Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн прокомментировал законопроект о повышении статуса судебных приставов

Государственная Дума
Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении полномочий сотрудников ФССП.

Доку­мент преду­смат­ри­ва­ет при­сво­е­ние при­ста­вам спе­ци­аль­ных зва­ний, повы­ше­ние зар­плат и предо­став­ле­ние им льгот

Идею повы­сить ста­тус судеб­но­го при­ста­ва, при­рав­няв его в смыс­ле льгот и соц­га­ран­тий как мини­мум к поли­цей­ским, обсуж­да­ют в пра­ви­тель­стве не менее 10 лет. Но лишь сей­час пра­ви­тель­ство реши­лось на слож­ную и тре­бу­ю­щую допол­ни­тель­ных рас­хо­дов реформу.

 

Замглавы думского Комитета по безопасности и противодействия коррупции Александр Хинштейн («ЕР») в разговоре с «МК» признал: «Судебные приставы долгое время являлись пасынками правоохранительной системы, текучка кадров была огромной, что в значительной степени связано с неурегулированностью вопросов несения этого вида службы». Изначально, напомнил депутат, предполагалось принять закон о правоохранительной службе вообще — в нем должна была появиться глава о судебных приставах, но этот закон так и не появился по разным причинам. В итоге правительство пошло другим путем: внесенный в Госдуму законопроект на 228 страницах описывает, как будет выглядеть новый, отдельный вид государственной службы — «служба в органах принудительного исполнения».

Пояс­ни­тель­ная запис­ка напо­ми­на­ет: на судеб­ных при­ста­вов «воз­ло­же­ны госу­дар­ствен­но-власт­ные пол­но­мо­чия, в том чис­ле свой­ствен­ные пра­во­охра­ни­тель­ным орга­нам». Они обес­пе­чи­ва­ют без­опас­ность судеб­ных засе­да­ний, судей, при­сяж­ных и иных участ­ни­ков про­цес­сов, «в том чис­ле вне зда­ний судов». Кро­ме того, при­ста­вы депор­ти­ру­ют ино­стран­цев, и име­ют пра­во при­ме­нять физи­че­скую силу, спец­сред­ства и огне­стрель­ное ору­жие. А при­ста­вы-испол­ни­те­ли разыс­ки­ва­ют долж­ни­ков и их иму­ще­ство, взыс­ки­ва­ют с них дол­ги и штра­фы, орга­ни­зу­ют испол­не­ние адми­ни­стра­тив­ных нака­за­ний, в про­цес­се чего могут вскры­вать и вхо­дить в поме­ще­ния, зани­ма­е­мые должниками.

Осу­ществ­ляя эти по сути пра­во­охра­ни­тель­ные функ­ции, гово­рит­ся в доку­мен­те, сотруд­ни­ки ФССП счи­та­ют­ся нахо­дя­щи­ми­ся на госу­дар­ствен­ной граж­дан­ской служ­бе, что непра­виль­но. Теперь у них появят­ся свои чины, зва­ния (от «млад­ше­го сер­жан­та внут­рен­ней служ­бы» до «гене­ра­ла внут­рен­ней служ­бы»), фор­ма, зна­ки отли­чия и спе­ци­аль­ные жето­ны с лич­ны­ми номе­ра­ми. Что­бы занять долж­ность млад­ше­го началь­ству­ю­ще­го соста­ва, потре­бу­ет­ся как мини­мум сред­нее про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние, «соот­вет­ству­ю­щее направ­ле­нию дея­тель­но­сти», а для началь­ни­ков сред­не­го и выс­ше­го уров­ня обя­за­тель­ным будет выс­шее образование.

В зако­но­про­ек­те про­пи­са­ны огра­ни­че­ния и запре­ты, нару­ше­ние кото­рых гро­зит немед­лен­ным уволь­не­ни­ем. При­став, напри­мер, дол­жен быть абсо­лют­но чист перед зако­ном: пред­ла­га­ет­ся запре­тить брать на эту рабо­ту и дер­жать на ней рос­си­ян даже со сня­той или пога­шен­ной суди­мо­стью за пре­ступ­ле­ния любой сте­пе­ни тяже­сти, а так­же амни­сти­ро­ван­ных. Един­ствен­ное исклю­че­ние — декри­ми­на­ли­за­ция ста­тьи Уго­лов­но­го кодек­са, по кото­рой он при­вле­кал­ся к ответственности.

В отно­ше­ни­ях с граж­да­на­ми при­ста­ву пред­пи­са­но «про­яв­лять ува­же­ние, веж­ли­вость, так­тич­ность», и «в пре­де­лах слу­жеб­ных пол­но­мо­чий ока­зы­вать им содей­ствие в реа­ли­за­ции их прав и свобод»…

Очень мно­гие важ­ные дета­ли ста­нут ясны потом: что­бы рефор­ма зара­бо­та­ла, пона­до­бит­ся попра­вить 17 дей­ству­ю­щих зако­нов, при­нять 11 пре­зи­дент­ских ука­зов, 10 поста­нов­ле­ний пра­ви­тель­ства, 25 нор­ма­тив­ных актов Миню­ста и 45 — самой ФССП.

Из подроб­но­го финан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния сле­ду­ет: на новый вид служ­бы пред­сто­ит пере­ве­сти 130 сотруд­ни­ков цен­траль­но­го аппа­ра­та ФССП и более 61 тыся­чи сотруд­ни­ков тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ний, но толь­ко тех, кто осу­ществ­ля­ет «госу­дар­ствен­но-власт­ные пол­но­мо­чия и пра­во­охра­ни­тель­ные функ­ции». Убор­щиц, кас­си­ров, бух­гал­те­ров, эко­но­ми­стов и вра­чей это не касается.

Сами же при­ста­вы в смыс­ле льгот и соци­аль­ных гаран­тий будут при­рав­не­ны к сотруд­ни­кам «неко­то­рых дру­гих феде­раль­ных орга­нов вла­сти», а пен­си­он­ное обес­пе­че­ние им обе­ща­но такое же, как у сотруд­ни­ков поли­ции и Рос­гвар­дии, что озна­ча­ет пра­во на досроч­ную и повы­шен­ную пен­сию. «У более 70% работ­ни­ков ФССП Рос­сии сред­ний воз­раст не пре­вы­ша­ет 35 лет, соот­вет­ствен­но при их назна­че­нии на долж­но­сти сотруд­ни­ков орга­нов при­ну­ди­тель­но­го испол­не­ния… пра­во на пен­сию за выслу­гу лет в бли­жай­шие годы не насту­пит», — успо­ка­и­ва­ет Минюст.

Льви­ная доля допол­ни­тель­ных рас­хо­дов в свя­зи с при­ня­ти­ем зако­но­про­ек­та при­дет­ся на повы­ше­ние зар­плат (по 6 с лиш­ним млрд руб­лей в 2020–2022 годах). Реше­но добить­ся, что­бы сред­не­ме­сяч­ное денеж­ное содер­жа­ние сотруд­ни­ков служ­бы было дове­де­но до уров­ня содер­жа­ния граж­дан­ских слу­жа­щих тер­ри­то­ри­аль­ных орга­нов ФТС и ФНС, и в 2020 году сред­нее денеж­ное доволь­ствие реги­о­наль­ных при­ста­вов соста­вит при­мер­но 61 тыся­чу руб­лей в месяц, гово­рит­ся в финан­со­во-эко­но­ми­че­ском обос­но­ва­нии. Кста­ти, по дан­ным Рос­ста­та, сред­няя зар­пла­та в тер­ри­то­ри­аль­ных струк­ту­рах ССП в 2018 году состав­ля­ла око­ло 38 тысяч руб­лей в месяц, а в мос­ков­ской штаб-квар­ти­ре — око­ло 125 тысяч руб­лей в месяц…

«При­ня­тие зако­но­про­ек­та поз­во­лит создать усло­вия для при­вле­че­ния на рабо­ту в ФССП Рос­сии высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных, опыт­ных спе­ци­а­ли­стов, что, в свою оче­редь, поз­во­лит сни­зить кор­руп­ци­он­ные рис­ки, серьез­но моти­ви­ро­вать долж­ност­ных лиц ФССП Рос­сии к каче­ствен­но­му испол­не­нию воз­ло­жен­ных на них пол­но­мо­чий», — наде­ют­ся в правительстве.

Мари­на Озерова

Источ­ник: МК