Сегодня Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провел «круглый стол» на тему «Практика применения Федерального закона «О полиции». На заседание были приглашены представители Государственной Думы, МВД России, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Общественной палаты РФ, правозащитники, ученые, эксперты. Участники круглого стола обсудили мониторинг эффективности работы закона «О полиции» за 3 года его существования.
«Эта тема является крайне актуальной, и мы в Госдуме постоянно и внимательно мониторим, как на практике реализуется блок полицейского законодательства, какие проблемы в этой связи возникают, и стараемся совместными путями найти механизмы их решения», — начал свое выступление заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.
«В результате объединения наших профессиональных усилий, проведенного мониторинга, опроса всех, без исключения, субъектов РФ, всех губернаторов мы получили большой объем материалов с предложениями по совершенствованию законодательства «О полиции». На основании чего мы планируем после получения официального отзыва Правительства внести в Госдуму законопроект, учитывающий все эти предложения», — рассказал парламентарий.
Речь идет о изменении целого ряда положений, которые можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся положения, связанные с усилением прав и защищенности граждан, в частности, речь идет об обязанности сотрудников полиции отчитываться о несанкционированном проникновении на земельные участки (сегодня этой нормы нет). Вопросы, связанные с проникновением сотрудников в жилище. Вопросы о предоставлении задержанным права на телефонный звонок, потому что сегодня в законе написано о том, что гражданин имеет право на телефонный звонок только родственникам. Но далеко не всегда у задержанного есть родственники, которым он может позвонить. А закон, в данном случае, никаких расширенных толкований не несет, поэтому расширяется перечень близкими лицами, исходя из того, что гражданин должен сообщить кому то о том, что он задержан.
Второй блок предложений сводится к определенному дополнению сегодняшних полномочий сотрудников полиции. «Мы убеждены в том, что сотрудников необходимо и защитить, и вооружить реальными полномочиями. Поэтому мы предлагаем урегулировать целый ряд проблем, таких, например, как проникновение в транспортное средство», — пояснил депутат. В настоящее время законодательством не предусмотрено право полиции осуществлять вскрытие транспортного средства для спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, если гражданину, находящемуся в транспортном средстве, стало плохо и он нуждается в оказании первой или медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец). Кроме того, в транспортном средстве может заблокироваться лицо, совершившее (совершающее преступление). Ну и, конечно, вопросы, связанные с повышенной ответственностью самих сотрудников, в том числе, и в части кадровой дисциплины.
«Сейчас у нас на рассмотрении находится законопроект, связанный с более четким механизмом увольнения сотрудников и привлечения их к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. Один из тех механизмов, которые мы предлагаем, связан с наделением Министра внутренних дел особыми правами по увольнению старших офицеров, если в отношении них имеется оперативно-значимая информация компрометирующего характера», — рассказал депутат.
«Нас крайне волнует ситуация, связанная с социальной гарантией сотрудников и, в частности, с ключевым вопросом – выделением единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. В момент принятия блока полицейского законодательства в пояснительной записке указывались расчетные суммы, которые ежегодно из федерального бюджета должны были быть выделены для приобретения сотрудниками жилья. Тем не менее, мы фиксируем печальную тенденцию — ежегодно объем этих средств сокращается, — подчеркнул Александр Хинштейн. - Приведу вам цифры: на 20 ноября 2014 года в очереди на получение ЕСВ стоят 90 тысяч семей, для их обеспечения необходимо 270 млрд рублей. На текущий год у нас 2 млдр 100 млн рублей, на следующий год – 3 млрд 100 млн рублей, на 2016 год – 3 млрд 100 млн рублей. Таким образом, при нынешних темпах финансирования те, кто уже стоит сегодня в очереди, смогут рассчитывать на получение ЕСВ через 90 лет».
Депутат также коснулся такой болезненной темы как медицинские вытрезвители, которая до сих пор не решена, и темы административного надзора. «Сегодняшняя норма так, как она записана в законе «О полиции», не работает. Звучат предложения о том, чтобы передать часть этих полномочий во ФСИН, но ФСИН категорически против, справедливо замечая, что не может взять на себя эти полномочия без выделения дополнительных средств и штатной численности. Речь идет о надзоре за условно-досрочно освобожденными. У органов внутренних дел эти полномочия отсутствуют, на ФСИН эти полномочия не возложены. Понятно, что все упирается в деньги, но тем не менее, важнейший механизм контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в этой части абсолютно не работает», — сказал он.
В ходе мероприятия поднимались также вопросы юридической защищенности сотрудников полиции, их ответственности за допущенные нарушения, практика применения сотрудниками правоохранительных органов табельного оружия, практика проверки сотрудников полиции с целью выявления фактов коррупции, других недостойных действий, формы поощрений и наказаний сотрудников полиции.
По итогам «круглого стола» будут подготовлены рекомендации для дальнейшей законодательной деятельности.