Во вторник, 10 октября, состоялось первое в осеннюю сессию заседание Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи. Центральной темой обсуждения стало распределение федерального бюджета на развитие отрасли ИКТ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Глава Минцифры Максут Шадаев, представлявший законопроект, анонсировал сокращение некоторых расходных статей бюджета.
«В отношении нацпрограммы “Цифровая экономика” есть поручение президента: 1 июля следующего года утвердить новый нацпроект “Цифровая экономика данных”, параметры его будут рассматриваться. Здесь у нас уже определённость есть. Мы должны к лету следующего года все расчеты произвести, понять приоритеты. Будем биться за то, чтобы эта программа только расширялась, потому что есть огромный спрос. Если со школьной скамьи те, кто заинтересован, получат такую возможность — изучать современные языки программирования, причем и форма очного обучения доступна два раза в неделю по три часа, и дистанционная форма для тех, кто живет в удаленной сельской местности. Будем надеяться, что нам удастся при формировании этой программы на 2025 год запланировать эти цифры, даже с расширением», — заметил министр.
Глава думского Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн подчеркнул, что ИТ-образование в школах должно развиваться.
«Экономия бюджетных средств сильно ударит по школам. Предусмотрено сокращение ассигнований на программу обучения старшеклассников современным языкам программирования — интерес ребят к этой теме колоссален, к началу учебного 2023/24 года более 400 тысяч школьников подали заявки на эти курсы. В программе же предусмотрено 140 тыс. мест на всю Россию, а если в бюджете 2024 года будет сокращено ее финансирование, половина из них не сможет закончить их. Для России, которая испытывает кадровый дефицит в быстрорастущей сфере ИТ, такое просто недопустимо. Как и отсутствие средств для выполнения поручения Президента, который поручил правительству обеспечить в необходимом объеме софинансирование расходов, осуществляемых субъектами РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности, на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях. Речь идет о создании сети Wi-Fi в каждой российской школе, где еще этого сделано не было».
Александр Хинштейн считает, что важно обеспечить финансирование программы УЦН 2.0, федеральный проект устранения цифрового неравенства предполагает появление современной мобильной связи, включая высокоскоростной доступ в интернет, в малых населенных пунктах с численностью жителей от 100 до 500 человек.
«Это важнейший для нашей огромной страны инфраструктурного проект, реализация которого лежит на «Ростелекоме». Коллеги из Минфина не смогли дать четкого ответа, почему средства, получаемые в виде 1,2% из выручки операторов связи, перераспределяются на другие цели. Хотя законодательно закреплено, что они должны идти только на строительство базовых станций и поддержания их работы. В противном случае, в 2024 году средств хватит только на второй пункт, а на новую инфраструктуру их не хватит. И это в ситуации, когда около 10 тысяч населенных пунктов в России не охвачены мобильной связи».
В обсуждении парламентарии с представителями Правительства коснулись и ситуации вокруг финансовых проблем «Почты России». Александр Хинштейн, как член совета директоров компании, отметил, что решение проблем оператора требует комплексного подхода.
«Финансовые проблемы оператора почтовой связи сейчас изучаются и Счетной палатой, и Минфином, которые проводят аудит компании. На этом фоне мы обсуждаем инициативу инфраструктурного платежа для маркетплейсов — однако, как заявили в Счетной палате, первые результаты аудита будут известны лишь к августу 2024 года. А значит, ни в 2024‑м, ни в 2025‑м годах денег от инфраструктурного платежа, может и не быть. А проблемы на «Почте» стоят остро и требуют принятия быстрых мер, десятки тысяч отделений требуют ремонта, поручения об их модернизации этом еще в 2021 году дал Президент».
Александр Хинштейн поручил оперативно доработать заключение ИТ-комитета. Озвученные замечания по законопроекту бюджета будут внесены в поправки ко второму чтению бюджета.