту­ро­вед­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское доказательство.

– Все рус­ские дети вырос­ли на Бура­ти­но. Он – и герой школь­ных анек­до­тов, и, вме­сте с Маль­ви­ной, эро­ти­че­ский сим­вол дет­ства. Эта фигу­ра допус­ка­ет огром­ное коли­че­ство интер­пре­та­ций – от шоко­ла­док и теле­пе­ре­дач до игру­шек и мар­ки вод­ки (была в 1990‑е годы такая рекла­ма: «Вод­ка „Бура­ти­но“. Почув­ствуй себя дро­ва­ми!») Кем для вас был Бура­ти­но, когда вы были малень­ким маль­чи­ком и чита­ли эту кни­гу в пер­вый или в пят­на­дца­тый раз? Как вы отнес­лись к это­му дере­вян­но­му человеку?

– Во вся­ком слу­чае, не так, как созда­те­ли зна­ме­ни­то­го совет­ско­го филь­ма 70‑х годов, где образ Бура­ти­но пси­хо­ло­ги­че­ски выстро­ен невер­но. И, увы, памят­ник как раз с это­го героя, с это­го маль­чиш­ки нын­че сто­ит в Сама­ре. Я ниче­го не имею про­тив мемо­ри­а­ли­за­ции это­го героя, но он там непра­виль­ный с точ­ки зре­ния харак­те­ра, кото­рый при­ду­ман Алек­се­ем Тол­стым. Бура­ти­но – дере­вян­ный, он шар­нир­ный, он пря­мой. Бура­ти­но – не весе­лый. Это от него весе­ло, а сам он не весе­лый. Он озор­ной маль­чиш­ка, кото­рый швы­ря­ет кам­ни. Была бы у него рогат­ка – он выстре­лил бы из рогат­ки. А лука­вый и пубер­тат­ный Бура­ти­но из совет­ско­го филь­ма – совер­шен­но дру­гой герой. Бура­ти­но в филь­ме – лука­вый, а в сказ­ке он пря­мо­ли­ней­ный. И вот этим он – сво­ей глу­по­стью, пря­мым длин­ным носом, хло­па­ю­щи­ми гла­за­ми – мне лич­но сим­па­ти­чен. Он таким был заду­ман авто­ром. Кста­ти, самые пра­виль­ные, пси­хо­ло­ги­че­ски пра­виль­ные рисун­ки к сказ­ке о Бура­ти­но – рисун­ки рас­стре­лян­но­го в 1937 году худож­ни­ка Бро­ни­сла­ва Мала­хов­ско­го, а не более позд­ние и самые зна­ме­ни­тые после­во­ен­ные иллю­стра­ции. Дере­вян­ный, пря­мой, с почти негну­щи­ми­ся нога­ми – это Бура­ти­но дово­ен­ный, такой, каким он у деда родил­ся. Это пря­мой маль­чик без рефлек­сии. А кинош­ный Бура­ти­но – рефлек­си­ру­ю­щий. Он же за девоч­ка­ми под­смат­ри­ва­ет. А насто­я­щий Бура­ти­но за Маль­ви­ной не будет под­смат­ри­вать нико­гда. Он дура­чок. Он деревянный.

– Когда я учил­ся в пятом клас­се, то по моти­вам сказ­ки «Золо­той клю­чик» по зада­нию учи­те­ля напи­сал сце­на­рий школь­но­го спек­так­ля. Мы его поста­ви­ли, и я играл про­дав­ца пия­вок Дуре­ма­ра. Кого бы вы сыг­ра­ли в этой сказке?

Уж точ­но не доб­ро­го папу Кар­ло. Я бы сыг­рал героя, кото­рый не появил­ся на стра­ни­цах «Золо­то­го клю­чи­ка», но из кото­ро­го во мно­гом вырос замы­сел сказ­ки. Замы­сел кни­ги вырос ведь не толь­ко из сказ­ки Кол­ло­ди, но и из спек­так­ля, кото­рый Алек­сей Тол­стой посмот­рел задол­го до рево­лю­ции, году, навер­ное, в 1906‑м. В малень­ком теат­ре эпо­хи Сереб­ря­но­го века в Петер­бур­ге игра­ли какое-то куколь­ное пред­став­ле­ние. В этих спек­так­лях соче­та­лись живые акте­ры, люди, с кук­ла­ми. И вот на сце­ну выхо­дит – оце­ни­те весь глу­бо­кий сим­во­лизм этой сцен­ки! – глад­ко­вы­бри­тый актер (услов­но назо­вем его буду­щим папой Кар­ло) и тянет за собой кор­зи­ну, в кото­рой лежат пыль­ные кук­лы. Он доста­ет из кар­ма­на длин­ную чер­ную страш­ную боро­ду, при­вя­зы­ва­ет ее к лицу и ста­но­вит­ся Кара­ба­сом-Бара­ба­сом. В одном лице – и доб­рый папа Кар­ло, и ужас­ный Кара­бас-Бара­бас! Какой дедуш­ка Фрейд это все объ­яс­нит?! – гово­рит исто­рик лите­ра­ту­ры Иван Тол­стой.
Радио Сво­бо­да

Бу-ра-ти-но… откры­тие скульп­ту­ры в Сама­ре
Фото­ре­пор­таж

Как Хин­штейн в Сама­ре Бура­ти­но откры­вал
Фото­ре­пор­таж