На заседании рассматривались несколько законопроектов, которые касаются самых насущных жизненно-важных вопросов для каждого жителя России.
Одной из таких инициатив является законопроект № 546865–7 о поиске пропавших людей по геолокации. Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал парламенту принять доработанный вариант этого закона во втором чтении.
Председатель Комитета – Александр Хинштейн сообщил, что законопроект преследует самые благие цели — ради поиска пропавших предлагается наделить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации правом получать сведения о месте нахождения пользовательского оборудования без решения суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако, первоначальный вариант законопроекта создавал угрозу нарушения прав граждан, и поэтому, ко второму чтению он был существенно доработан.
«С той редакцией, которая была внесена к первому чтению, мы согласиться не могли в силу разного рода причин. В таком подходе законопроект создал бы очень опасный прецедент, поскольку нарушались конституционные принципы с правом на тайну связи, частную жизнь», — сказал председатель комитета Александр Хинштейн.
Изначально предлагалось дать оперативникам право запрашивать у сотовых операторов сведения о местонахождении человека. Для доступа к таким данным нужно было направить мотивированное постановление одного из руководителей органов внутренних дел. Ко второму чтению эта норма была изменена, но концептуально рекомендованный к принятию законопроект полностью решает первоначальные задачи, отметил Александр Хинштейн.
«Мы предлагаем наделить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, правом получать сведения о местонахождения пользовательского оборудования пропавших без вести людей с момента поступления заявления о пропаже человека, без получения судебного решения. Одновременно с этим орган субъекта ОРД, начиная розыск пропавшего лица, обращается в суд в течение 24 часов за получением необходимой санкции», — добавил парламентарий.
Предложенный механизм позволит начать оперативный розыск людей без нарушений конституционных принципов частной жизни и тайны связи.
Для обсуждения законопроекта на заседание был приглашен координатор добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алёрт» Олег Леонов.
«Общественная значимость этого законопроекта очень велика и его принятие позволит спасти много человеческих жизней», — сказал Леонов.
Документ, авторами которого выступила группа депутатов Госдумы и сенаторов во главе с председателем Совфеда Валентиной Матвиенко, был внесен на рассмотрение нижней палаты в сентябре 2018 года. Спустя год он был поддержан в первом чтении. Инициатива была подготовлена во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина от 23 августа 2017 года.
В начале марта текущего года глава государства на встрече с участниками общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» пообещал в ближайшее время обсудить инициативу с представителями фракций Госдумы.
По словам Хинштейна, законопроект планируется принять во втором и третьем чтениях до конца весенней сессии, последнее пленарное заседание в рамках которой запланировано на 18 июня.
Другой значимый законопроект №759960–7, который был рассмотрен Комитетом в ходе заседания, регулирует вещание ключевых телевизионных каналов в интернете. Он был рекомендован нижней палате парламента к принятию во втором чтении.
Александр Хинштейн отметил, что законопроект был принят нижней палатой парламента в первом чтении в ноябре 2019 года, но вызвал неоднозначную реакцию в профессиональной среде.
«На сегодняшний день редакция второго чтения доработана и сбалансирована таким образом, что она удовлетворяет и устраивает все без исключения стороны», — сказал Хинштейн.
В случае принятия этого закона, пользователи получат бесплатный доступ к ключевым телевизионным каналам в интернете. «При этом исключено положение о наличии специальной интернет-версии телеканалов, содержащей только очищенный для распространения в сети контент, благодаря этому будет обеспечено единство содержания телеканалов во всех средах распространения», — добавил Хинштейн.
Также не потребуется заключения лицензионного договора между вещателем и владельцем аудиовизуального сервиса, распространение телеканалов осуществляется на основании закона.
В свою очередь Роскомнадзор установит требования к программному обеспечению для распространения телеканалов в интернете.
Комитет Госдумы по информполитике также рекомендовал нижней палате принять во втором чтении законопроект №1113081–7 о возможности внесудебного ограничения доступа к сайтам, распространяющим недостоверную информацию, связанную с обвинением в совершении преступлений.
Основанием для блокировки, согласно инициативе, будет являться заявление лица в прокуратуру о принятии мер по удалению ложных обвинений в совершении им преступления. При этом законопроект обязывает приобщать к такому заявлению «документы, подтверждающие недостоверность размещенной информации».
В соответствии с предложенным механизмом региональная прокуратура в течение 10 дней проверяет обоснованность предоставленных данных. По ее результатам составляется заключение о наличии оснований для принудительного удаления такой информации. После этого в течение пяти дней генпрокурор России или его заместитель проверяют обоснованность заключения. В случае подтверждения предоставленных сведений генпрокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием принять меры по удалению недостоверной информации.
Авторами инициативы выступили первый замглавы комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский, глава комитета по делам национальностей Валерий Газзаев и член комитета по регламенту Андрей Альшевских. Госдума приняла законопроект в первом чтении 24 марта.
Комитетом были поддержаны изменения закона «О средствах массовой информации» (№769986–7), которые были подготовлены во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Статьей 191 Закона о СМИ установлен запрет иностранным лицам и организациям быть учредителями СМИ, а также установлен запрет иностранным лицам владеть более чем 20% юридического лица, являющегося учредителем СМИ.
К законопроекту поступило 6 поправок, все они рекомендуются Комитетом к принятию.
Данными поправками устраняются юридико-технические замечания, обозначенные Комитетом при подготовке законопроекта к первому чтению.
Кроме того, при доработке законопроекта были уточнены положения, определяющие круг субъектов, не имеющих права быть учредителем СМИ или участником учредителя СМИ.