
Александр Хинштейн поделился планами работы возглавляемого им Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Комитет планирует усилить защиту персональных данных россиян, рассмотреть ряд важных поправок в закон «О связи», внести законопроект о социальной рекламе, а также вместе с отраслью проработать вопрос ограничения иностранного участия в их капитале российских онлайн-кинотеатров.
В ближайшее время планируется рассмотрение во втором чтении законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (992331–7). Изменения коснутся уточнения порядка обработки персональных данных, обезличивания персональных данных и получения согласия на обработку персональных данных.
Законопроект предусматривает возможность предоставления согласия на обработку персональных данных в письменной форме одновременно на несколько целей, а также нескольким лицам. При этом если обработка персональных данных осуществляется в нескольких целях, в отношении каждой цели должны быть указаны соответствующий сведения. В случаях возникновения необходимости обработки персональных данных в дополнительных целях (отличных от первоначальных) законопроектом предусмотрена возможность обработки таких данных при условии получения согласия субъекта персональных данных, но без проведения процедур дополнительного сбора персональных данных.
Также законопроектом предлагается уточнить полномочия Роскомнадзора по утверждению требований и методов обезличивания персональных данных. Регламентация требований и методов по обезличиванию персональных данных на уровне нормативного акта Роскомнадзора позволит оперативно вносить необходимые изменения и дополнения в существующую методологию обезличивания персональных данных.
Законодательные изменения коснутся вопроса обработки биометрических персональных данных (744029–7). В третьем чтении будет рассмотрены поправки к законодательству Российской Федерации нивелирующие существующий пробел в части защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала, который содержит генетическую информацию, позволяющую получить о нём дополнительные сведения (о состоянии здоровья, питания, образа жизни, поведенческих особенностях, чувствительности к фармакологическим препаратам или аллергенам и других индивидуальных характеристиках).
Планируется работа с законом «О связи». Наиболее важным вопросом станет обеспечение доступа для граждан к социально значимым сайтам при нулевом балансе (1087071–7). Перечень ресурсов установит Правительство Российской Федерации. Предлагаемые изменения необходимы для обеспечения доступности государственных услуг и возможности получения их в дистанционном режиме для всех групп граждан. Предстоит рассмотрение в первом чтении.
Кроме того, в весеннюю сессию предполагается подготовка законопроекта о социальной рекламе в интернете. Действующий закон касается только рекламы в телеэфире: пять процентов эфирного времени должно быть отведено под социальную рекламу. Предполагается установить подобные нормы и для сети Интернет. В декабре прошлого года состоялось расширенное заседание комитета по информационной политике, ИТ и связи, в ходе которого обсудили роль общественно-значимых проектов и значение соцрекламы для их продвижения. В мероприятии приняли участие представители Минцифры, РКН, ФАС, Общественной палаты РФ, АКАР, НРА, АНО «Института развития интернета», а также крупнейших российских интернет-компаний — Яндекса, Rambler Group, Mail.ru Group. Участники заседания пришли к выводу о необходимости разработки законопроекта, регламентирующего социальную рекламу в интернете.
Совместно с игроками рынка предполагается доработать законопроект о внесении изменений в статью 10–5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части уточнения обязанностей владельца аудиовизуального сервиса (1078725–7). Законопроект внесённый на рассмотрение Нижней палаты парламента членом комитета Антоном Горелкиным предлагает распространить ограничение в 20% иностранного владения на все аудиовизуальные сервисы, работающие в России, квота не касается площадок с пользовательским контентом, таких как YouTube. Доводы участников рынка онлайн-кинотеатров будут обсуждаться в рамках расширенного заседания комитета.
Особое внимание в комитете будет уделено борьбе с киберпреступностью. В Госдуме появится межфракционная группа, которая займётся выработкой инициатив по противодействию киберпреступности.
«Всё больше граждан становятся активными пользователями интернета и используют цифровые сервисы для решения своих повседневных задач. На этом фоне активизируются киберпреступники. Для разработки инициатив, направленных на борьбу с киберпреступностью и защиту граждан, при комитете Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи создаётся межведомственная группа», — рассказал председатель комитета Александр Хинштейн.