Сегодня в Самаре депутат Госдумы РФ, зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн провёл рабочее совещание с представителями ГУ ФСИН, ГУ МВД по Самарской области и общественной наблюдательной комиссии. На встрече обсуждался проект федерального закона № 949326–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания».
По словам Александра Хинштейна, этот законопроект, внесённый Правительством РФ, направлен на совершенствование порядка осуществления контроля общественными наблюдательными комиссиями за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В целом документ был поддержан Комитетом по безопасности и противодействию коррупции, однако требует ряд существенных доработок.
Сегодня самарские общественники поблагодарили Александра Хинштейна за внимание к этой проблематике и выразили надежду на то, что их конструктивные предложения будут приняты во внимание при принятии законопроекта в Госдуме.
В частности, самарские общественники (сегодня в Самарском регионе в составе ОНК значится 18 членов) сообщили, что сегодня их деятельность не регламентируется специальным законом, а существующие федеральный закон № 76 (по общественному контролю в РФ) и Кодекс этики ОНК даёт двоякую трактовку. По словам представителей ОНК, сегодня в каждом регионе страны общественники работают по своим правилам. К слову, в Самаре за 2,5 года сложился уникальный опыт работы и взаимодействия общественников с ГУФСИН и ГУ МВД России по Самарской области. Общественники считают, что необходимо в каждом регионе создать аппарат ОНК — для работы необходим кабинет для приема заявителей, проведения совещаний общественников, получения корреспонденции.
Самарских общественников также волнует проблема, связанная с порядком осуществления членами ОНК фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также регламент информирования начальника исправительного учреждения о визите общественника.
Кроме того, этим законопроектом расширяется перечень мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК.
Также общественников волнует вопрос о кандидатурах самих членов ОНК — существующее положение об обязательном согласовании кандидатур с региональными общественными палатами может отрицательным образом отразиться на уровне самостоятельности ОНК, качестве работы общественников в местах принудительного содержания, что может привести к снижению уровня общественного доверия к результатам их деятельности. Необоснованным общественникам видится и включение в перечень лиц, которые не могут являться членами ОНК, лиц, имеющих близких родственников, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Также общественники обращают внимание на недопустимое требование, предъявляемое к тематике беседы общественника с человеком, находящимся в месте лишения свободы, поскольку обсуждение в ходе бесед посторонних вопросов может быть обусловлено необходимостью установления психологического контакта, снижения уровня тревожности и преодоления негативных психологических состояний подозреваемых и обвиняемых и не должно являться основанием для принудительного прерывания беседы.