В эфире радиостанции «Вести ФМ» депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил, что как всякая закрытая система, этнические группы и происходящее в них процессы необходимо контролировать оперативными методами правоохранительных органов и существующее законодательство позволяет пресекать и не допускать массовых беспорядков среди мигрантов.
Произошедшие драки, во многом, по словам А.Хинштейна, — результат недоработки оперативных работников. Но проблема, по мнению депутата, носит не только социальный, но и экономический характер, потому что работодателям, к сожалению, выгодна дешевая и бесправная рабочая сила.
При этом парламентарий отметил поправки в законодательство, которые сейчас обсуждаются на сайте regulation.gov.ru, и предполагают облегчение механизма въезда в Россию иностранным гражданам.
«На мой взгляд, такой механизм должен ужесточаться. Мы последовательно ввели нормы, по которым иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие правонарушение административное неоднократно, выдворяются с территории России. То же самое касается и лиц, совершивших уголовные преступления. Мы ввели запрет на посещение России лицами, имеющими судимость на своей родине. Мы ввели так называемый механизм закрытия, когда въезд может закрываться на 5–10 лет. Очевидно, эту работу нужно продолжать дальше» — заявил Хинштейн.
Депутат пояснил, что он поддерживает увеличение штрафов за массовые драки, т.к. 500 рублей — сумма несоразмеримая с опасностью подобных происшествий и с последствиями, которые они несут.
В то же время, по мнению А.Хинштейна, в действующем законодательстве уже есть все необходимые нормы и достаточная ответственность для того, чтобы квалифицировать эти правонарушения, и для введения дополнительных норм и санкций нет необходимости.
«Сегодня у нас ответственность за подобные деяния установлена. Поэтому, на мой взгляд, придумывать что-то новое не нужно, а нужно правильно и точно использовать существующие механизмы, уголовные и административно-правовые», — пояснил А.Хинштейн.
РАСШИФРОВКА ЭФИРА
Ведущий:
Почему правоохранительным органам не удалось предотвратить беспорядки драки мигрантов?
Хинштейн:
Это связано с недостаточно качественной работой , в первую очередь, оперативной работы, направленной на упреждение подобного рода чрезвычайных ситуаций. В то же время надо понимать, что среда мигрантов достаточно закрытая. Это касается любых этнических групп, которые представляют собой некую закрытую экосистему. Понятно, что информация оттуда, изнутри, просачивается очень тяжело.
Ведущий:
Какие инструменты есть у правоохранителей, чтобы всё-таки каким-то образом получать эту информацию? Внедряются ли они в сообщества, имеют ли агентуру? Мониторят ли они соцсети? Для того, чтобы собралось несколько десятков человек, необходимо как-то договориться. На этом этапе можно было бы уже узнать о готовящемся инциденте.
Хинштейн:
Чтобы ответить на эти вопросы нужно знать, что это предусмотрено требованиями уже существующих законов. Насколько качественно и профессионально это делается, оценивать сложнее, поскольку тут уже начинается область профессиональной компетенции. Любая оперативно-розыскная деятельность является совершенно секретной. Напомню, что мы приняли закон и об основах системы профилактики преступлений и правонарушений в России, приняты поправки в Закон «О полиции». Я был их автором. Эти законы наделяют органы внутренних дел правом на проведение именно профилактической деятельности. Смысл заключается в том, что разговорами, убеждениями удается предотвращать какие-либо планируемые противоправные действия, преступления. Необходимо объяснять людям все последствия, чтобы завтра не говорили, что не знали и не понимали. Надо в то же время сказать, что миграция, в том числе, и нелегальная миграция – это вопрос экономический. Конечно, российским работодателям выгоднее и дешевле брать на работу бесправных мигрантов, которым можно платить в несколько раз дешевле, нежели россиянам, учитывая все требования нашего законодательства, механизмы социальной защиты, отчисления в фонды и так дальше. С этим, конечно, нужно бороться, но нашу обеспокоенность, мою, в частности, вызывают поправки, подготовленные в действующее законодательство, вывешенные для обсуждения на портале, где предлагается облегчить механизм приезда в Россию иностранных граждан. На мой взгляд, такой механизм должен ужесточаться. Мы последовательно ввели нормы, по которым иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие правонарушение административное неоднократно, выдворяются с территории России. То же самое касается и лиц, совершивших уголовные преступления. Мы ввели запрет на посещение России лицами, имеющими судимость на своей родине. Мы ввели так называемый механизм закрытия, когда въезд может закрываться на 5–10 лет. Очевидно, эту работу нужно продолжать дальше.
Ведущий:
Если ещё говорить о законодательстве. Сейчас звучат предложения увеличить штрафы за драки с 500 до 5000 рублей.
(Как вы оцениваете эту инициативу, будет ли она эффективной или надо действовать иначе?)
Хинштейн:
Я традиционно поддерживаю ужесточение законодательства, ответственность, уголовную и административную в тех сферах, где есть какие-то проблемы. Конечно, 500 рублей экономически несоразмерны содеянному, наверное, это не та сумма, которая в состоянии кого-то удержать.
Ведущий:
Может быть, следует просто привлекать к ответственности по другим статьям, как за организацию массовых беспорядков, как это сейчас предлагают многие.
Хинштейн:
Для того, чтобы вменить человеку вину за организацию массовых беспорядков, должны быть соответствующие последствия от этих беспорядков.
Ведущий:
Мы просто видели, например, как из-за этих драк люди не могут ездить на автомобилях, прохожие нормально пройти по улице.
Хинштейн:
Это не организация массовых беспорядков, это создание препятствий для движения общественного транспорта и для деятельности служб. Сегодня у нас ответственность за подобные деяния установлена. Поэтому, на мой взгляд, придумывать что-то новое не нужно, а нужно правильно и точно использовать существующие механизмы, уголовные и административно-правовые.
А если бы человеку, поучаствовавшему в драке стенка на стенку, грозила автоматическая депортация, это бы очень сильно удерживало мигрантов от совершения подобных действий. И опять же, повторю, сегодня в случае, когда иностранный гражданин, лицо без гражданства, совершает два административных правонарушения это лицо подлежит выдворению. Можем обсуждать ужесточение этой меры, выдворение после одного административного наказания. При этом нужно понимать, что возникает возможность для серьёзных злоупотреблений, потому что переход улицы на красный сигнал светофора – это тоже административно наказуемое деяние.
Радио «ВестиФМ» эфир от 3 сентября 2021 года