Проекты Александра Хинштейна

«Осьминог» из парламента все же лишился кресла

Видео

Быв­ший вице-спи­кер Бурят­ско­го пар­ла­мен­та Баир Жам­ба­лов нако­нец пред­стал перед судом. Он лишил­ся высо­ко­го крес­ла после обви­не­ния в смер­тель­ном ДТП. По вер­сии след­ствия, поли­тик сбил на машине девуш­ку и оста­вил ее уми­рать на 20-гра­дус­ном моро­зе. Толь­ко съе­моч­ной груп­пе про­грам­мы «Дежур­ная часть» уда­лось пооб­щать­ся с вли­я­тель­ным подсудимым.

Быв­ший вице-спи­кер Буря­тии Баир Жам­ба­лов дол­го избе­гал этой встре­чи. Про­стой житель дерев­ни Бату­ри­но Мак­сим Бур­чев­ский, напро­тив, ждал ее боль­ше года. Неко­гда вли­я­тель­ный поли­тик при­е­хал к зда­нию суда на чер­ной ино­мар­ке с лич­ным води­те­лем. Бур­чев­ский доби­рал­ся до област­но­го цен­тра несколь­ко часов на пере­клад­ных. Сего­дня он впер­вые посмот­рит в гла­за чело­ве­ку, кото­рый, пред­по­ло­жи­тель­но, лишил его само­го глав­но­го в жиз­ни – доче­ри. Жам­ба­лов, слов­но царек, гор­де­ли­вой поход­кой захо­дит в храм пра­во­су­дия в окру­же­нии сви­ты из адво­ка­тов и журналистов.

Эта скан­даль­ная исто­рия потряс­ла Буря­тию год назад. Вече­ром 5 янва­ря 2020-го Жам­ба­лов с дру­зья­ми воз­вра­щал­ся с рыбал­ки на несколь­ких авто­мо­би­лях. Про­ез­жая дерев­ню Бату­ри­но, «Ленд Кру­зер» поли­ти­ка сбил 17-лет­нюю Гали­ну Бур­чев­скую. Вне­до­рож­ник про­та­щил пеше­хо­да на капо­те почти 80 мет­ров, а после скрыл­ся. Лихач в 20-гра­дус­ный мороз оста­вил девуш­ку уми­рать на доро­ге. Кто-то из мест­ных жите­лей яко­бы видел, как води­тель и пас­са­жир авто поме­ня­лись места­ми. А через несколь­ко часов в поли­цию явил­ся друг вли­я­тель­но­го поли­ти­ка Галуст Пило­сян – вот его воз­мож­ное фото – и заявил, что имен­но он нахо­дил­ся за рулем вне­до­рож­ни­ка. Сле­до­ва­те­лям пона­до­би­лось почти пол­го­да, что­бы дока­зать обрат­ное и предъ­явить обви­не­ние в смер­тель­ном ДТП вице-спи­ке­ру Жамбалову.

«Велась кро­пот­ли­вая рабо­та. Были назна­че­ны и про­ве­де­ны более деся­ти слож­ных, затрат­ных экс­пер­тиз, допро­ше­но более 40 сви­де­те­лей, про­ве­де­но пять осмот­ром места про­ис­ше­ствия, орга­ни­зо­ван и про­ве­ден след­ствен­ный экс­пе­ри­мент, и пол­но­стью вос­со­зда­на кар­ти­на тра­ге­дии», – рас­ска­зы­ва­ет стар­ший помощ­ник руко­во­ди­те­ля След­ствен­но­го управ­ле­ния СК Рос­сии по Буря­тии Дмит­рий Столяров.

«Про­ку­ра­ту­ра Рес­пуб­ли­ки Буря­тия утвер­ди­ла обви­ни­тель­ное заклю­че­ние по уго­лов­но­му делу в отно­ше­нии води­те­ля, кото­рый обви­ня­ет­ся в нару­ше­нии ПДД, повлек­шем по неосто­рож­но­сти смерть чело­ве­ка, сопря­жен­ном с остав­ле­ни­ем лица в опас­ном для жиз­ни состо­я­нии», – инфор­ми­ру­ет стар­ший помощ­ник про­ку­ро­ра Рес­пуб­ли­ки Буря­тия по вза­и­мо­дей­ствию со СМИ Лари­са Петрова.

Отец погиб­шей Гали­ны Мак­сим Бур­чев­ский вспо­ми­на­ет: во вре­мя след­ствия высо­ко­по­став­лен­ный фигу­рант дела пытал­ся купить не толь­ко сви­де­те­лей, но и мол­ча­ние родителей.

«В самом нача­ле, еще когда он был подо­зре­ва­е­мым, были некие дей­ствия, пред­при­ни­ма­лись попыт­ки под­ку­пить, что­бы я сидел ров­но, нику­да не лез, что все само решит­ся, что­бы не наста­и­вал, что там Жам­ба­лов, а не Пило­сян. Доста­точ­но при­лич­ную сум­му пред­ла­гал», – вспо­ми­на­ет Мак­сим Бурчевский.

Пар­ла­мен­та­рий Баир Жам­ба­лов вину так и не при­знал. Гром­кое уго­лов­ное дело его, похо­же, вооб­ще не силь­но бес­по­ко­ит. Вот неза­дол­го до засе­да­ния поли­тик в доро­гом спор­тив­ном костю­ме, раз­ва­лив­шись на ска­мей­ке в судеб­ном кори­до­ре, о чем-то бесе­ду­ет с адво­ка­том. Появ­ле­нию жур­на­ли­стов он явно не рад. Гла­за над меди­цин­ской мас­кой быст­ро и хао­тич­но бега­ют. Неко­гда крас­но­ре­чи­вый поли­тик слов­но боит­ся ска­зать слово.

– Здрав­ствуй­те! Мож­но задать вам несколь­ко вопро­сов? – обра­ща­ет­ся к нему журналист.

– Нет, нет, нет! Не надо!

– Вашу пози­цию про­сто выразить…

– Нет, нет, не надо!

Жам­ба­лов закры­ва­ет рукой каме­ру, рез­ко вска­ки­ва­ет и демон­стра­тив­но пово­ра­чи­ва­ет­ся спи­ной к съе­моч­ной груп­пе. Неудоб­ные вопро­сы пови­са­ют в воздухе.

Уби­тый горем Мак­сим Бур­чев­ский, види­мо, так и не узна­ет, зна­ко­мо ли чув­ство сты­да чело­ве­ку, кото­рый, воз­мож­но, погу­бил его дочь.

С Жам­ба­ло­вым они встре­ти­лись в кори­до­ре. Отец девуш­ки ждал баналь­но­го «про­сти­те» – веро­ят­ный убий­ца Гали­ны даже не удо­сто­ил его взгля­да. В тес­ном кори­до­ре авто­ри­тет­ный поли­тик трус­ли­во про­нес­ся мимо Бур­чев­ско­го и слег­ка оттолк­нул журналистку.

«Он счи­та­ет себя не вино­ва­тым, ему изви­нять­ся не за что», – ком­мен­ти­ру­ет ситу­а­цию отец погиб­шей девушки.

Пока шло след­ствие, Жам­ба­лов несколь­ко меся­цев про­вел под домаш­ним аре­стом. Но, оче­вид­но, жизнь в четы­рех сте­нах про­стор­ной треш­ки в цен­тре Улан-Удэ уто­ми­ла быв­ше­го поли­ти­ка. За неде­лю до Ново­го года он попро­сил­ся на волю: види­мо, хотел отме­тить празд­ник с раз­ма­хом. Судья, как доб­рый Дед Мороз, испол­нил это жела­ние и отпу­стил Жам­ба­ло­ва на все четы­ре сто­ро­ны. Вот как сам поли­тик после бегот­ни по кори­до­ру объ­яс­нил это решение.

«Мало сво­бод­но­го вре­ме­ни, я чело­век актив­ной жиз­нен­ной пози­ции», – гово­рит Жамбалов.

«С само­го нача­ла эта ситу­а­ция не может вызвать ниче­го дру­го­го, кро­ме воз­му­ще­ния, пото­му что, если бы Жам­ба­лов, как я пред­по­ла­гаю, с само­го нача­ла при­нял какие-то дей­ствен­ные меры, девуш­ка оста­лась бы жива. Имен­но тру­сость, по мое­му убеж­де­нию, воз­мож­но, жела­ние скрыть какое-то свое пове­де­ние, состо­я­ние, в кото­ром, допус­каю, он нахо­дил­ся в этот момент, и заста­ви­ла их, по сути, бро­сить уми­рать девуш­ку на шос­се. То, что смерть девуш­ки – на сове­сти Жам­ба­ло­ва, я не сомне­ва­юсь. Я сомне­ва­юсь в том, есть ли у Жам­ба­ло­ва та самая совесть», – гово­рит депу­тат Гос­ду­мы Алек­сандр Хинштейн.

54-лет­ний Баир Жам­ба­лов в поли­ти­ке дав­но. Начи­нал с крес­ла депу­та­та в мест­ном пар­ла­мен­те, в 2018‑м занял пост вице-спи­ке­ра Народ­но­го хура­ла Буря­тии. Рас­ска­зы­вал о заслу­гах, кон­тро­ли­ро­вал ремонт дорог, посе­щал народ­ные праздники.

«Ну конеч­но, ску­чаю по рай­о­ну по род­но­му. Бла­го рай­он здесь неда­ле­ко, все­го 170 кило­мет­ров, поэто­му, когда уда­ет­ся, все­гда при­ез­жаю», – рас­ска­зы­вал поли­тик в одном из интервью.

Гово­рят, в поезд­ках Жам­ба­ло­ва неред­ко сопро­вож­дал тот самый друг – биз­нес­мен Галуст Пило­сян. Судя по дан­ным из откры­тых источ­ни­ков, вла­де­лец несколь­ких ком­па­ний. Но основ­ной доход свя­зан со стро­и­тель­ством. Бурят­ские жур­на­ли­сты отме­ча­ли: по стран­но­му сов­па­де­нию, фир­ма Пило­ся­на все­гда выиг­ры­ва­ла самые выгод­ные тен­де­ры. С 2011 года он осво­ил по гос­кон­трак­там почти 700 мил­ли­о­нов руб­лей. А еще у Пило­ся­на есть лич­ная пекар­ня в цен­тре Улан-Удэ. Съе­моч­ная груп­па «Дежур­ной части» при­е­ха­ла туда, что­бы пооб­щать­ся с биз­не­сме­ном. Но он трус­ли­во запер­ся в сво­ем каби­не­те. На его защи­ту гру­дью вста­ла секретарь.

Семья Бур­чев­ских живет скром­но: выру­ча­ет домаш­нее хозяй­ство. Малень­кий дом, надо под­ни­мать еще дво­их детей. Погиб­шая Гали­на учи­лась в мест­ном кол­ле­дже, меч­та­ла стать вра­чом. В ее ком­на­те все так же, как в день гибе­ли: акку­рат­но заправ­лен­ная кро­вать, люби­мая мяг­кая игруш­ка, на стене – фото­гра­фии с дру­зья­ми, на сто­ле – кален­дарь за 2020 год. Для Бур­чев­ских жизнь оста­но­ви­лась год назад.

«Семье надо бороть­ся до кон­ца», – под­чер­ки­ва­ет адво­кат Шота Горгадзе.

«Я очень рас­счи­ты­ваю на то, что суд объ­ек­тив­но во всем раз­бе­рет­ся, без огляд­ки на его недав­ний ста­тус и его вли­я­ние в реги­оне, кото­рое оче­вид­но, име­ет­ся», – гово­рит Алек­сандр Хинштейн.

Судеб­ный про­цесс по гром­ко­му уго­лов­но­му делу толь­ко стар­то­вал и обе­ща­ет быть дол­гим и скандальным.

Похо­же, един­ствен­ное, о чем жале­ет вли­я­тель­ный фигу­рант дела Баир Жам­ба­лов, так это о поте­ре теп­ло­го местеч­ка в рес­пуб­ли­кан­ском пар­ла­мен­те. Он, слов­но ось­ми­ног, вце­пил­ся щупаль­ца­ми в свое крес­ло и не хотел рас­ста­вать­ся с высо­ким ста­ту­сом. Даже будучи в ста­ту­се обви­ня­е­мо­го, пытал­ся через суд вос­ста­но­вить­ся в должности.

После пер­во­го судеб­но­го засе­да­ния неко­гда вли­я­тель­ный поли­тик, рас­тал­ки­вая жур­на­ли­стов, сел в чер­ное авто с лич­ным води­те­лем и умчал­ся вдаль. Отец погиб­шей девуш­ки Мак­сим Бур­чев­ский вер­нул­ся в род­ную дерев­ню. В гла­зах веро­ят­но­го убий­цы сво­ей доче­ри он так и не уви­дел ни гру­сти, ни рас­ка­я­ния.

23 янва­ря 2021 20:20  Вести.Дежурная часть