Документ, опубликованный в базе Государственной Думы, устраняет имеющуюся правовую коллизию.
Проект «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработан группой депутатов во главе со спикером Госдумы В.Володиным, в нее входит глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и председатель комитета по информполитике Александр Хинштейн.
В пояснительной записке указано, что несмотря на то, что ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3‑ФЗ «О полиции» и ч.1, 2 ст. 9 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации закреплено право участкового уполномоченного полиции на обеспечение служебным жилым помещением не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в должность, возникла правовая коллизия, т.к. корреспондирующий им Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2017 года.
Ввиду ограниченности средств федерального бюджета специализированный жилищный фонд МВД России, предусматривающий наличие служебного жилья в каждом муниципальном образовании, до настоящего времени не сформирован.
По состоянию на 01.07.2019 года, из общей фактической численности участковых уполномоченных полиции в МВД России (44 183 чел.) служебным жильем было обеспечено 28 212 сотрудников (63,8%), в том числе в сельской местности – 10 881 сотрудник. Нуждались в служебном жилье 3 090 сотрудников (7%).
Учитывая сложившуюся ситуацию, органы местного самоуправления несмотря на отсутствие соответствующих полномочий, продолжали и продолжают выделять служебные помещения для проживания участковых уполномоченных полиции. По данным МВД России, после 1 января 2017 года органами самоуправления предоставлено более 700 жилых помещений для обеспечения участковых уполномоченных (в 2016, 2015 и 2014 годах – 911, 697 и 730 соответственно).
Вместе с тем в адрес депутатов Государственной Думы поступают обращения глав органов местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований по вопросу выявления контрольно-надзорными органами в их деятельности нарушений в части нецелевого расходования средств местных бюджетов, что, в свою очередь, препятствует органам самоуправления выделять для участковых уполномоченных полиции и членов их семей жилые помещения.
Норма, вводимая Законопроектом 914287–7 назрела и позволит продолжить практику выделения жилья участковым, при этом, важно отметить, что эта функция не станет обязанностью органов местного самоуправления по обеспечению участковых уполномоченных полиции служебным жильем, а останется исключительно правом на реализацию полномочий, исходя из каждой конкретной ситуации.