Проекты Александра Хинштейна

Потерявшие берега. Хинштейн о коррупции, мошенниках и роли Интернета

Государственная Дума

Будут ли пус­кать в интер­нет по пас­пор­ту? Отку­да ата­ку­ют наши теле­фо­ны мошен­ни­ки «из служ­бы без­опас­но­сти бан­ка»? Поче­му у губер­на­то­ров при обыс­ке нахо­дят сот­ни мил­ли­о­нов налич­ны­ми? На эти вопро­сы АиФ отве­тил гла­ва коми­те­та Гос­ду­мы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хинштейн.

Зачем губернатору автомат?

Ека­те­ри­на Баро­ва, «АиФ»: — Алек­сандр Евсе­е­вич, поче­му губер­на­то­ров жизнь ниче­му не учит? Уже столь­ко их пере­са­жа­ли и все рав­но про­дол­жа­ют при­сва­и­вать казён­ные день­ги и брать взятки.

— Жад­ность. Я часто зада­юсь вопро­сом, поче­му губер­на­то­ры, и не толь­ко они, а вооб­ще высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки теря­ют, что назы­ва­ет­ся, бере­га? Наблю­дая за кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, я пони­маю, что теря­ет­ся чув­ство меры для мно­гих, про­ис­хо­дит отрыв от реаль­но­сти и воз­ни­ка­ет то чув­ство алч­но­сти и жад­но­сти, кото­рое побеж­да­ет разум. К сожа­ле­нию, могу совер­шен­но чет­ко пред­вос­хи­тить, что Бело­зер­цев не завер­ша­ет спи­сок аре­сто­ван­ных или уже осуж­ден­ных губер­на­то­ров. Кста­ти, в СМИ назы­ва­ют 11 таких губер­на­то­ров, на самом деле их боль­ше, пото­му что в него надо вклю­чать и тех, то до это­го поте­рял свое крес­ло, а после это­го был осуж­ден, как, ска­жем, быв­ший Твер­ской губер­на­тор Вла­ди­мир Пла­тов.

Кста­ти, при обыс­ках у Бело­зер­це­ва, насколь­ко мне извест­но, кро­ме огром­ных сумм налич­но­сти было най­де­но так же и ору­жие. Неза­ре­ги­стри­ро­ван­ное. В том чис­ле бое­вой писто­лет и, как гово­рят мои источ­ни­ки, даже авто­мат, кото­рые совсем не понят­но для чего нуж­ны губернатору.

— О том, как ведёт себя губер­на­тор, берёт ли отка­ты и взят­ки, эли­та реги­о­на обыч­но зна­ет. Поче­му же, напри­мер, реги­о­наль­ное отде­ле­ние пар­тии не реа­ги­ро­ва­ло на такие «сиг­на­лы» до ареста?

— Пото­му что слиш­ком часто пар­тия в реги­о­нах сра­ще­на с реги­о­наль­ной вла­стью, и в этом есть свои плю­сы и свои мину­сы. Но надо пони­мать, что очень часто реги­о­наль­ная эли­та – это люди, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся не по како­му-то идео­ло­ги­че­ско­му, а по намест­ни­че­ско­му, что ли, при­зна­ку. Я видел реги­о­ны, где ухо­дят одни губер­на­то­ры, назна­ча­ют­ся дру­гие, а основ­ная часть эли­ты оста­ёт­ся той же. Когда в Самар­ской обла­сти в 2012 году ушел Вла­ди­мир Артя­ков и ему на сме­ну при­шёл Мер­куш­кин, я сво­и­ми гла­за­ми видел и слы­шал, как люди, кото­рые нака­нуне про­во­жа­ли Артя­ко­ва и под­ни­ма­ли за него тосты со сле­за­ми на гла­зах. Уже на дру­гой день рас­ска­зы­ва­ли ново­му губер­на­то­ру, как они томи­лись и стра­да­ли под игом это­го нехо­ро­ше­го руко­во­ди­те­ля. Часть из них ров­но тоже попы­та­лась рас­ска­зать теперь уже сле­ду­ю­ще­му губер­на­то­ру. Конеч­но же, такие люди не будут заин­те­ре­со­ва­ны, что­бы вскры­вать какие-то язвы, бороть­ся с кор­руп­ци­ей. Тем более что не ред­ко они сами явля­ют­ся состав­ной частью этой самой кор­руп­ции.  Пото­му что кор­руп­ция, как мы с вами пони­ма­ем, не воз­мож­на без сли­я­ния вла­сти и кри­ми­на­ла, и  глав­ная её цель – извле­че­ние необос­но­ван­ных дохо­дов. Это не толь­ко напря­мую воров­ство, когда день­ги госу­дар­ства спи­сы­ва­ют­ся на несу­ще­ству­ю­щие теку­щие зада­чи, а суб­си­дии из бюд­же­та «полу­ча­ют» фер­ме­ры или какие-нибудь НКО, кото­рые их и не виде­ли в гла­за. Но когда ты ста­вишь на теку­щие под­ря­ды фир­мы, близ­кие тебе, в кото­рых рабо­та­ют твои род­ствен­ни­ки, когда круп­ней­шие застрой­щи­ки  при­хо­дят во власть – испол­ни­тель­ную, зако­но­да­тель­ную — это тоже всё коррупция.

— У Бело­зер­це­ва нашли почти пол мил­ли­ар­да налич­ны­ми. При этом у нас есть систе­ма про­вер­ки дохо­дов и рас­хо­дов. Полу­ча­ет­ся, декла­ра­ции не работают?

—   Наобо­рот, декла­ра­ции рабо­та­ют, и имен­но поэто­му он вынуж­ден был хра­нить такие сум­мы в налич­ных, не имея воз­мож­но­сти их потра­тить. Кро­ме уже­сто­че­ния кон­тро­ля за дохо­да­ми и рас­хо­да­ми, кон­тро­ли­ру­ют­ся бан­ков­ские рас­хо­ды  — невоз­мож­но совер­шить круп­ную покуп­ку за налич­ные. Напри­мер, доро­гой авто­мо­биль. Любая тран­зак­ция на счё­те от 700 тыс руб в обя­за­тель­ном поряд­ке ухо­дит в Росфин­мо­ни­то­ринг, любые пла­те­жи так или ина­че кон­тро­ли­ру­ют­ся. Да, чер­ный нал, без­услов­но, оста­ет­ся. Его соби­ра­ют с тор­го­вых точек, с под­ряд­чи­ков, кото­рые при­но­сят отка­ты порой налич­ны­ми,  от чер­но­го нала и чер­но­го обо­ро­та в сфе­ре обще­ствен­но­го транс­пор­та – это ещё одна очень кор­руп­ци­он­ная отрасль.

Ну, хоро­шо, лежит у губер­на­то­ра эти пол-мил­ли­ар­да и что даль­ше? Да, он может ходить по ресто­ра­нам, поку­пать какие-то доро­гие  люк­со­вые вещи. Хотя опять же, ему осо­бо неку­да их оде­вать, так как толь­ко чинов­ник с зар­пла­той 4 млн в год появ­ля­ет­ся с часа­ми, сто­и­мо­стью в его две годо­вые зар­пла­ты,  это сра­зу вызы­ва­ет вопро­сы. Не все­гда это закан­чи­ва­ет­ся сра­зу пло­хо, но на каран­даш его уже взя­ли и это при­во­дит к печаль­но­му ито­гу.  И чем силь­нее зако­но­да­тель­ство будет уже­сто­чать­ся, тем силь­нее чинов­ни­ки будут похо­дить на спе­ку­лян­тов совет­ско­го вре­ме­ни, кото­рые после денеж­ной рефор­мы 1961 года оста­лись сидеть с огром­ны­ми налич­ны­ми сред­ства­ми, кото­рые неку­да было потра­тить, и боль­ше никто не при­ни­мал. Точ­но так же, как в свое вре­мя обли­га­ци­я­ми внут­рен­не­го зай­ма обкле­и­ва­ли сте­ны вме­сто обо­ев. Так будет при­мер­но и здесь.

— Зако­но­про­ект, кото­рый сей­час при­ни­ма­ет ГД, что­бы была воз­мож­ность кон­фис­ко­вать налич­ные и день­ги со сче­тов без граж­дан­ско­го про­цес­са, как раз из этой серии?

— Это обсуж­да­е­мая тема и, на мой взгляд, реше­ние судеб­ное все рав­но долж­но быть – слу­ча­ют­ся раз­ные ситу­а­ции, это могут быть дей­стви­тель­но сбе­ре­же­ния, но все эти вещи надо про­ве­рять. Борь­ба с кор­руп­ци­ей не ред­ко при­во­дит к тому, что в ней побеж­да­ют кор­руп­ци­о­не­ры. И, учи­ты­вая, что самые круп­ные сум­мы налич­но­сти нахо­дят как раз у людей, кото­рые по дол­гу служ­бы с этой самой кор­руп­ци­ей и борют­ся, во всех вопро­сах надо раз­би­рать­ся очень вни­ма­тель­но и очень досконально.

Жулики звонят из Украины

— ГД при­ня­ла ваш закон о бло­ки­ров­ке свя­зи в коло­ни­ях и СИЗО. А на про­шлой неде­ле опять попа­лись сотруд­ни­ки ФСИН, кото­рые про­но­си­ли теле­фо­ны. Теле­фон­ные мошен­ни­ки про­дол­жат нам назва­ни­вать, несмот­ря ни на что?

— Воз­мож­ные бло­ки­ров­ки теле­фо­нов — это не конец филь­ма, а лишь его нача­ло или про­дол­же­ние.  Да, к сожа­ле­нию, сотруд­ни­ки ФСИН не ред­ко помо­га­ют заклю­чен­ным или аре­сто­ван­ным полу­чать запро­шен­ные сред­ства свя­зи. За про­шлый год было за это задер­жа­но из чис­ла сотруд­ни­ков ФСИН и граж­дан­ско­го пер­со­на­ла 227 чело­век. Но при этом в 2020 году было изъ­ято око­ло 60 тысяч еди­ниц свя­зи. Какие даль­ше шаги будут пред­при­ни­мать­ся? Во-пер­вых, мы раз­ра­бо­та­ли и наде­ем­ся в бли­жай­шее вре­мя согла­со­вать окон­ча­тель­ную редак­цию с пра­ви­тель­ством  поправ­ки в Уго­лов­ный кодекс, кото­рые уста­но­вят имен­но уго­лов­ную отне­сен­ность за неза­кон­ный про­нос или попыт­ку пере­да­чи средств свя­зи в места лише­ния сво­бо­ды. Сего­дня это адми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние с мак­си­маль­ной санк­ци­ей – 5 тыс руб. Вне зави­си­мо­сти от коли­че­ства раз, кото­рые тебя пой­ма­ли, поэто­му людей ловят и по 2–3 раза. Что, конеч­но, смеш­но, посколь­ку кри­ми­наль­ная цена сего­дня, уже в резуль­та­те при­ни­ма­е­мых жест­ких мер, за неза­кон­ную сото­вую связь, как гово­рит про­ку­ра­ту­ра Моск­вы, начи­на­ет­ся от 200 тысяч руб­лей для того, что­бы в Бутыр­ку про­не­сти теле­фон. Пра­ви­тель­ством по ини­ци­а­ти­ве ФСИН и госкор­по­ра­ции Ростех выде­ле­ны сред­ства на осна­ще­ние всех учре­жде­ний ФСИН соот­вет­ству­ю­щи­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, кото­рые поз­во­ля­ют глу­шить сиг­нал. Сим­би­оз этих шагов даст серьез­ный сдвиг в этой проблеме.

— А какое про­дол­же­ние фильма?

— Напри­мер, Гос­ду­ма при­ня­ла в пер­вом чте­нии уста­нов­ле­ние ответ­ствен­но­сти за не предо­став­ле­ние або­нен­ту изна­чаль­но­го номе­ра зво­ня­ще­го. Объ­яс­ню. Сего­дня один из очень рас­про­стра­нен­ных спо­со­бов мошен­ни­че­ства – исполь­зо­ва­ние под­мен­ных номе­ров. Когда зво­нок идет услов­но с ост­ро­ва Мэн, а вхо­дя­щий реги­он пока­зы­ва­ет 499 или 495.  Закон о свя­зи уже сего­дня обя­зы­ва­ет опе­ра­то­ров свя­зи достав­лять конеч­но­му поль­зо­ва­те­лю дан­ные точ­ные о том, кто ему  зво­нит, отправ­ля­ет СМС и пр. Но на прак­ти­ке это прак­ти­че­ски не соблю­да­ет­ся, посколь­ку нет ответ­ствен­но­сти. Сей­час она появиться.

Но и, откро­вен­но гово­ря, за послед­ние несколь­ко лет мы видим, что теле­фон­ное мошен­ни­че­ство пере­ме­ща­ет­ся из зон и тюрем в сто­ро­ну сопре­дель­ных госу­дарств. Сего­дня глав­ная угро­за уже исхо­дит не от колл-цен­тров из-за решёт­ки, а  из колл-цен­тров, напри­мер, Укра­и­ны, где рабо­та­ют целые фаб­ри­ки и сот­ни чело­век еже­днев­но обзва­ни­ва­ют довер­чи­вых граж­дан, при­ме­няя соци­аль­ную инже­не­рию, когда они раз­ны­ми спо­со­ба­ми выма­ни­ва­ют у людей день­ги. В Гос­ду­ме созда­на меж­ве­дом­ствен­ная рабо­чая груп­па, кото­рой пред­сто­ит раз­ра­бо­тать соот­вет­ству­ю­щий набор попра­вок, мы видим уже целый ряд про­блем, кото­рые тре­бу­ют сво­е­го реше­ния. Напри­мер, мы уви­де­ли что IP-теле­фо­ния, а это ещё одна кор­мо­вая база для мошен­ни­ков и кибер-пре­ступ­но­сти, пото­му что исто­рия с теле­фон­ны­ми мини­ро­ва­ни­я­ми  — эти звон­ки идут по  IP-теле­фо­нии. Я зани­ма­юсь этой рабо­той, воз­гла­вив соот­вет­ству­ю­щий коми­тет чуть более года назад, и я, напри­мер, с удив­ле­ни­ем и непо­ни­ма­ние для себя обна­ру­жил, что у нас в зако­но­да­тель­ства IP-теле­фо­нии как тако­вой нет вооб­ще. Сей­час она появит­ся и не толь­ко она. Мы под­го­то­вим целый ряд попра­вок, кото­рые изме­нят или, по край­ней мере, дадут в руки пра­во­охра­ни­те­лям реаль­ный инстру­мент. Посколь­ку одна из про­блем в том, что такие пре­ступ­ле­ния и слож­но рас­кры­ва­ют­ся и слож­но дока­зы­ва­ют­ся.  Здесь нуж­но в первую оче­редь рабо­тать с ними тех­ни­че­ским путем. Не слу­чай­но сего­дня 97% сомни­тель­ных тран­зак­ций Сбер­банк бло­ки­ру­ет, толь­ко 3% мошен­ни­ков дохо­дят до сво­е­го резуль­та­та. Но и это­го мно­го и циф­ры, кото­рые мы сего­дня видим, они более чем тре­вож­ны: так назы­ва­е­мая IP-пре­ступ­ность в 2020 по отно­ше­нию к 2019 соста­ви­ла дву­крат­ный рост. Сего­дня каж­дое 4 пре­ступ­ле­ние  — это пре­ступ­ле­ние с исполь­зо­ва­ни­ем инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, из них более 80% — тяж­кие и осо­бо тяж­кие пре­ступ­ле­ния – это мошен­ни­че­ство и воров­ство. При этом, если реги­стри­ро­вать вооб­ще все пре­ступ­ле­ния, в том чис­ле поку­ше­ния на мошен­ни­че­ство, то в стране 90% пре­ступ­ле­ний будет в сфе­ре IТ. 

— Где укра­ин­цы берут базы наших теле­фо­нов, кли­ен­тов бан­ков и пр.?

— К сожа­ле­нию, в Рос­сии ещё не сло­жи­лась куль­ту­ра исполь­зо­ва­ния пер­со­наль­ных дан­ных. И очень часто люди сами не пони­мая дают согла­сие на исполь­зо­ва­ние сво­их пер­со­наль­ных дан­ных для непо­нят­ных целей. Когда вы под­пи­сы­ва­е­те бан­ков­ский дого­вор, захо­ди­те на тот или иной сайт и дае­те согла­сие на их усло­вия. Вы ста­ви­те гал­ку «согла­сен», не читая тек­ста, пото­му что в про­тив­ном слу­чае вы туда не вой­де­те. А, как пра­ви­ло, там  вез­де напи­са­но малень­ки­ми бук­ва­ми, что даю согла­сие на обра­бот­ку сво­их пер­со­наль­ных дан­ных и пере­да­чу тре­тьим лицам. И так фор­ми­ру­ют­ся базы, кото­рые, конеч­но, сего­дня пред­став­ля­ют уже опре­де­лён­ный товар. Мы с кол­ле­га­ми видим мно­го­крат­ные попыт­ки раз­лич­ных лоб­би­стов пере­ве­сти этот товар в пра­во­вую плос­кость, чему мы кате­го­ри­че­ские про­тив­ни­ки. Пер­со­наль­ные дан­ные – это то, что чело­век дол­жен рас­по­ря­жать­ся сам. И сде­лать воз­мож­ность про­да­жи пер­со­наль­ных дан­ных, их обо­ро­та, без уче­та жела­ния само­го чело­ве­ка – мы кате­го­ри­че­ски про­тив это­го. Хотя для бан­ков, для опе­ра­то­ров сото­вой свя­зи, для круп­ных тор­го­вых сетей и пр, конеч­но же это крайне важ­но. Нуж­но вво­дить ответ­ствен­ность, она у нас сей­час доста­точ­но лег­ка, в том чис­ле и заве­до­мо неза­кон­ное исполь­зо­ва­ние этих дан­ных.  Если вы еде­те на воро­ван­ной машине, у вас её отбе­рут. Если вы поку­па­е­те на рын­ке какую-то базу, вы зара­нее зна­е­те, что она кри­ми­наль­ная. Дума при­ня­ла уже ряд зако­нов в этом направ­ле­нии. Сего­дня мы уже наде­ли­ли граж­да­ни­на воз­мож­но­стью ото­звать согла­сие на исполь­зо­ва­ние его пер­со­наль­ных дан­ных. Будем в этом направ­ле­нии дви­гать­ся и дальше.

Цифра – актуальная сфера нашей жизни

— Вы уже опро­верг­ли, что нас будут пус­кать в интер­нет «по пас­порт», но дыма без огня не бывает? 

— Это оче­ред­ная про­во­ка­ция, кото­рых будет ещё мно­го. Интер­нет по пас­пор­ту не свое­вре­мен­но и не пра­виль­но, и деа­но­ни­ми­за­ция сего­дня – это не вопрос, сто­я­щий на повест­ке дня. Дру­гое дело, что мы посте­пен­но рано или позд­но будем к это­му при­хо­дить, но не путем каких-то жёст­ких репрес­сив­ных мер, а созда­ния опре­де­лен­ной куль­ту­ры. Когда ано­ни­мом в сети быть ста­нет про­сто не при­лич­но. Пото­му что он не отве­ча­ет за свои сло­ва, мы не пони­ма­ем, кто перед нами. И допу­стим, когда в соц­се­тях в адрес офи­ци­аль­ных акка­ун­тов орга­нов вла­сти или обще­ствен­ных дея­те­лей, депу­та­тов, им пишут ано­ни­мы, сего­дня мы с ними раз­го­ва­ри­ва­ем на рав­ных.  Поче­му бы зав­тра не прий­ти к пони­ма­нию, что если тебя спра­ши­ва­ет кон­крет­ный Сер­гей Пет­ро­вич Зай­цев, без­услов­но, ты отве­ча­ешь, раз­го­ва­ри­ва­ешь, ста­ра­ешь­ся помочь. А если тебя спра­ши­ва­ет Земляника328, то ты про­сто не пони­ма­ешь, а может быть этот как раз тот самый осуж­ден­ный, кото­ро­му пере­да­ли за 200 тыс. в Бутыр­ке телефон.

Надо пони­мать, что сего­дня циф­ра – одна из самых акту­аль­ных сфер нашей жиз­ни и пан­де­мия это пока­за­ла. Циф­ра может быть помощ­ни­ком в жиз­ни чело­ве­ка, раз­ви­тия обще­ства и госу­дар­ства, но она несет в себе и без­услов­ные опас­но­сти. Это как маши­на — боль­ше все­го людей сего­дня гиб­нет под колё­са­ми, а не от ножа и касте­та. Про­во­дя парал­лель, наря­ду со стро­и­тель­ством дорог, нуж­но всё рав­но раз­ви­вать систе­му ГИБДД, ста­вить видео­фик­са­цию нару­ше­ния ско­ро­сти, отбой­ни­ки и све­то­фо­ры. Вот ров­но таки­ми све­то­фо­ра­ми, каме­ра­ми и отбой­ни­ка­ми, но в сети интер­нет мы сего­дня и зани­ма­ем­ся. И с появ­ле­ни­ем зако­на о «суве­рен­ном руне­те», мы сего­дня в состо­я­нии стро­ить дей­стви­тель­но без­опас­ную циф­ро­вую стра­ну. Стра­ну, кото­рая сего­дня может стать авто­ном­ной, что дает нам уве­рен­ность в суве­ре­ни­те­те, даёт воз­мож­ность раз­го­ва­ри­вать с пози­ции несла­бо­го, рав­но­го.  При­ме­ры дру­гих стран тому под­твер­жде­ние. После попы­ток про­да­вить австра­лий­ские вла­сти и в целом объ­явив вой­ну госу­дар­ству, соц­се­ти были вынуж­де­ны  сми­рить­ся, Тур­ция через коле­но заста­ви­ла ино­стран­ные IТ-ресур­сы реги­стри­ро­вать­ся на сво­ей тер­ри­то­рии, а стра­ны ЕС нало­жи­ли на Гугл за послед­ние несколь­ко лет штра­фов за нару­ше­ние анти­мо­поль­но­го зако­но­да­тель­ства на 9 млрд евро. Эта исто­рия с Твит­те­ром в Рос­сии очень пока­за­тель­ная, я рас­счи­ты­ваю, что дело не закон­чит­ся всё-таки его бло­ки­ров­кой. Но необ­хо­ди­мо, что­бы с зако­ном счи­та­лись и ува­жа­ли. Тем более от них тре­бо­ва­лось уда­лить обще­ствен­но опас­ный кон­тент с дет­ской пор­но­гра­фи­ей, при­зы­ва­ми к суи­ци­ду и про­па­ган­дой нар­ко­ти­ков.  Ни о какой поли­ти­ке, ина­ко­мыс­лии и оппо­зи­ции в тре­бо­ва­ния Рос­ком­на­здо­ра речи не идет.

ИСТФАКТ
В англий­ском город­ке High Wycombe све­же­из­бран­но­го мэра взве­ши­ва­ют на город­ской пло­ща­ди. Тра­ди­ция нача­лась с 1678 г., когда жите­ли реши­ли покон­чить с воров­ством из каз­ны. После года служ­бы мэра взве­ши­ва­ют сно­ва, и гла­ша­тай кри­чит «При­ба­ви­лось!» или «Не прибавилось!».

Источ­ник: АиФ