Проекты Александра Хинштейна

Христос Воскресе! ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Самарского и Новокуйбышевского СЕРГИЯ

Избирательный округ

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Мит­ро­по­ли­та Самар­ско­го и Ново­куй­бы­шев­ско­го СЕРГИЯ

Прео­свя­щен­ным архи­пас­ты­рям, досто­чти­мым пас­ты­рям, бого­лю­би­вым мона­ше­ству­ю­щим и миря­нам Самар­ской епархии

«При­сту­пим, све­ще­нос­нии, исхо­дя­щу Хри­сту из гро­ба яко жени­ху, и спразд­ну­ем любо­праздн­ствен­ны­ми чин­ми Пас­ху Божию спасительную»

(Канон Свет­лой заут­ре­ни, 5‑я песнь, 2‑й тропарь)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Вновь и вновь сер­деч­но поздрав­ляю вас, доро­гие во Хри­сте собра­тия архи­пас­ты­ри, хри­сто­лю­би­вые пас­ты­ри, чест­ные ино­ки и ино­ки­ни и вер­ные чада нашей Свя­той Мате­ри-Церк­ви на бого­хра­ни­мой Самар­ской зем­ле со Свет­лым Вели­ким празд­ни­ком – Све­то­нос­ной Пас­хой Христовой!

В зем­ной сво­ей жиз­ни каж­дый хри­сти­а­нин наблю­да­ет собы­тия, при­выч­ные для его взо­ра и слу­ха, но не теря­ю­щие от это­го сво­ей зна­чи­мо­сти и оба­я­ния. Это и вос­хо­дя­щее каж­дый день солн­це, и вос­кре­са­ю­щая после зим­ней сту­жи при­ро­да с её пер­вой зеле­нью и пер­вы­ми пес­ня­ми весен­них птиц, и доро­гие хри­сти­ан­ско­му серд­цу Гос­под­ни празд­ни­ки. Все­му это­му мы неустан­но раду­ем­ся, буд­то впер­вые. Тем более над­ле­жит воз­ра­до­вать­ся серд­цам нашим это­му вели­ко­му собы­тию в мире – совер­ша­ю­ще­му­ся Свет­ло­му Вос­кре­се­нию Хри­сто­ву! Эта радость несрав­ни­ма ни с какой дру­гой радо­стью в мире. И свет её напо­я­ет сча­стьем и тор­же­ством мил­ли­о­ны пра­во­слав­ных веру­ю­щих душ в мире.

Все­го в двух сло­вах – «Хри­стос Вос­кре­се» – мы выра­жа­ем в эти дни всю сущ­ность нашей веры, но в них наша вер­ность, наша кре­пость, наше непо­ко­ле­би­мое упо­ва­ние на Бога, Даю­ще­го нам надеж­ду на веч­ность в Небес­ном Оте­че­стве. Неис­тре­би­мая жаж­да жиз­ни все­гда охва­ты­ва­ет тлен­но­го чело­ве­ка при виде надви­га­ю­щей­ся смер­ти, и неволь­но выры­ва­ет­ся из гру­ди уми­ра­ю­ще­го моль­ба к Твор­цу о про­дле­нии зем­но­го бытия. Свя­щен­ное Писа­ние сохра­ни­ло нам нема­ло при­ме­ров. С надеж­дой на вос­кре­се­ние от болез­ни и смер­ти воз­но­сил к небу свои моль­бы мно­го­стра­даль­ный Иов: «Я знаю, Иску­пи­тель мой жив, и Он в послед­ний день вос­ста­вит из пра­ха рас­па­да­ю­щу­ю­ся кожу мою сию, и я во пло­ти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го, уви­дят Его» (Иов. 19:25–27).

Про­рок Божий Исайя уже с неопро­вер­жи­мой уве­рен­но­стью гово­рил сво­им совре­мен­ни­кам о гря­ду­щем вос­кре­се­нии: «Ожи­вут мерт­ве­цы Твои, вос­ста­нут мёрт­вые тела! <…> зем­ля изверг­нет мерт­ве­цов» (Ис. 26:19); «Погло­ще­на будет смерть наве­ки и отрёт Гос­подь слё­зы со всех лиц» (Ис. 25:8). Со сме­ло­стью и вызо­вом дерз­но­вен­но вопро­шал про­рок Божий Осия саму смерть: «Смерть! Где твоё жало? Ад, где твоя побе­да?» (Ос. 13:14).

Вера в гря­ду­щее вос­кре­се­ние, в веч­ную жизнь была необ­хо­ди­ма все­му живу­ще­му на зем­ле, она при­да­ва­ла смысл само­му зем­но­му бытию чело­ве­ка. И эта вера рос­ла сре­ди рода люд­ско­го по мере при­бли­же­ния при­ше­ствия Спа­си­те­ля в мир. Одна­ко это была не та вера, кото­рую сего­дня име­ем мы, а все­го лишь свет­лая надеж­да на неве­до­мое буду­щее, пото­му что не было ещё нико­го на зем­ле, кто вос­стал бы из мёрт­вых и уни­что­жил бы власть смер­ти над жиз­нью. Даже во вре­мя зем­но­го слу­же­ния Спа­си­те­ля лишь немно­гие из зем­ных, в основ­ном Его свя­тые уче­ни­ки, слы­ша­ли, как Он воз­ве­стил: «Воля послав­ше­го Меня есть та, что­бы вся­кий видя­щий Сына и веру­ю­щий в Него, имел жизнь веч­ную; и Я вос­кре­шу его в послед­ний день» (Ин. 6:40). И когда оси­ян­ные на Фаво­ре све­том Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня уче­ни­ки Хри­сто­вы схо­ди­ли с горы и услы­ша­ли вновь от Хри­ста сло­ва о Сво­ём пред­сто­я­щем Вос­кре­се­нии, они лишь «удер­жа­ли это сло­во», но не поня­ли его до кон­ца, «спра­ши­вая друг дру­га, что зна­чит «вос­крес­нуть из мёрт­вых?» (Мк. 9:10).

И вот нако­нец совер­ши­лось то, чего так дол­го ждал с тре­пе­том мир, совер­ши­лось то, о чём веща­ли про­вид­цы гря­ду­ще­го, о чём моли­лись пра­вед­ни­ки, на что наде­я­лись все вер­ные, чаю­щие избав­ле­ния… Свер­ши­лось то, о чём пред­воз­ве­ща­ло Свя­щен­ное Писа­ние бого­дух­но­вен­ны­ми сло­ва­ми слав­но­го царя-про­ро­ка Дави­да: «Ты не оста­вишь души моей во аде и не дашь свя­то­му Тво­е­му уви­деть тле­ния» (Пс. 15:10). Хри­стос Вос­крес, Пер­ве­нец из мёрт­вых – и все Его явле­ния на зем­ле были явле­ны и несо­мнен­ны. Он упразд­нил сво­им вос­кре­се­ни­ем Вет­хо­за­вет­ную Пас­ху, Сам став Пас­хой Новой, Пас­хой обнов­ле­ния и Вос­кре­се­ния для рода чело­ве­че­ско­го. Его свя­тые уче­ни­ки и апо­сто­лы, а с ними и все вер­ные, удо­сто­ве­рив­шись в Его вос­кре­се­нии, радо­ва­лись и дели­лись радо­стью друг с дру­гом, вери­ли и раз­но­си­ли весть о Его Вос­кре­се­нии по всей зем­ле. И уже им вери­ли те, кто не видел Вос­крес­ше­го; вери­ли пото­му, что, как выра­жа­лись сами апо­сто­лы, всё это «не в углу про­ис­хо­ди­ло» (Деян. 26:26), а явно на гла­зах у многих.

По их при­ме­ру верим и раду­ем­ся мы, хри­сти­ане бога­то­го собы­ти­я­ми XXI века, в этот «Свя­той и наре­чён­ный день», удо­сто­ве­ряя свою веру радост­ным вос­кли­ца­ни­ем: «Воис­ти­ну Хри­стос Вос­крес!» Но в чело­ве­че­ском язы­ке всё рав­но не най­дёт­ся таких слов, спо­соб­ных пол­но­стью выра­зить радость Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Пото­му-то и гово­рил в своё вре­мя вели­кий све­тиль­ник Церкви

Рос­сий­ской, архи­епи­скоп Инно­кен­тий Хер­сон­ский: «Мы раду­ем­ся и весе­лим­ся, когда какой-нибудь прис­ный или друг наш вос­ста­нет с одра тяжё­лой болез­ни, а ныне един­ствен­ный друг наш и Спа­си­тель, Вождь, гла­ва и Иску­пи­тель наш, вос­стал из гро­ба. Мы тор­же­ству­ем, когда сде­ла­ем какое-либо зем­ное при­об­ре­те­ние, полу­чив осо­бое досто­ин­ство и почесть, а ныне в лице Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля нам воз­вра­ще­но всё поте­рян­ное во Ада­ме вели­чие чад Божи­их, вру­че­ны все пра­ва на Цар­ство Небес­ное! Мы при­вет­ству­ем друг дру­га с окон­ча­ни­ем вели­ких опас­но­стей – язвы, пле­на, оса­ды от вра­гов, а ныне мы осво­бо­ди­лись от адо­вых, нере­ши­мых уз. О, воис­ти­ну Сей день, его же сотво­ри Гос­подь, да воз­ра­ду­ем­ся и воз­ве­се­лим­ся в онь» (Сочи­не­ния Инно­кен­тия, архи­еп. Хер­сон­ско­го и Таври­че­ско­го. Том 5, СПб., М., 1872 г. Стр. 226).

Сего­дня, как и две тыся­чи лет назад, подоб­но уче­ни­кам Хри­сто­вым и мужам апо­столь­ским, мы про­из­но­сим вновь и вновь, доро­гие во Хри­сте архи­пас­ты­ри, пас­ты­ри, чест­ные ино­ки и все веру­ю­щие во Хри­ста Вос­крес­ше­го люди, эти вели­кие для наше­го разу­ме­ния сло­ва – Хри­стос Вос­кре­се! – при­вет­ствуя друг дру­га и испо­ве­дуя, что Вос­крес­ший из гро­ба Хри­стос Бог наш есть побе­ди­тель смер­ти и ада, Началь­ник жиз­ни веч­ной и наше­го вос­кре­се­ния. И теперь мы, кли­ри­ки и миряне, все пра­во­слав­но веру­ю­щие бого­хра­ни­мой Самар­ской епар­хии, как и все истин­но сто­я­щие в вере пра­во­слав­ные хри­сти­ане по все­му миру, в эти непро­стые для нашей Мате­ри-Церк­ви вре­ме­на хоро­шо зна­ем, что у нас есть сила про­тив всех коз­ней и напа­док на наши серд­ца, на наши души, на наше бла­го­сло­вен­ное Оте­че­ство, на наше Свя­тое Пра­во­сла­вие види­мых и неви­ди­мых вра­гов наше­го спа­се­ния. Эту силу нам на веч­ные вре­ме­на оста­вил в Сво­ей Бла­го­да­ти, молит­вах, крест­ном зна­ме­нии, свя­тых таин­ствах и уче­нии Мате­ри-Церк­ви Вос­крес­ший из мёрт­вых Гос­подь наш Иисус Хри­стос! Будет когда-то в сро­ки, ведо­мые одно­му Богу, новая зем­ля и новое небо, и все вер­ные до смер­ти будут веч­но жить с ним в цар­стве радо­сти и добра после сво­е­го вос­кре­се­ния. Мы счаст­ли­вы, зная и раду­ясь, что наш Отец, наш води­тель к Небес­но­му Оте­че­ству от Оте­че­ства зем­но­го – Вос­крес­ший из мёрт­вых Гос­подь Иисус Хри­стос Бог наш. Сохра­ним это сча­стье, эту радость в сво­их молит­вах, доб­ро­де­ла­нии, подви­го­по­лож­ни­че­стве и тру­дах на Бла­го Оте­че­ства и нашей Мате­ри-Церк­ви до кон­ца сво­их зем­ных дней.

Желаю, что­бы каж­до­го из вас кос­ну­лась радость Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, Пас­халь­ная радость мира. Что­бы исчез­ли, как исче­за­ет под ярким весен­ним солн­цем лёд, враж­да, зло­ба, раз­но­гла­сия, недо­ве­рие меж­ду хри­сти­а­на­ми в мире. Пусть тор­же­ству­ет вес­на свя­щен­ной духов­ной радо­сти и нрав­ствен­ной чисто­ты и бла­го­да­ти Божи­ей на нашей Самар­ской зем­ле! Вос­пи­та­ем в себе и в тех, кто идёт нам на сме­ну, любовь к наше­му Оте­че­ству, к его вели­кой куль­ту­ре, слав­ной исто­рии и дости­же­ни­ям, кото­рые отсто­я­ли 75 лет назад от уни­что­же­ния в свя­щен­ной войне наши деды, пра­де­ды! Да будет у нас един­ство духа и веры, с кото­ры­ми пусть при­дёт мир, оза­рён­ный Све­то­нос­ным Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым, свет, радость веч­ная, мир и сози­да­ние, кото­рые все­гда были при­су­щи Наше­му Наро­ду-Бого­нос­цу и Свя­той Мате­ри-Церк­ви! Хри­стос Вос­крес­ший да вос­кре­сит души наши!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

СЕРГИЙ

Мит­ро­по­лит Самар­ский и Новокуйбышевский

Пас­ха Хри­сто­ва, 2020 год, град Самара