Проекты Александра Хинштейна

«Если кто-нибудь задумает зло, оружие он найдет» Хинштейн, Бутина, Ястржембский о том, надо ли ужесточать оружейное законодательство

Государственная Дума

Фото: Дани­ла Его­ров / Ком­мер­сантъ   |  купить фото

«Ком­мер­сантъ» от 

После напа­де­ния на шко­лу в Каза­ни сно­ва, как и после стрель­бы в кер­чен­ском кол­ле­дже, воз­об­но­ви­лась дис­кус­сия об уже­сто­че­нии пра­вил обо­ро­та ору­жия. “Ъ” спро­сил у охот­ни­ков и неохот­ни­ков об их отно­ше­нии к пред­ла­га­е­мым мерам.

Алек­сандр Хин­штейнпред­се­да­тель коми­те­та Гос­ду­мы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи:

Фото: Юрий Стре­лец, Коммерсантъ

— Уже­сто­чать надо для того, что­бы не допу­стить попа­да­ния ору­жия в руки боль­ных и неадек­ват­ных людей. Ряд зако­нов при­нят Гос­ду­мой в послед­нее вре­мя, гото­вит­ся еще ряд ини­ци­а­тив, на этом рабо­та не завершается.


Васи­лий Шеста­ковпре­зи­дент Меж­ду­на­род­ной феде­ра­ции самбо:

Фото: Евге­ний Одиноков

— Конеч­но, ситу­а­ция с рас­стре­лом в Каза­ни ката­стро­фи­че­ская, но это не зна­чит, что нуж­но сго­ря­ча при­ни­мать непо­нят­ные реше­ния. Тре­бо­ва­ния о вла­де­нии ору­жи­ем у нас и так доста­точ­но жест­кие, но от дура­ка не застра­хо­ван никто, так же, как и на доро­ге, где ездят в основ­ном нор­маль­ные люди, но есть и больные.


Мария Бути­напуб­ли­цист и обще­ствен­ный дея­тель, с 2011 по 2018 год воз­глав­ля­ла орга­ни­за­цию «Пра­во на оружие»:

Фото: Ири­на Бужор, Коммерсантъ

— Пред­ло­жен­ные меры об уже­сто­че­нии про­це­дур меди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния и полу­че­ния меди­цин­ских спра­вок — это пра­виль­но. Тема при­об­ре­те­ния ору­жия лица­ми, у кото­рых есть про­бле­мы с пси­хи­кой, пре­дель­но акту­аль­на. Пра­виль­но не запре­щать отдель­ные виды ору­жия, а жест­ко регла­мен­ти­ро­вать про­це­ду­ру полу­че­ния раз­ре­ше­ний на пра­во его при­об­ре­те­ния и исполь­зо­ва­ния, как, впро­чем, и води­тель­ских прав.


Роман Сулей­ма­новврач выс­шей кате­го­рии, доцент кафед­ры пси­хи­ат­рии РУДН:

Фото: Роман Сулейманов

— Я бы вооб­ще запре­тил про­да­жу ору­жия в горо­дах. Те, кто любит охо­тить­ся, это опре­де­лен­ная кате­го­рия лиц, погра­нич­ная, не тре­бу­ю­щая гос­пи­та­ли­за­ции, частич­но не осуж­да­е­мая обще­ством, но с опре­де­лен­ны­ми откло­не­ни­я­ми пси­хи­ки. В при­ро­де чело­ве­ка нет стрем­ле­ния уби­вать, если это не вхо­дит в зада­чу защи­тить себя от напа­де­ния диких живот­ных или решить про­бле­му про­пи­та­ния. Для основ­ной мас­сы людей это явно неактуально.

Под­рост­кам вооб­ще нель­зя давать ника­кое ору­жие. Более-менее чело­век может управ­лять сво­и­ми инстинк­та­ми лет с 30, не ранее. Но я бы вовсе запре­тил вла­де­ние ору­жи­ем в нашей стране, тем более когда такая напря­жен­ная ситу­а­ция. Уро­вень жиз­ни низ­кий, как и адек­ват­ность у суще­ствен­ной части насе­ле­ния. Если дать ору­жие в руки, то не пона­до­бит­ся досроч­ных выбо­ров, вооб­ще ниче­го, поло­ви­на стра­ны друг дру­га пере­стре­ля­ет, а заод­но уло­жит еще кучу ни в чем не повин­ных людей.


Сер­гей Яст­р­жемб­ский, быв­ший сотруд­ник адми­ни­стра­ций пре­зи­ден­тов РФ Бори­са Ель­ци­на и Вла­ди­ми­ра Путина:

Фото: Ана­то­лий Жда­нов, Коммерсантъ

— Одни­ми запре­та­ми эту зада­чу не решить. Важ­но пом­нить о том, что ни кер­чен­ский, ни казан­ский «стрел­ки» ника­ко­го отно­ше­ния к охо­те и охот­ни­чье­му сооб­ще­ству не име­ли. Поэто­му надо преж­де все­го мак­си­маль­но сузить воз­мож­ность для легаль­но­го при­об­ре­те­ния охот­ни­чье­го ору­жия людям, кото­рые не име­ют к охо­те ника­ко­го отношения.

Необ­хо­ди­мо нала­дить элек­трон­ный обмен инфор­ма­ци­ей меж­ду Рос­гвар­ди­ей и меди­ка­ми о состо­я­нии здо­ро­вья людей, заин­те­ре­со­ван­ных в при­об­ре­те­нии ору­жия. Эти справ­ки не долж­ны выда­вать­ся на руки! И, самое глав­ное — все учеб­ные заве­де­ния стра­ны долж­ны быть обес­пе­че­ны совре­мен­ны­ми меха­низ­ма­ми без­опас­но­сти и кон­тро­ля. И на этом госу­дар­ство не долж­но экономить!


Гри­го­рий Кашен­коввла­де­лец охот­ни­чье­го хозяй­ства ООО «Корус», член Феде­ра­ции прак­ти­че­ской стрель­бы РФ:

Фото: Архив Гри­го­рия Кашенкова

— Как чело­век, име­ю­щий стаж вла­де­ния ору­жи­ем более 25 лет, я не вижу смыс­ла кар­ди­наль­но уже­сто­чать закон об ору­жии. Это боль­ше навре­дит тем, кто его доб­ро­со­вест­но выпол­ня­ет. Но неко­то­рые изме­не­ния име­ет смысл вне­сти: нуж­но усо­вер­шен­ство­вать мето­ди­ку про­вер­ки кан­ди­да­тов на полу­че­ние пер­вой лицен­зии на при­об­ре­те­ние ору­жия, я бы ввел туда пси­хо­ло­ги­че­ский тест. Обя­за­тель­но вве­сти пер­со­наль­ную ответ­ствен­ность орга­нов, про­во­дя­щих про­вер­ку кан­ди­да­та. Ну и раз­ре­шить при­об­ре­тать глад­ко­стволь­ное мно­го­за­ряд­ное и полу­ав­то­ма­ти­че­ское ору­жие после пяти лет стажа.

Я кате­го­ри­че­ски про­тив повы­ше­ния воз­рас­та, в кото­ром мож­но при­об­ре­тать ору­жие. Полу­ча­ет­ся, роди­ну ты защи­щать уже созрел, а с ору­жи­ем общать­ся, и тем более граж­дан­ским, еще не дорос. И если изме­нять закон об обра­ще­нии с ору­жи­ем, то для людей, име­ю­щих опыт и стаж, наобо­рот, вве­сти послаб­ле­ния. Напри­мер, раз­ре­шить при­об­ре­тать в соб­ствен­ность корот­ко­стволь­ное ору­жие для заня­тий спор­том. Я про­тив уве­ли­че­ния воз­рас­та еще и пото­му, что ведь нуж­но при­учать детей зани­мать­ся охо­той, а как их мож­но научить пра­виль­но­му без­опас­но­му обра­ще­нию с ору­жи­ем, если им нель­зя даже свое пере­да­вать по дей­ству­ю­ще­му законодательству?

Источ­ник: Ком­мер­сантъ