Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн о деле украинских моряков

Видео

Меж­ду­на­род­ный три­бу­нал по мор­ско­му пра­ву обна­ро­до­вал текст сво­е­го реше­ния отно­си­тель­но обя­за­тель­ства Рос­сии осво­бо­дить укра­ин­ских моря­ков. В сту­дии Пер­во­го кана­ла обсу­ди­ли дей­ствия, кото­рые долж­на пред­при­нять Россия.

Алек­сандр Хин­штейн: Пер­вое. Конеч­но, Рос­сия может не выпол­нять тре­бо­ва­ний меж­ду­на­род­но­го три­бу­на­ла. Кон­вен­ция, кото­рую мы рати­фи­ци­ро­ва­ли еще в 1982 году, дает пра­во каж­дой из стран в подоб­ной ситу­а­ции зани­мать пози­цию о неис­пол­не­нии его реше­ния. Ника­ких санк­ций впря­мую из этой кон­вен­ции не сле­ду­ет, одна­ко, в этом слу­чае мы лиша­ем­ся воз­мож­но­сти апел­ли­ро­вать в меж­ду­на­род­ный три­бу­нал и ана­ло­гич­ные дей­ствия будут рас­про­стра­нять­ся на нас.
Вто­рое. Меж­ду­на­род­ный мор­ской три­бу­нал и уго­лов­ное судо­про­из­вод­ство – это не одно и то же. И они не исклю­ча­ют друг дру­га. Ины­ми сло­ва­ми, с юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния, само рас­смот­ре­ние дела в меж­ду­на­род­ном мор­ском три­бу­на­ле не пре­пят­ству­ет рас­смот­ре­нию уго­лов­но­го дела, кото­рое воз­буж­де­но по фак­ту неза­кон­но­го пере­хо­да гра­ни­цы, в отно­ше­нии укра­ин­ских воен­но­слу­жа­щих. Пола­гаю, никто из укра­ин­ских экс­пер­тов не ста­нет спо­рить с тем, что они дей­стви­тель­но нару­ши­ли госу­дар­ствен­ную гра­ни­цу Рос­сий­ской Федерации.
Тре­тье. Моя точ­ка зре­ния: без­услов­но, Рос­сия может делать какие-либо шаги в отно­ше­нии пере­го­во­ров о воз­вра­те моря­ков лишь, будучи уве­рен­ной в адек­ват­но­сти обрат­ной сто­ро­ны. В ответ мы долж­ны полу­чить рав­но­знач­ную и адек­ват­ную реак­цию. Если Рос­сия полу­чит от укра­ин­ской сто­ро­ны соот­вет­ству­ю­щую инфор­ма­цию (будь-то офи­ци­аль­ные или неофи­ци­аль­ные кана­лы), это будет хоро­ший выход из ситуации.
И послед­нее. Меня все­гда уми­ля­ли заяв­ле­ния тех, кому «изна­чаль­но все было понят­но»…, кто зара­нее знал, что «с Рос­си­ей никто счи­тать­ся не будет»… Для меня оче­вид­но, что тако­го рода заяв­ле­ния ведут Рос­сию в сто­ро­ну изо­ля­ции силь­нее, чем «ура-пат­ри­о­ты», кри­ча­щие, что «мы луч­шие и нам не нужен никто в мире».
В мире (и в Евро­пе, в том чис­ле) доста­точ­ное коли­че­ство здра­во­мыс­ля­щих людей, кото­рые най­дут в себе воз­мож­но­сти занять адек­ват­ную пози­цию, исхо­дя из прин­ци­па силы. А Рос­сия может раз­го­ва­ри­вать с пози­ции силы.
Я пола­гаю, что ини­ци­а­ти­ва долж­на исхо­дить от укра­ин­ской сто­ро­ны. И я был бы очень рад услы­шать заяв­ле­ние ново­из­бран­но­го пре­зи­ден­та Укра­и­ны о том, что он готов к обме­ну задер­жан­ных меж­ду Рос­си­ей и Украиной.