Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн: Незаконные акции 23 января сопровождались фейками и провокациями

Государственная Дума

- Алек­сандр, ваш коми­тет про­ана­ли­зи­ро­вал все эти при­зы­вы и фей­ки, кото­рые навод­ни­ли соц­се­ти нака­нуне и после мас­со­вых акций 23 янва­ря. Ска­жи, пожа­луй­ста, ты можешь эту ста­ти­сти­ку озвучить?

- Да, конеч­но. Коми­тет Гос­ду­мы по информ­по­ли­ти­ке про­ана­ли­зи­ро­вал фей­ки и раз­лич­ные инфор­ма­ци­он­ные про­во­ка­ции, кото­ры­ми сопро­вож­да­лась как под­го­тов­ка, так и про­ве­де­ние несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных акций 23 янва­ря в России.

Мы выяви­ли боль­шое чис­ло фей­ков. Если быть кон­крет­ным, то 53 темы сооб­ще­ний содер­жа­ли некор­рект­ные сведения.

Это фей­ки, кото­рые рас­про­стра­ня­ли заве­до­мо лож­ную информацию.

Напри­мер, о при­го­тов­ле­нии со сто­ро­ны госу­дар­ства к этим про­тестным акци­ям. Ска­жем, о том, что отда­но рас­по­ря­же­ние при­ме­нять бое­вое ору­жие и патро­ны про­тив протестующих.

Это были мате­ри­а­лы, в кото­рых сооб­ща­лось о гибе­ли участ­ни­ков акций.

Два таких при­ме­ра есть, оба ника­ко­го отно­ше­ния ни к акци­ям, ни к Рос­сии не име­ют, и в даль­ней­шем ана­ли­зе выяс­ни­лось, что укра­ин­ские бло­ге­ры выда­ют реаль­ных (живых) людей за сакраль­ных жертв рос­сий­ско­го режима.

Вбра­сы­ва­лись в интер­нет и «фото­жа­бы» о яко­бы под­жо­гах крем­лев­ской сте­ны, пере­дви­же­нии воен­ных колонн по городу.

Шли лож­ные сооб­ще­ния о коли­че­стве участ­ни­ков акции, пото­му что еще собы­тия не закон­чи­лись, а инфор­ма­гент­ства, в част­но­сти, Рей­тер, уже объ­яви­ло о 40 тыся­чах митин­гу­ю­щих в Москве. Затем эта циф­ра воз­рос­ла до 50 тысяч, тогда как при самом скру­пу­лез­ном под­сче­те этих зна­че­ний не было и близко.

- Ну, оцен­ки офи­ци­аль­ных орга­нов и неофи­ци­аль­ных все­гда расходятся.

- Офи­ци­аль­ные дан­ные МВД — 4,5 тыся­чи, неофи­ци­аль­но раз­го­вор может идти о 10, мак­си­мум 12 тыся­чах, с уче­том всех при­ле­га­ю­щих к местам про­ве­де­ния акции в Москве улиц.

Но, согла­си­тесь, 10 и 40–50 тысяч — это совсем не одно и то же. Хотя фей­ко­вые линии ста­ли гово­рить уже о мил­ли­о­нах (!), и это дава­ло потре­би­те­лям и созда­те­лям заве­до­мо лож­ной инфор­ма­ции воз­мож­ность про­во­дить ана­ло­гию с «болот­ны­ми» собы­ти­я­ми (про­тест­ная акция на Болот­ной пло­ща­ди 2011 года – А.Г.), с акци­я­ми 2019 года.

Отдель­но хочу оста­но­вить­ся на новых моти­вах, кото­рых мы рань­ше не виде­ли — это выступ­ле­ние в соц­се­тях бло­ге­ров, кото­рые пред­став­ля­ют­ся сотруд­ни­ка­ми поли­ции и Рос­гвар­дии и демон­стра­тив­но сры­ва­ют с себя пого­ны, жето­ны и гово­рят, что ухо­дят со служ­бы в знак про­те­ста. Пото­му что, мол, не могут вое­вать с соб­ствен­ным народом.

Мы выяви­ли 13 таких фак­тов и, что харак­тер­но, все 13 чело­век ника­ко­го отно­ше­ния ни к МВД, ни к Рос­гвар­дии не име­ют. Сре­ди них есть домо­хо­зяй­ки, фит­нес-тре­не­ры, лишь один из этих людей ранее про­хо­дил сроч­ную служ­бу во внут­рен­них вой­сках, но уже дав­но уво­лил­ся и живет граж­дан­ской жиз­нью. Сроч­ную служ­бу, под­чер­ки­ваю, про­хо­дил, то есть, по призыву.

- Ваш коми­тет об этом сооб­ща­ет через два дня после того, как акции завер­ши­лись. А нака­нуне или в ходе их мож­но было выплес­ки­вать раз­об­ла­че­ния в эфир?

- Ну, надо пони­мать, что коми­тет Гос­ду­мы это все-таки пар­ла­мент­ский орган, и рабо­та, кото­рую мы ведем, и такой ана­лиз, это все-таки не совсем про­филь­ная дея­тель­ность для депу­тат­ско­го кор­пу­са. Ско­рее, это зада­ча кон­тро­ли­ру­ю­щих структур.

Тем не менее, мы взя­ли на себя такую обя­зан­ность, такую ответ­ствен­ность, про­сто пони­мая зна­чи­мость и опас­ность суще­ству­ю­щих сего­дня реалий.

На буду­щее, без­услов­но, будем актив­нее этим зани­мать­ся и наша цель не толь­ко про­ана­ли­зи­ро­вать и пока­зать, что про­ис­хо­ди­ло и чем сопро­вож­да­ют­ся тако­го рода про­тестные акции, но и, во-пер­вых, про­ин­фор­ми­ро­вать обо всех этих фак­тах пол­но­моч­ные струк­ту­ры — Гене­раль­ную про­ку­ра­ту­ру, Роскомнадзор.

А во-вто­рых — это не менее важ­но — посмот­реть, какие изме­не­ния в зако­но­да­тель­ство тре­бу­ют­ся для того, что­бы бороть­ся с этим явлением.

- А раз­ве уже сей­час нет зако­но­да­тель­но оформ­лен­ной ответ­ствен­но­сти за подоб­ные инфор­ма­ци­он­ные вбросы?

- Сего­дня закон изме­ни­ли, сего­дня у нас появи­лась и уси­лен­ная ответ­ствен­ность за фаль­ши­вую инфор­ма­цию, и уго­лов­ная ответ­ствен­ность вве­де­на за фей­ки, но толь­ко в том слу­чае, прав­да, если они повлек­ли за собой какие-то тяж­кие послед­ствия, то есть, смерть одно­го и более людей.

Мы наде­ли­ли Рос­ком­над­зор пра­вом при­ме­нять санк­ции в слу­чае, если вла­дель­цы интер­нет-ресур­сов не уда­ля­ют запре­щен­ный контент.

При этом важ­но отме­тить, что под вла­дель­ца­ми ресур­сов мы име­ем в виду не бло­ге­ров, а тех, кому при­над­ле­жат соци­аль­ные сети или интернет-страницы.

Вот тема, ска­жем, с фей­ко­вы­ми поли­цей­ски­ми. Она нас заста­ви­ла заду­мать­ся, что с этим делать, пото­му что зако­но­да­тель­ство гово­рит о мак­си­маль­ном нака­за­нии все­го лишь в виде штра­фа в раз­ме­ре пол­то­ры тыся­чи руб­лей. За неза­кон­ное ноше­ние фор­мы. Плюс кон­фис­ка­ция этой самой неза­кон­ной формы.

Но, одно дело, когда чело­век надел фор­му и фото­гра­фи­ру­ет­ся у мет­ро, и его дей­ствия ника­ких обще­ствен­ных послед­ствий не обра­зу­ют и опас­но­сти нет. Ну, услов­но, сто­ит там двой­ник Ста­ли­на… Фор­маль­но он нару­ша­ет КоАП. Но при этом, из-за того, что он надел пого­ны гене­ра­лис­си­му­са, каких-либо послед­ствий нега­тив­ных не наступило.

А вот когда чело­век, не име­ю­щий отно­ше­ния к служ­бе, с себя сры­ва­ет пого­ны, он тем самым фор­ми­ру­ет у людей совер­шен­но иска­жен­ное пред­став­ле­ние о реа­ли­ях. Он, по сути, раз­жи­га­ет суще­ству­ю­щую сего­дня ситу­а­цию, стал­ки­вая лбом меж­ду собой граж­дан­ское обще­ство и людей в фор­ме. А это очень опас­но. Пото­му что когда люди в фор­ме, — а мы это, к сожа­ле­нию, виде­ли в наших быв­ших брат­ских рес­пуб­ли­ках,- ока­зы­ва­ют­ся в роли пушеч­но­го мяса, стра­на рушится.

- Что буде­те предпринимать?

- Будем про­ра­ба­ты­вать ини­ци­а­ти­ву и вво­дить еще один вид ответ­ствен­но­сти за ноше­ние фор­мы в слу­чае, если это сопро­вож­да­ет­ся фей­ко­вы­ми дей­стви­я­ми и фей­ко­вы­ми заяв­ле­ни­я­ми. Я сей­час назы­ваю это не юри­ди­че­ски, а смыс­ло­во, но понят­но, что это будет про­пи­са­но юри­ди­че­ски ров­но так, что­бы фор­му­ли­ров­ка была во всех смыс­лах чистой и понятной.

- Я поду­мал зна­ешь о чем? Это же не послед­няя подоб­ная акция?

- Нет, конеч­но. Акции будут нарастать.

- Может быть, ваше­му коми­те­ту не через два, не через три дня, а пря­мо в ходе акции зво­нить в СМИ и такие пуб­ли­ка­ции делать?

- Пред­ло­же­ние принято.

А.Гамов

Источ­ник WWW.KP.RU