Проекты Александра Хинштейна

«На сопках Манчжурии». Депутат Александр Хинштейн вместе с экспертами комитета «КультСамара» определились с местом установки скульптурной композиции.

Пресс-центр

В рам­ках дея­тель­но­сти рабо­чей груп­пы по уста­нов­ке скульп­тур­ных ком­по­зи­ций на тер­ри­то­рии Самар­ской обла­сти («Культ­Са­ма­ра») под пред­се­да­тель­ством губер­на­то­ра Самар­ской обла­сти Дмит­рия Аза­ро­ва, были утвер­жде­ны обще­ствен­ные ини­ци­а­ти­вы, в резуль­та­те кото­рых в 2020 году в Сама­ре долж­ны появить­ся сра­зу несколь­ко скульп­тур­ных ком­по­зи­ций: «Алень­кий цве­то­чек» (в скве­ре на пере­се­че­нии улиц Фрун­зе и Крас­но­ар­мей­ской),  «Аллея Пол­ко­вод­цев» на пло­ща­ди Сла­вы и скульп­ту­ра «На соп­ках Манчжурии».

Обсуж­де­ние места, где мог­ла бы появить­ся скульп­тур­ная ком­по­зи­ция на тему валь­са «На соп­ках Ман­чжу­рии», не при­ве­ло участ­ни­ков сове­ща­ния – кра­е­ве­дов, жур­на­ли­стов, обще­ствен­ни­ков – к еди­но­му мне­нию. Бес­спор­ным был при­знан факт уста­нов­ки ново­го объ­ек­та в Стру­ков­ском саду, где вальс-рек­ви­ем был впер­вые исполнен.

Депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы, сопред­се­да­тель рабо­чей груп­пы по уста­нов­ке скульп­тур­ных ком­по­зи­ций Алек­сандр Хин­штейн выехал на место, в Стру­ков­ский сад,  и вме­сте с гла­вой горо­да Еле­ной Лапуш­ки­ной, пред­ста­ви­те­ля­ми архи­тек­тур­ной обще­ствен­но­сти рас­смот­ре­ли вари­ан­ты места, где скульп­тур­ная ком­по­зи­ция мог­ла бы быть мак­си­маль­но орга­нич­на и доступ­на для обо­зре­ния посе­ти­те­лям парка.

Марш­рут начал­ся непо­сред­ствен­но у вхо­да в Стру­ков­ский парк, где, как вари­ант, мог­ла бы сто­ять скульп­тур­ная композиция.

Далее – все­ми люби­мый лет­ний кино­те­атр, центр пар­ка, где пере­се­ка­ют­ся про­гу­лоч­ные аллеи и самая кра­си­вая,   попу­ляр­ная в послед­ние годы у горо­жан тер­ри­то­рия – полу­круг­лая ротон­да с амфи­те­ат­ром, вдоль кото­ро­го про­хо­дит променада.

 

Имен­но на этом месте, мне­ния участ­ни­ков рабо­чей груп­пы и пред­ста­ви­те­лей архи­тек­тур­но­го сооб­ще­ства сошлись: скульп­тур­ная  ком­по­зи­ция «На соп­ках Ман­чжу­рии» долж­на сто­ять имен­но здесь!

Алек­сандр Хин­штейн, при­зна­вая выбор места инте­рес­ным и доступ­ным напом­нил: «Замы­сел уста­но­вить скульп­тур­ную ком­по­зи­цию в память о музы­кан­те Илье Шатро­ве и его  валь­се  «На соп­ках Ман­чжу­рии» воз­ник­ла не вче­ра и не сего­дня. Если мы посмот­рим шорт-лист ещё город­ско­го коми­те­та «Культ­Са­ма­ра», кото­рый мы с Дмит­ри­ем  Иго­ре­ви­чем Аза­ро­вым воз­глав­ля­ли в его быт­ность мэром горо­да, то мы уви­дим, что  уста­нов­ка это­го памят­ни­ка пла­ни­ро­ва­лась еще  2014 году. Тогда этот про­ект мы реа­ли­зо­вать не успе­ли…  Сего­дня мы воз­вра­ща­ем­ся к тому, что было задумано. 

Ком­по­зи­тор, музы­кант, капель­мей­стер Илья Алек­се­е­вич Шатров

Я счи­таю очень важ­ным, что­бы в Сама­ре появи­лась скульп­тур­ная ком­по­зи­ция,  напо­ми­на­ю­щая людям о зна­ме­на­тель­ном собы­тии — пер­вом испол­ни­те­ле валь­се «На соп­ках Ман­чжу­рии» Илье Шатро­ве, став­ше­го одним из сим­во­лов и духо­вой музы­ки,  и воен­но-оркест­ро­во­го дела в Рос­сии. По  сути, если мы гово­рим о воен­ной музы­ке, то на память при­хо­дят толь­ко три про­из­ве­де­ния: «На соп­ках Ман­чжу­рии», «Про­ща­нье сла­вян­ки», и «Амур­ские вол­ны». К сча­стью для самар­цев вальс «На соп­ках Ман­чжу­рии» напи­сан у нас.

Конеч­но же, обла­дая таким огром­ным куль­тур­ным потен­ци­а­лом, мы не можем это не исполь­зо­вать. И не можем об этом не рассказывать…

 Каким будет этот памят­ник, мы не зна­ем, будет объ­яв­лен откры­тый кон­курс, а даль­ше ком­пе­тент­ное жюри выбе­рет из тех работ, кото­рые будут пред­став­ле­ны на кон­курс архи­тек­то­ра­ми и скуль­пто­ра­ми».

Что дол­жен изоб­ра­зить скуль­птор: остав­ше­го­ся в живых капель­мей­сте­ра или валь­си­ру­ю­щую пару? Эски­зы от  скуль­пто­ров и худож­ни­ков, в том чис­ле и из дру­гих реги­о­нов, уже начи­на­ют посту­пать. Офи­ци­аль­но кон­курс на луч­ший  про­ект скульп­тур­ной ком­по­зи­ции «На соп­ках Ман­чжу­рии» будет объ­яв­лен 1 апре­ля. Рабо­ты будет при­ни­мать адми­ни­стра­ция г.о.Самара и Самар­ское отде­ле­ние архи­тек­то­ров в тече­ние двух месяцев.

Важ­ней­шим фак­том появ­ле­ния в Стру­ков­ском саду скульп­тур­ной ком­по­зи­ции «На соп­ках Ман­чжу­рии» депу­тат Гос­ду­мы Алек­сандр Хин­штейн счи­та­ет отсут­ствие средств из бюд­же­та горо­да и реги­о­на на его созда­ние и вопло­ще­ние. Депу­тат, как это уже не раз быва­ло, при­влек день­ги из вне­бюд­жет­ных источников.

 

СПРАВОЧНО:

В фев­ра­ле 1905 года 214‑й резерв­ный Мок­шан­ский пехот­ный полк в тяже­лей­ших боях меж­ду Мук­де­ном и Ляо­я­ном попал в япон­ское окру­же­ние и посто­ян­но под­вер­гал­ся ата­кам про­тив­ни­ка. В кри­ти­че­ский момент, когда уже закан­чи­ва­лись бое­при­па­сы, коман­дир пол­ка пол­ков­ник Петр Побы­ва­нец отдал при­каз: «Зна­мя и оркестр — впе­ред!» Капель­мей­стер Шатров вывел оркестр на бруст­вер око­пов, отдал при­каз играть бое­вой марш и повел оркестр впе­ред за зна­ме­нем пол­ка. Вооду­шев­лен­ные сол­да­ты рину­лись в шты­ко­вую ата­ку. В ходе боя полк под музы­ку оркест­ра непре­рыв­но ата­ко­вал япон­цев и, в кон­це кон­цов, про­рвал окру­же­ние. В ходе боя погиб коман­дир пол­ка, от 4000 соста­ва пол­ка оста­лось 700 чело­век, из соста­ва оркест­ра в живых оста­лось толь­ко 7 музы­кан­тов. За этот подвиг все музы­кан­ты оркест­ра были награж­де­ны геор­ги­ев­ски­ми кре­ста­ми, Илья Шатров офи­цер­ским орде­ном Свя­то­го Ста­ни­сла­ва 3‑й сте­пе­ни с меча­ми (вто­рое подоб­ное награж­де­ние капельмейстеров).

Илья Шатров, капель­мей­стер, ком­по­зи­тор и музы­кант посвя­тил свой вальс «На соп­ках Ман­чжу­рии» погиб­шим дру­зьям, одно­пол­ча­нам. С 18 сен­тяб­ря 1906 года Мок­шан­ский полк, кото­рый участ­во­вал  в боях, был пере­дис­ло­ци­ро­ван в Сама­ру. Здесь Шатров позна­ко­мил­ся и подру­жил­ся с педа­го­гом, ком­по­зи­то­ром и ното­из­да­те­лем Оска­ром Филип­по­ви­чем Кнау­бом, кото­рый ока­зал начи­на­ю­ще­му ком­по­зи­то­ру помощь в завер­ше­нии рабо­ты над валь­сом и в его после­ду­ю­щем издании.

В Сама­ре в Стру­ков­ском саду 24 апре­ля 1908 года и состо­я­лось пер­вое испол­не­ние валь­са духо­вым оркест­ром. Пона­ча­лу про­вин­ци­аль­ная пуб­ли­ка доволь­но про­хлад­но встре­ти­ла этот вальс, одна­ко впо­след­ствии попу­ляр­ность валь­са ста­ла рас­ти, а с 1910 года тира­жи грам­мо­фон­ных пла­сти­нок с запи­сью валь­са ста­ли пре­вос­хо­дить тира­жи дру­гих мод­ных валь­сов. Толь­ко за пер­вые 3 года, после напи­са­ния,  этот вальс пере­из­да­вал­ся 82 раза.