В заседании приняли участие два министра – министр просвещения С.Кравцов и министр цифрового развития М.Шадаев, а также представители федеральных органов власти, общественности, ведущих отечественных IT-компаний, издательств и экспертного сообщества.
Обеспечение цифровой безопасности детей – важнейшая задача государства
В своем вступительном слове Хинштейн подчеркнул, что тема цифровой безопасности детей и молодежи является наиважнейшей сегодня. Председатель профильного Комитета Госдумы подчеркнул, что цифровая среда стала неотъемлемой частью нашей жизни, что мир офлайн постепенно перетекает в мир онлайн и новые технологии и возможности открывают как светлые стороны, способствуя прогрессу и развитию общества, так, к сожалению, и формирует негативную повестку, в том числе, и такие явления сегодняшнего дня как «фейки», «кибербулинг», «кибермошенничество».
Хинштейн привел статистические данные, согласно которым, не менее 80% школьников сталкивались когда-либо с опасностями в интернете.
Видеоролик, подготовленный к заседанию
Председатель Комитета Госдумы по информационной политики информационной политики, информационным технологиям и связи сообщил, что он считает введение обучения школьников цифровой грамотности и цифровой гигиене крайне важным вопросом, и поэтому на расширенном заседании Комитета с участием двух министров и ведущих специалистов в этой области требуется обсудить необходимость появления курса цифровой грамотности в рамках школьной программы.
«Мы предлагаем создать межведомственную рабочую группу на базе двух федеральных министерств и с участием всех заинтересованных сторон, профессионального сообщества, образовательного, академического сообщества, безусловно родительского сообщества, поскольку без позиции родителей мы дальше двигаться, конечно же, не в состоянии», — заявил Хинштейн.
Председатель Комитета подчеркнул, что несмотря на то, что действующему созыву Государственной Думы остаётся работать не так много времени, но, в связи с запланированным изменением федеральных государственных образовательных стандартов, тема обучения азам цифровой грамотности является крайне важной и своевременной, требующей общественного диалога именно сейчас.
«Мы считаем, что разработка курсов цифровой грамотности предполагает межотраслевое взаимодействие экспертов IT-индустрии, академического сообщества в сфере школьного образования, ну, и конечно же, общественных институтов. Эксперты IT-индустрии, оперируя передовыми навыками в сфере развития интернета, технологий, цифровых угроз, не обладают, к сожалению, компетенциями формирования школьных программ, а академическое сообщество, наоборот, хорошо понимает как формировать школьные программы, глубоко осознавая смысл и технологию разработки курсов, обучающих программ. Вместе с тем ученые не всегда погружены в достаточной степени в процессы развития цифровых технологий и кибер-угроз. И наша задача совместить и соединить два этих направления», — констатировал Александр Хинштейн.
Отобрать гаджет — не выход
Как отметил Александр Хинштейн, к аудитории Интернета относится 79 процентов населения России старше 12 лет, и в среднем каждый человек проводит в нём по 7 часов в день. Многие дети используют гаджеты для развлечений — например, чтобы поиграть в приложения или посидеть в соцсетях. Ещё он оказывается полезным для поиска информации, в том числе по учёбе. При этом 14 процентов родителей вообще не знают, чем занимается их ребёнок в сети
По словам Хинштейна, казалось бы, самым простым выходом из ситуации было бы забрать у ребят смартфоны, но это ни к чему хорошему не приведёт:
«Это вовсе не решение проблемы, — отметил он. — Вне Интернета ребёнок изолирован от сверстников, лишён возможности социализироваться в привычной среде. Интернет открывает доступ к интересному контенту и онлайн-образованию».
В связи с этим профильный комитет предложил подготовить уроки цифровой грамотности, где научат проверять достоверность информации (фактчекинг), расскажут о безопасной работе в Сети и о цифровой «гигиене» (защита от вирусов и т.п.)
Способы защиты
Однако рост IT-преступлений — фишинговых атак, вымогательств, фейковых новостей — вынуждает искать способы защиты детей от этого, согласился гендиректор компании «Диалог», выполняющей функцию оператора цифрового диалога между властью и обществом, Алексей Гореславский.
«Школьники к этим вызовам не готовы, в том числе мы фиксируем это по жалобам граждан, — констатировал он. — Но помимо таких серьёзных преступлений дети не знают, что делать и с элементарными вещами, например, как правильно придумать пароль, чтобы его не украли, как играть в игру, чтобы случайно куда-то не нажать и у родителей не снялись деньги с карты».
Уроки цифровой грамотности и азы программирования
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев предложил посвятить до 50% времени уроков по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) формированию у школьников навыков безопасной работы с цифровыми технологиями.
«Мы считаем, что до 50% времени ОБЖ нужно посвятить формированию у школьников навыков безопасной работы с цифровыми технологиями, цифровыми сервисами. <…> Понятно, что мы не говорим про дополнительную нагрузку. Мы хотели бы здесь предложить скорректировать учебную программу подготовки по ОБЖ для того, чтобы большее внимание уделить вопросам безопасности в работе с интернетом, с интернет-сервисами. <…> Мне кажется, что ОБЖ — это как раз тот предмет, который может быть для этого использован», — сказал Шадаев.
Министр цифрового развития также заявил, что старшеклассники должны иметь возможность изучать азы программирования.
«Мы понимаем, что, к сожалению, учителя информатики в школах, наверное, не могут на требуемом уровне проводить это обучения, поэтому мы согласовали, что те школьники, которые будут готовы, будут соответствовать определенным требованиям, должны иметь возможность проходить такое обучение бесплатно», — сказал глава ведомства.
Он рассказал о положительной практике крупнейшей российской компании, которая в ряде регионов открывает школы программирования школьников.
«Хотелось, чтобы практика была шире, чтобы все, кто готов, могли такое дополнительное обучение получить и в школе», — заключил Максут Шадаев.
Министр цифрового развития подчеркнул, что в России сложилась уникальная ситуация, когда министр просвещения является главным сторонником внедрения в систему образования новых цифровых технологий, при этом понимая их плюсы и минусы, и делает это последовательно и аккуратно.
По словам главы Минцифры, его ведомство занимается подключением всех школ к сети Интернет, обеспечивая его безопасность и сохранность личных данных школьников и учителей.
Позитивный контент для школьников и обучение учителей цифровым технологиям
Выступая на заседании, министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что Минпрос готов подключиться к работе межведомственной рабочей группы с Минцифры России по вопросам цифровой грамотности в школах.
«Совместно с нашими коллегами из других ведомств и организаций мы ведём масштабную работу по созданию и развитию цифровой образовательный среды, главная цель которой – обеспечить равные условия для получения качественного образования на всей территории России. Вне сомнения цифровые технологии не заменят традиционного формата учёбы и личного общения ученика с учителем. Но они помогут школьникам получать ещё больше знаний, откроют для юных талантов ещё больше возможностей», – сказал Сергей Кравцов.
Министр подчеркнул, что «детей необходимо окружать позитивным контентом». Поэтому Минпросвещения России работает над тем, чтобы программы обучения были интересны для школьников, привлекает ведущие компании для создания развивающих и полезных проектов, среди которых «Уроки цифры», акция «День ИТ-знаний», онлайн-марафон «Онлайн-просто» при поддержке Mail.ru. Эти проекты уже объединили миллионы школьников по всей стране.
Сергей Кравцов также поддержал идею разработать курс по цифровой грамотности для школьников, который ребята могли бы осваивать в рамках внеучебной деятельности.
«Такой курс может быть разработан, рекомендован регионам. Здесь, действительно, должен быть реализован междисциплинарный подход», – добавил Министр просвещения.
При этом Сергей Кравцов подчеркнул, что внедрять уроки по цифровой гигиене бессмысленно до тех пор, пока сами школьные учителя не разберутся в материале.
«Конечно, помимо курса нужно разрабатывать методические пособия и вести работу на уровне подготовки учителей, проводить работу по повышению квалификации», — наметил планы министр.
Поддерживая это намерение член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин пояснил, что педагоги чаще всего не обладают достаточными знаниями и желанием объяснять детям правила безопасности в Сети.
Горелкин призвал обучать информационной безопасности в школе:
«К тому же, ко всем школьникам надо найти подход, потому что в одном классе учатся те, кто просто постит котиков, а в другом те, кто играет на криптовалютных биржах, — привёл пример депутат. — Одному надо объяснить, как придумать надёжный пароль, а другому — как не вляпаться в финансовую аферу».
Не ТикТок, а программирование
Руководитель школы программирования «Алгоритм» Андрей Лобанов предложил пойти ещё дальше. По его словам, предмет по цифровой безопасности мог бы быть гораздо интереснее ребятам, если бы туда включили ещё обучение цифровым профессиям.
«Если мы покажем, что Интернет может быть для школьников инструментом реализации их фантазий и идей в виде цифровых продуктов, это направит их в верное русло, — сказал эксперт. — Если они научатся делать в компьютере мультфильмы, игры, компьютерные приложения, то Интернет для них станет не только местом, где они могут просто смотреть видео в ТикТоке, а пространством, где можно проводить время с пользой».
Такая программа заодно помогла бы детям в профориентации, заметил Михаил Кожевников. Кроме того, освоение цифровых технологий способствует развитию предпринимательского мышления, обучению креативным индустриям, что очень востребовано на рынке, добавил он.
Пилотные регионы помогут апробировать курс
Глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн предложил разработать стандарты уроков цифровой грамотности и апробировать их в пилотных регионах.
Было бы разумно разработать стандарты уроков цифровой грамотности, применить их на примере пилотных регионов, чтобы увидеть плюсы и минусы, провести работу над ошибками. В случае успеха экстраполировать этот опыт на страну в целом.
Хинштейн отметил, что идея курса цифровой грамотности поддерживается Министерством просвещения, остались только вопросы отработки деталей.
«Мы и до сегодняшнего заседания и с Сергеем Сергеевичем [Кравцов — Ред.], и с Максутом Игоревичем [Шадаев — Ред.] обсуждали разные варианты — в рамках информатики или других существующих сегодня дисциплин. Как вариант звучал у нас при обсуждении был предмет «Технология и дизайн», — отметил он.
Глава комитета ГД согласился с предложением М.Шадаева, что курс может быть реализован и как составляющая предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
«Очевидно, что мы должны найти тот предмет, в рамках которого этот курс будет преподаваться», — подчеркнул он.
Уроки обязательные или факультативные?
Будут ли уроки цифровой грамотности обязательными — вопрос дискуссионный, поэтому нужно провести апробацию курса в отдельных регионах.
«Было бы, наверное, разумно разработать соответствующие стандарты, применить их на примере пилотных регионов, для того, чтобы увидеть плюсы, минусы, провести работу над ошибками», — отметил Хинштейн.
В случае успеха практика проведения уроков цифровой грамотности распространится на всю страну.
Заседание Комитета длилось в общей сложности около 3‑х часов, на нем возникла живая дискуссия, порой кипели страсти, прозвучали разные мнения, были озвучены многообразные подходы, но все участники отметили, что Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи создал уникальную площадку для обсуждения и диалога органов власти, общественности и экспертного сообщества для принятия взвешенных, продуманных и востребованных жизнью решений, для обеспечения безопасности подрастающего поколения.
Фотографии: