Проекты Александра Хинштейна

(Видео) Александр Хинштейн – об экспозиции военной фотографии в Самаре: «Выставка, которую мы сегодня открыли, мне кажется, очень точно передает дух того времени»

Избирательный округ

Сего­дня, 6 нояб­ря, депу­тат Гос­ду­мы РФ, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Гене­раль­но­го Сове­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия» Алек­сандр Хин­штейн сов­мест­но с мини­стром куль­ту­ры Самар­ской обла­сти Бори­сом Илла­ри­о­но­вым при­ня­ли уча­стие в тор­же­ствен­ном откры­тии выстав­ки фото­гра­фий фрон­то­вых кор­ре­спон­ден­тов «Неиз­вест­ный Бер­лин. Май 1945 года». Сама­ра ста­ла пер­вым горо­дом после Моск­вы, в кото­ром выстав­ле­на уни­каль­ная экспозиция.

Новая экс­по­зи­ция раз­вер­ну­лась в Сама­ре на пло­щад­ке муль­ти­ме­дий­но­го исто­ри­че­ско­го пар­ка «Рос­сия – моя исто­рия» – фили­а­ла Самар­ско­го област­но­го исто­ри­ко-кра­е­вед­че­ско­го музея им. П.В. Алабина.

Подроб­нее — в репор­та­же Теле­ка­на­ла «Диа­лог ТВ»:

Инте­рес­но, что пред­став­лен­ные на выстав­ке фото­гра­фии  фрон­то­вых кор­ре­спон­ден­тов мая-июня 1945 ранее нико­гда и нигде не пуб­ли­ко­ва­лись. «У самар­цев появи­лась уни­каль­ная воз­мож­ность уви­деть исто­рию гла­за­ми её непо­сред­ствен­ных сви­де­те­лей и участ­ни­ков», — отме­тил Алек­сандр Хинштейн.

Выстав­ка, под­го­тов­лен­ная Еврей­ским музе­ем и цен­тром толе­рант­но­сти (г. Москва) к 75-летию Побе­ды в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне и при­ве­зе­на в Сама­ру в рам­ках меро­при­я­тий меж­ду­на­род­но­го пат­ри­о­ти­че­ско­го про­ек­та «Парад Памя­ти», одним из клю­че­вых ини­ци­а­то­ров и лоб­би­стов кото­ро­го еще в 2011 году высту­пил Алек­сандр Хинштейн.

Наш реги­он стал пер­вым в Рос­сии, где экс­по­зи­ция пред­став­ле­на после пока­за в Москве.

Более 50 ранее не пуб­ли­ко­вав­ших­ся фото­гра­фий Бер­ли­на вес­ны-лета 1945 года предо­став­ле­ны наслед­ни­ка­ми из лич­ных архи­вов авто­ров сним­ков – Ильи Арон­са и Вале­рия Гин­збур­га.

На сним­ках воен­ных фото­кор­ре­спон­ден­тов мож­но уви­деть не толь­ко город, но и людей, участ­во­вав­ших в его взя­тии. Сре­ди них – мар­ша­лы Совет­ско­го Сою­за Геор­гий Жуков и Кон­стан­тин Рокос­сов­ский, а так­же гене­рал-май­ор Мат­вей Вай­нруб, режис­сер Леон Саа­ков, писа­тель и поэт Кон­стан­тин Симо­нов, воен­ный фото­кор­ре­спон­дент Евге­ний Хал­дей, кино­опе­ра­тор Ромен Кар­мен и мно­гие дру­гие. Запе­чат­ле­на и леген­дар­ная встре­ча союз­ни­ков на Эльбе.

«Выстав­ка, кото­рую мы сего­дня откры­ли, мне кажет­ся, очень точ­но пере­да­ет дух того вре­ме­ни. Это не парад­ные порт­ре­ты, и не какие-то кра­си­во­сти. Это реаль­но вос­про­из­ве­ден­ная жизнь побеж­ден­но­го горо­да Бер­ли­на. На фото – еще моло­дые Мар­ша­лы, гене­ра­лы, сол­да­ты. И, как мне кажет­ся, важ­но вос­при­ни­мать исто­рию про­шло­го, в том чис­ле, гла­за­ми непо­сред­ствен­но ее участ­ни­ков», — про­ком­мен­ти­ро­вал СМИ свои впе­чат­ле­ния от уви­ден­но­го Алек­сандр Хинштейн.


«Важ­но, что фото­гра­фии, кото­рые сего­дня пред­ста­ви­ли на этой экс­по­зи­ции, нико­гда и нигде ранее не выстав­ля­лись. Чело­век так устро­ен, что у него очень быст­ро «замы­ли­ва­ет­ся» взгляд. Мы с вами зна­ем наизусть мно­гие фото­гра­фии, став­шие неотъ­ем­ле­мой частью исто­рии, и когда мы их видим в оче­ред­ной раз, у нас уже не все­гда воз­ни­ка­ют эмо­ции. Они нам близ­ки и зна­ко­мы с детства.
Но когда видишь новые фото­гра­фии, кото­рые тебе не попа­да­лись ранее, и кото­рые дей­стви­тель­но пере­да­ют дух эпо­хи и вре­ме­ни, то уже совер­шен­но по-дру­го­му пере­осмыс­ли­ва­ешь и пере­оце­ни­ва­ешь это самое вре­мя. Я счи­таю, что мы сего­дня откры­ли заме­ча­тель­ную выстав­ку и рас­счи­ты­ваю на то, что здесь смо­гут побы­вать мно­гие самар­цы и гости реги­о­на
», — резю­ми­ро­вал депутат.

Спра­воч­но

Илья Аронс (1910 – 1983) в чис­ле пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов ВГИ­Ка ушел доб­ро­воль­цем в народ­ное опол­че­ние Моск­вы, участ­во­вал в боях, был награж­ден орде­ном Крас­но­го зна­ме­ни и дошел до Берлина.

Вале­рий Гин­збург (1925 – 1998), выда­ю­щий­ся опе­ра­тор, так­же ушел доб­ро­воль­цем на фронт, одна­ко по болез­ни вер­нул­ся в Моск­ву. В 1945 году Гин­збург был направ­лен от ВГИ­Ка в Бер­лин раз­би­рать мате­ри­а­лы бер­лин­ской кино­сту­дии – имен­но тогда он сде­лал неве­ро­ят­ные по худо­же­ствен­ной силе сним­ки раз­ру­шен­но­го Берлина.

Вес­ной 1945-го вме­сте с Совет­ской арми­ей в Бер­лин вошли фрон­то­вые опе­ра­то­ры и фото­гра­фы. Они, про­шед­шие через ад вой­ны, фик­си­ро­ва­ли хро­ни­ку Побе­ды. Пред­став­лен­ные на выстав­ке фото­гра­фии пока­зы­ва­ют город сра­зу после паде­ния Тре­тье­го рей­ха: Бран­ден­бург­ские воро­та, Рейхс­таг, Бер­лин­ский кафед­раль­ный собор, буль­вар Кур­фюр­стен­дамм на этих сним­ках изуро­до­ва­ны бом­беж­ка­ми, зда­ния еще хра­нят нацист­скую сим­во­ли­ку, а изну­рен­ные воем сирен бер­лин­цы толь­ко начи­на­ют воз­вра­щать­ся к спо­кой­ной жизни.