Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн: «Ни одна страна мира не заинтересована в том, чтобы пускать к себе сомнительных людей»

Публикации и интервью

Важ­но, что­бы те мигран­ты, кото­рые при­бы­ва­ли в Рос­сию, были «желан­ны­ми людь­ми», а пре­ступ­ни­ки, долж­ни­ки и сомни­тель­ные лич­но­сти пусть само­ре­а­ли­зу­ют­ся у себя на родине, ска­зал в интер­вью «Голо­су Рос­сии» депу­тат Гос­ду­мы РФ Алек­сандр Хин­штейн, ком­мен­ти­руя вне­сен­ный в Госу­дар­ствен­ную думу зако­но­про­ект, уже­сто­ча­ю­щий ответ­ствен­ность за неле­галь­ную миграцию.

Мы с кол­ле­га­ми твёр­до убеж­де­ны в том, что ино­стран­ные граж­дане, мигран­ты, нахо­дясь на тер­ри­то­рии Рос­сии обя­за­ны ува­жать и закон нашей стра­ны, ее обы­чаи и устои. Ров­но на это направ­ле­ны те зако­но­да­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые были недав­но вне­се­ны пред­се­да­те­лем коми­те­та Гос­ду­мы по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции Ири­ной Яро­вой, мной, и к нам еще при­со­еди­ни­лись дру­гие кол­ле­ги. Суть это­го зако­но­про­ек­та сво­дит­ся, в том чис­ле, к огра­ни­че­нию пра­ва на въезд в РФ неже­ла­тель­ных мигран­тов и ино­стран­ных граж­дан, лиц без граж­дан­ства, кото­рые либо осуж­де­ны на тер­ри­то­рии Рос­сии за совер­ше­ние умыш­лен­но­го пре­ступ­ле­ния и эта суди­мость не сня­та и не пога­ше­на, либо кото­рые были ули­че­ны и осуж­де­ны за исполь­зо­ва­ние под­лож­ных доку­мен­тов для сво­е­го пре­бы­ва­ния на тер­ри­то­рии РФ. К огра­ни­че­нию на въезд так­же под­па­да­ют лица, не опла­тив­шие сто­и­мость экс­тра­ди­ции за пре­де­лы РФ, а так же те ино­стран­ные граж­дане и лица без граж­дан­ства, кото­рые име­ют задол­жен­но­сти по упла­те адми­ни­стра­тив­ных штра­фов за нару­ше­ние мигра­ци­он­но­го зако­но­да­тель­ства. Вно­ся эти пред­ло­же­ния, мы исхо­ди­ли из несколь­ких фак­то­ров. Во-пер­вых, нам важ­но, что­бы те мигран­ты, кото­рые при­бы­ва­ли в Рос­сию, были, что назы­ва­ет­ся, «желан­ны­ми людь­ми», что­бы это были люди, име­ю­щие ква­ли­фи­ка­цию, опыт, а самое глав­ное, жела­ние вно­сить свой посиль­ный вклад в эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии. Пре­ступ­ни­ки, а речь идет имен­но о пре­ступ­ни­ках, с тех, с кого не сня­та или не пога­ше­на суди­мость, конеч­но же, не могут счи­тать­ся тако­вы­ми, их при­сут­ствие на тер­ри­то­рии Рос­сии нам пред­став­ля­ет­ся непра­виль­ным. Что каса­ет­ся долж­ни­ков. Это тема еще более важ­ная, пото­му что сего­дня сло­жи­лась нездо­ро­вая ситу­а­ция, когда мы тре­бу­ем от наших граж­дан, рос­си­ян более жест­ких мер, чем от иностранцев.

Сего­дня зако­но­да­тель­но уста­нов­ле­ны огра­ни­че­ния на выезд за пре­де­лы нашей стра­ны для граж­дан РФ, име­ю­щих задол­жен­но­сти перед бюд­же­та­ми раз­ных уров­ней по упла­те нало­гов. Если у тебя остал­ся не выпла­чен­ным дорож­ный налог, штраф за нару­ше­ние пра­вил дорож­но­го дви­же­ния или, не дай Бог, али­мен­ты, то ты не суме­ешь пере­сечь госу­дар­ствен­ную гра­ни­цу Рос­сии. И еже­год­но до несколь­ких сот тысяч чело­век в резуль­та­те это­го оста­нав­ли­ва­ют­ся на выез­де за пре­де­лы стра­ны. В отно­ше­нии ино­стран­ных граж­дан подоб­ные огра­ни­че­ния не дей­ству­ют, тогда, как штра­фы, не выпла­чен­ные ими толь­ко по линии нару­ше­ния мигра­ци­он­но­го зако­но­да­тель­ства, доста­точ­но вели­ки. По ито­гам, на сере­ди­ну 2012 года общий объ­ем невы­пла­чен­ных штра­фов мигран­та­ми соста­вил более 2 мил­ли­ар­дов руб­лей. Если мы жест­ко и непред­взя­то под­хо­дим к сво­им граж­да­нам, то от ино­стран­ных граж­дан мы, тем более, долж­ны тре­бо­вать того же. Кста­ти, подоб­ные огра­ни­че­ния дей­ству­ют во мно­гих дру­гих стра­нах мира, чле­нах Евро­со­ю­за, пото­му что ни одна стра­на мира не заин­те­ре­со­ва­на в том, что­бы пус­кать к себе на тер­ри­то­рию людей сомни­тель­ных, тех, кто не опла­тил поло­жен­ные по зако­ну штра­фы, и, тем более, пре­ступ­ни­ков. Более того, сего­дня въе­хать на тер­ри­то­рию ино­стран­но­го госу­дар­ства, в первую оче­редь, стран Евро­со­ю­за, крайне слож­но. Тем более, слож­но полу­чить пра­во на рабо­ту. Для это­го нуж­но пред­ста­вить боль­шое чис­ло доку­мен­тов. А самое глав­ное, нуж­но дока­зать вла­стям это­го госу­дарств то, что ты не соби­ра­ешь­ся совер­шать какие-то пре­ступ­ле­ния, что у тебя доста­точ­но средств, что­бы содер­жать себя и сво­их род­ных, если они едут вме­сте с тобой. То есть, все стра­ны предо­хра­ня­ют­ся от появ­ле­ния сомни­тель­ных, неже­ла­тель­ных людей. Мы же, фак­ти­че­ски, дер­жим откры­тые гра­ни­цы, след­стви­ем это­го ста­но­вит­ся серьез­ный рост кор­руп­ци­он­ных пре­ступ­ле­ний, пото­му что нали­чие тако­го рода кате­го­рий граж­дан на тер­ри­то­рии Рос­сии, вле­чет за собой рост кор­руп­ци­он­ных устрем­ле­ний. Напри­мер, любой упол­но­мо­чен­ный участ­ко­вый поли­ции отлич­но зна­ет, где на вве­рен­ном ему участ­ке живут неле­галь­ные мигран­ты. Это про­во­ци­ру­ет рост пре­ступ­но­сти. Несмот­ря на то, что чис­ло пре­ступ­ле­ний, совер­шен­ных ино­стран­ны­ми граж­да­на­ми и лица­ми без граж­дан­ства в удель­ном весе от обще­го чис­ла пре­ступ­ле­ний не пре­вы­ша­ет трех про­цен­тов, тем не менее, в Москве тако­вых уже 18 про­цен­тов. Нет ника­ких сомне­ний, что эта циф­ра будет воз­рас­тать, у нас перед гла­за­ми опыт дру­гих горо­дов. Напри­мер, в Пари­же сего­дня каж­дое вто­рое пре­ступ­ле­ние совер­ша­ет­ся ино­стран­ным граж­да­ни­ном, и нам совер­шен­но ни к чему ждать, когда в Москве, Санкт-Петер­бур­ге или в каком-то дру­гом круп­ном горо­де появит­ся такая же про­бле­ма. Более того, суще­ству­ет про­бле­ма меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов и меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ний. Все социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния и опро­сы пока­зы­ва­ют, что граж­дане Рос­сии в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве нега­тив­но вос­при­ни­ма­ют боль­шое чис­ло ино­стран­ных мигран­тов, не зна­ю­щих рус­ско­го язы­ка, не отно­ся­щих­ся с долж­ным ува­же­ни­ем к нашим обы­ча­ям, тра­ди­ци­ям и, самое глав­ное, к нашим зако­нам. Это, без­услов­но, порож­да­ет опре­де­лён­ную ксе­но­фо­бию и опре­де­лён­ное ослож­не­ние отно­ше­ний. Нам это совер­шен­но ни к чему. По этой при­чине мы счи­та­ем, что, с одной сто­ро­ны, нуж­но пред­при­ни­мать серьез­ные уси­лия для адап­та­ции мигран­тов на тер­ри­то­рии Рос­сии, для их, сво­е­го рода, асси­ми­ля­ции, и в то же вре­мя нуж­но асси­ми­ли­ро­вать толь­ко тех, кто нам на рос­сий­ской тер­ри­то­рии нужен. Пре­ступ­ни­ки, долж­ни­ки, сомни­тель­ные лич­но­сти пусть выяс­ня­ют свои отно­ше­ния и пыта­ют­ся само­ре­а­ли­зо­вать­ся у себя на родине.

— На какой ста­дии это закон?

Этот зако­но­про­ект уже вне­сен в Госу­дар­ствен­ную думу. Мы рас­счи­ты­ва­ем, что в бли­жай­шее вре­мя нам удаст­ся рас­смот­реть его в пер­вом чте­нии. Кро­ме того, сей­час гото­вят­ся к вне­се­нию и дру­гие зако­но­да­тель­ные ини­ци­а­ти­вы, в том чис­ле, по уже­сто­че­нию ответ­ствен­но­сти за орга­ни­за­цию неле­галь­ной мигра­ции и по дру­гим вопро­сам, свя­зан­ным с пре­се­че­ни­ем про­ти­во­дей­ствию неле­галь­ной мигра­ции, кото­рая по-преж­не­му оста­ет­ся одной из серьез­ней­ших угроз для РФ. И это чет­ко отра­же­но в госу­дар­ствен­ной кон­цеп­ции мигра­ци­он­ной поли­ти­ки, срав­ни­тель­но недав­но утвер­жден­ной пре­зи­ден­том страны.