15 июля состоялось заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи под председательством А.Хинштейна.
Был рассмотрен и рекомендован Государственной Думе к принятию по втором чтении законопроект № 377753–7 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О рекламе», внесенный Правительством Российской Федерации, которым предлагается ввести возможность распространения рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах — членах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Это необходимо для приведения положений законодательства России в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В первом чтении проект был принят 14.06.2018 г.
О внесенных изменениях закона ко второму чтению рассказал первый заместитель председателя Комитета С.Боярский, он сообщил, что поступило всего 5 поправок, все они носят уточняющий характер и они были рекомендованы к принятию.
На заседании присутствовал заместитель руководителя ФАС А.Б.Кошеваров, который сообщил насколько важен этот законопроект для исполнения Российской Федерацией своих международных обязательств.
Ряд законопроектов был предварительно рассмотрен и направлен в рассылку:
- № 978471–7 «О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», внесенном депутатами Государственной Думы С.М.Боярским, Е.В.Ревенко.
О предлагающихся изменениях законодательства рассказал один из авторов – депутат Е.Ревенко
Законопроект предполагает перенести ответственность за некорректную возрастную маркировку в рекламе зрелищных мероприятий со СМИ и ТВ на организаторов мероприятий. Как известно, анонсы зрелищных мероприятий регулярно публикуются на ТВ и в СМИ. И мероприятия и их анонсы должны содержать возрастную маркировку и очень часто возрастная маркировка не размещается или размещается с искажением, при этом, контролирующие органы предъявляют претензии и санкции именно к средствам массовой информации, размещающим рекламу. Законопроект устранит эту ситуацию и обяжет именно организаторов отвечать за размещение и корректности возрастной маркировки.
- № 946734–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенном депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским и другими, членами Совета Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым, М.М.Ульбашевым.
О сути предложенных изменений законодательства рассказала заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Марина Мукабенова. Она сообщила, что в связи со сложившейся в Российской Федерации ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению авторов законопроекта, возникла необходимость создания равных возможностей для граждан Российской Федерации в отношении доступности услуг и сервисов в части обеспечения полностью удаленного взаимодействия сторон различных отношений.
В целях максимального расширения доступности дистанционных услуг проектом предлагается предоставить возможность самостоятельной регистрации физическими лицами своих биометрических персональных данных в Единой биометрической системе.
Законопроектом предлагается установить право физическим лицам с помощью идентификации биометрии с применением мобильных телефонов, смартфонов, планшетных или персональных компьютеров осуществлять размещение в единой биометрической системе своих биометрических персональных данных для последующего использования этих сведений для получения удаленных услуг и сервисов.
- № 972279–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенном депутатами Государственной Думы Ф.С.Тумусовым, Д.А.Иониным, А.В.Терентьевым. О сути проекта доложила М.Мукабенова, она сообщила, что законопроект, согласно пояснительной записке направлен на запрет блокировки информационных ресурсов и на разблокировку уже заблокированных информационных ресурсов (например, мессенджер Telegram), которые при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации осуществляют информирование о ней, а также являются основными источниками получения информации о текущей ситуации для органов государственной власти и должностных лиц.
Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Хинштейн отметил, что, в связи со снятием ограничений с мессенджера Telegram, актуальность предложенных изменений законодательства снизилась, но, поскольку авторы законопроект не отозвали, он пройдет все этапы и процедуры рассмотрения в соответствии с Регламентом Госдумы.
На комитете также было утверждено заключение на законопроект 974103–7 О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» (в части внедрения цифровых технологий), который внесло Правительство России.
Выступая на Комитете А.Хинштейн отметил, что введение информационной системы в сфере стандартизации, совершенствование механизма формирования технических комитетов по стандартизации и терминологического аппарата Федерального закона «О стандартизации» положительно повлияет на модернизацию и дальнейшее технологическое развитие национальной системы стандартизации в Российской Федерации.
Вместе с тем, он отметил, что отдельные положения рассматриваемого законопроекта нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке. Он привел ряд юридико-технических и лингвистических формулировок, требующих доработки.
Еще одним важным моментом, который был отмечен в заключении Комитета, стал вопрос о необходимости законодательной проработки создания государственной информационной системы не только в сфере стандартизации, но и в сфере технического регулирования.
Это объясняется тем, что национальная система стандартизации Российской Федерации охватывает две сферы правового регулирования, осуществляемых на основе Федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и «О техническом регулировании». Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762‑р одной из стратегических целей, задач и принципов развития национальной системы стандартизации определено расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации.