Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн вошел в состав инициаторов законопроекта о расширении  ответственности за заведомо ложную экспертизу

Государственная Дума

В Госу­дар­ствен­ную Думу вне­сен зако­но­про­ект  № 751070–7 «О вне­се­нии изме­не­ний в ста­тью 307 Уго­лов­но­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции»,  рас­ши­ря­ю­щий ответ­ствен­ность за  заве­до­мо лож­ные резуль­та­ты экс­перт­ной дея­тель­но­сти на досу­деб­ном эта­пе про­из­вод­ства по уго­лов­ным делам.

Воз­буж­де­ние уго­лов­но­го дела в целом ряде слу­ча­ев напря­мую обу­слов­ле­но резуль­та­та­ми экс­перт­ных иссле­до­ва­ний. Так, выво­ды экс­пер­ти­зы име­ют опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние для пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния сооб­ще­ний о неза­кон­ном обо­ро­те нар­ко­ти­че­ских средств или пси­хо­троп­ных веществ, взрыв­ча­тых веществ, огне­стрель­но­го ору­жия и боеприпасов.

Как ука­за­но в пояс­ни­тель­ной запис­ке зако­но­про­ек­та, соглас­но ста­ти­сти­че­ским дан­ным за 2017 год и пер­вое полу­го­дие 2018 года заре­ги­стри­ро­ва­но око­ло 700 тысяч таких сооб­ще­ний. Экс­пер­ти­за поз­во­ля­ет уста­но­вить нали­чие при­зна­ков насиль­ствен­ной смер­ти при обна­ру­же­нии тру­па, при­зна­ков ряда эко­но­ми­че­ских преступлений.

При этом   ответ­ствен­ность за заве­до­мо лож­ные экс­перт­ные заклю­че­ния, кото­рые ста­но­вят­ся осно­вой для воз­буж­де­ния уго­лов­ных дел, в дей­ству­ю­щем зако­но­да­тель­стве  насту­па­ет толь­ко при про­из­вод­стве пред­ва­ри­тель­но­го рас­сле­до­ва­ния, и не рас­про­стра­ня­ет­ся на экс­пер­ти­зы, про­ве­ден­ные  до воз­буж­де­ния уго­лов­но­го дела.

Заве­до­мо лож­ное заклю­че­ние или пока­за­ния экс­пер­та, заве­до­мо лож­ные пока­за­ния спе­ци­а­ли­ста  при про­ве­де­нии про­вер­ки по сооб­ще­нию о пре­ступ­ле­нии,  име­ют не мень­шую обще­ствен­ную опас­ность, чем при рас­сле­до­ва­нии или судеб­ном рас­смот­ре­нии уго­лов­но­го дела, посколь­ку созда­ют усло­вия как для необос­но­ван­но­го уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния неви­нов­ных, так и неза­кон­но­го отка­за в воз­буж­де­нии уго­лов­но­го дела, нару­шая пра­во потер­пев­ше­го на доступ к правосудию.

При­ня­тие феде­раль­но­го зако­на «О вне­се­нии изме­не­ний в ста­тью 307 Уго­лов­но­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции» устра­ня­ет этот про­бел пра­во­во­го регу­ли­ро­ва­ния, уси­ли­ва­ет защи­ту охра­ня­е­мых лич­ных и пуб­лич­ных инте­ре­сов от воз­мож­ных зло­упо­треб­ле­ний со сто­ро­ны экс­пер­тов и спе­ци­а­ли­стов, позна­ния кото­рых исполь­зу­ют­ся при уста­нов­ле­нии дан­ных, ука­зы­ва­ю­щих на нали­чие или отсут­ствие при­зна­ков преступления.