Проекты Александра Хинштейна

«Что делать и как восстанавливать из руин здание Самарского Реального училища»? Александр Хинштейн предложил самарцам ответ на этот вопрос.

Избирательный округ

Этим мону­мен­таль­ным исто­ри­че­ским зда­ни­ем на ули­це Алек­сея Тол­сто­го, 31, жите­ли Сама­ры любо­ва­лись боль­ше ста лет. Но в послед­ние годы, увы, ста­ли толь­ко пере­жи­вать за его судьбу.

В оче­ред­ной раз обще­ствен­ность и чле­ны Самар­ско­го отде­ле­ния Все­рос­сий­ско­го обще­ства охра­ны памят­ни­ков исто­рии и куль­ту­ры собра­лись за круг­лый стол, что­бы обсу­дить ситу­а­цию вокруг памят­ни­ка исто­рии и архи­тек­ту­ры, объ­ек­та куль­тур­но­го насле­дия, обо­зна­чить аспек­ты, ухуд­ша­ю­щие его состо­я­ние и най­ти все-таки воз­мож­ность его спасения.

К Алек­сан­дру Хин­штей­ну обще­ствен­ни­ки обра­ща­ют­ся вся­кий раз, когда речь идет о поис­ке реше­ния боль­ной для горо­да про­бле­мы, в том чис­ле, вос­ста­нов­ле­ния объ­ек­тов куль­тур­но­го наследия. 

Фак­ты из прошлого.

Зда­ние реаль­но­го учи­ли­ща — одно из самых ста­рых кир­пич­ных стро­е­ний горо­да. Кто был внут­ри, тот неиз­мен­но вос­хи­щал­ся еще сохра­нив­шим­ся огром­ным залом с высо­ки­ми сво­да­ми, мону­мен­таль­ны­ми лест­ни­ца­ми, про­сто­ром и све­том. Оно усто­я­ло в опу­сто­ши­тель­ных город­ских пожа­рах поза­про­шло­го века. В доме куп­ца Ива­на Мак­ке раз­ме­ща­лось уезд­ное Бла­го­род­ное собра­ние, затем Самар­ское реаль­ное учи­ли­ще (с 1880 года), в кото­ром учи­лись писа­тель Алек­сей Тол­стой, инже­нер и дея­тель рево­лю­ции Глеб Кржи­жа­нов­ский, един­ствен­ный рос­сий­ский Нобе­лев­ский лау­ре­ат по химии Нико­лай Семе­нов. Имен­но в этом зда­нии 1 янва­ря 1851 года состо­я­лись тор­же­ства по пово­ду обра­зо­ва­ния Самар­ской губернии.

В 1909 году зда­ние было рекон­стру­и­ро­ва­но на меце­нат­ские сред­ства почет­ных граж­дан Сама­ры — купе­че­ской семьи Андрея и Ели­за­ве­ты Суб­бо­ти­ных. После рево­лю­ции здесь рабо­та­ли сред­няя шко­ла и дет­ский сад, затем Суво­ров­ское воен­ное учи­ли­ще, воен­но-меди­цин­ский факуль­тет мед­ин­сти­ту­та. Но в 1996 году про­изо­шел пожар, при кото­ром была утра­че­на часть инте­рье­ров, постра­да­ла кры­ша. Воен­но-меди­цин­ский инсти­тут был рас­фор­ми­ро­ван шесть лет назад, и все эти годы зда­ние нахо­дит­ся в запустении.

Несколь­ко лет назад зда­ние было пере­да­но муни­ци­па­ли­те­ту – город­ско­му окру­гу Сама­ра. Теперь обще­ствен­ность счи­та­ет ошиб­кой это собы­тие — в бюд­же­те город­ско­го окру­га Сама­ра нет денег даже на его кон­сер­ва­цию – един­ствен­ный спо­соб сохра­нить зда­ние от раз­ру­ше­ния… На это тре­бу­ет­ся 50 мил­ли­о­нов руб­лей. Зда­ние про­дол­жа­ет раз­ру­шать­ся. И, если два года назад его пол­ная рекон­струк­ция «сто­и­ла» 1 мил­ли­ард 200 тысяч руб­лей, то, спу­стя все­го два года, с уче­том новых раз­ру­ше­ний, — уже 1,5 мил­ли­ар­да. Есте­ствен­но, ни у горо­да Сама­ра, ни у реги­о­на таких средств нет. Но и это не един­ствен­ная про­бле­ма Реаль­но­го училища. 

По мне­нию депу­та­та Гос­ду­мы Алек­сандра Хин­штей­на не решен прин­ци­пи­аль­ный вопрос – о назна­че­нии здания. 

В ходе круг­ло­го сто­ла были выска­за­ны пред­ло­же­ния и вари­ан­ты его воз­мож­но­го назна­че­ния: музей, кон­церт­ный зал, кон­сер­ва­то­рия… Одна­ко, Алек­сандр Хин­штейн, пони­мая куль­тур­ную и исто­ри­че­скую сре­ду Сама­ры, реа­ли­зо­вав­ший не один твор­че­ский и стро­и­тель­ный про­ект, будучи пол­но­стью погру­жен­ным в рекон­струк­цию Фаб­ри­ки-кух­ни и созда­ние на ее осно­ве Тре­тья­ков­ской гале­реи, не выде­лил ни одно­го из них как при­о­ри­тет­ный: «Про­бле­ма вос­ста­нов­ле­ния зда­ния Самар­ско­го реаль­но­го учи­ли­ща делит­ся на две части: пер­вая – это про­бле­ма кон­сер­ва­ции: состо­я­ние зда­ния, конеч­но же, вызы­ва­ет боль­шие опа­се­ния и тре­во­ги. Я сожа­лею, что за пери­од мое­го отсут­ствия в реги­оне объ­ект при­шел, если не в окон­ча­тель­ный упа­док, то близ­ко к это­му… Про­бле­ма извест­на губер­на­то­ру Самар­ской обла­сти Дмит­рию Аза­ро­ву. Я довел до него тему нехват­ки средств на рабо­ты по кон­сер­ва­ции реаль­но­го учи­ли­ща, как, впро­чем, и о дру­гих про­бле­мах, подоб­ных этой…

Вто­рая поло­ви­на про­бле­мы – нам нуж­но пони­мать, как мы этот объ­ект будем исполь­зо­вать в даль­ней­шем. Опять же вме­сте с губер­на­то­ром мы будем искать меха­низ­мы ее реше­ния. И, в первую оче­редь, надо решить про­бле­му при­над­леж­но­сти зда­ния дру­го­му соб­ствен­ни­ку, то есть пере­дать зда­ние како­му-либо феде­раль­но­му соб­ствен­ни­ку, кото­рый бы при­нял его под свои кон­крет­ные нуж­ды. При этом не исклю­че­на воз­мож­ность, что реги­он как-то будет участ­во­вать в софи­нан­си­ро­ва­нии. По дру­го­му мы какую-либо феде­раль­ную струк­ту­ру сюда не заве­дем. Поиск част­ных инве­сто­ров, по мое­му мне­нию, не при­ве­дет к жела­е­мо­му резуль­та­ту. Никто не смо­жет потра­тить свои день­ги на вос­ста­нов­ле­ние 8 000 квад­рат­ных мет­ров — 1,5 мил­ли­ар­да руб­лей. Для того, что­бы при­ве­сти зда­ние в поря­док, нуж­но имен­но такую сум­му. Я вклю­чусь в этот про­цесс, и мы най­дем спо­соб воз­мож­ность вос­со­здать памят­ник исто­рии и куль­ту­ры – Самар­ское реаль­ное учи­ли­ще».