Координатор проекта «Историческая память» А.Хинштейн принял участие в пленарном заседании Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, которое состоялось 28 июня 2019 г.
Открыла мероприятие министр просвещения РФ Ольга Васильева, которая в своем выступлении рассказала, о национальном проекте «Образование», который направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и на реализацию которого до 2024 г. выделено беспрецедентное количество средств – 785 млрд рублей.
Александр Хинштейн, в свою очередь, рассказал участникам заседания о проблемах преподавания регионоведения (краеведения) в российских школах. По мнению депутата, сегодня большинство регионов не уделяют этому предмету должного внимания.
«Наша задача — выработать единые подходы и стандарты. Регионоведение должно быть в каждой школе» – отметил в своей речи парламентарий.
В своем выступлении А.Хинштейн обратил внимание, на то, что в рамках федерального партийного проекта «Историческая память» была проведена большая аналитическая работа: собрана и проанализирована информация об учебных программах и материалах курса регионоведения (краеведения) в большинстве субъектов федерации. Депутат сообщил о некоторых выявленных проблемах:
- Учебные курсы регионально-ориентированного содержания изучаются далеко не везде. Полный (100%) охват школ, подтвердивших изучение предмета, существует только в 8 субъектах федерации из 79-ти давших ответ.
- Количество часов выделяемых в образовательных учреждениях для изучения регионоведения, варьируется от 6–7 часов в год до 35–36 часов.
- В большинстве субъектов региональный компонент интегрирован в программы обязательных предметов. Лишь в отдельных субъектах РФ регионоведение в школах включено как отдельный предмет (например, в г.Санкт-Петербурге: в 5–9 классах он введен в качестве самостоятельного предмета — «История и культура Санкт-Петербурга»).
- На практике в некоторых субъектах краеведение преподается в разных дисциплинах – где-то при изучении истории, где-то – истории и географии, бывает, что региональная составляющая включена в более широкий спектр учебных предметов: литературы, биологии, ОБЖ и т.п.
- Решение о включении или невключении регионально-ориентированных программ предоставляется на усмотрение образовательных организаций, то есть, каждая школа определяет объем по своему усмотрению. Естественно, что возникает искушение рассматривать этот предмет как «второстепенную дисциплину», которую можно включить в урочную или внеурочную деятельность, как элективный курс по самостоятельному выбору на местах.
- Далеко не все субъекты обеспечены учебными программами и учебной литературой, в некоторых регионах учебные пособия находятся в стадии разработки. Напрашивается закономерный вопрос о качестве преподавания предмета.
- При этом многое определяется отношением органов власти в сфере образования разных территорий к проблеме воспитания чувства уважения к малой родине, отчего зависит и место регионального компонента в учебных программах.
Александр Хинштейн отметил положительные примеры интересных региональных проектов, направленных на развитие мотивации школьников узнавать что-то новое о своем родном крае. Он назвал некоторые из них: изучение истории города Москвы через систему Олимпиад для школьников (этнографическая олимпиада «Москва – столица многонациональной России», городская исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы», олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод» и другие).
Другой заслуживающей внимания практикой, по мнению Хинштейна, является преподавание английского языка с элементами краеведения в г. Москве, Калужской области, Ханты-Мансийском автономном округе.
Координатор партпроекта «Историческая память» привел в пример и Новгородскую область, где созданы школьные клубы по изучению истории и культуры родного края и фольклорно-этнографический театр «Кудесы», который обратился к традиционным праздникам этой местности.
Большое значение, по мнению депутата, имеет разработка современных учебных пособий, которые на настоящий момент уже созданы в Республике Ингушетия, Республике Крым, Краснодарском крае, Самарской и Новосибирской областях.
Интересной, на его взгляд, является работа со школьниками в Алтайском крае, где разработали межпредметное развивающее пособие для погружения в историю родного края — «Исторические путешествия математика по Алтайскому краю»
Хинштейн с горечью констатировал, что, к сожалению, ответы некоторых регионов свидетельствуют либо о формальном отношении к этой теме, либо об их полном самоустранении.
По мнению депутата, можно сделать вывод: назрела настоятельная необходимость систематизировать работу и сформировать единообразный подход к включению в учебные программы регионально-ориентированного материала по истории, культуре и природе родного края.
В этой связи Александр Хинштейн обратился к министру просвещения Ольге Васильевой с предложением о создании Рабочей группы, объединяющей усилия министерства просвещения, министерства высшего образования и науки, министерства культуры с другими заинтересованными структурами для разработки и систематизации методических рекомендаций по внедрению регионоведческого компонента в образовательную программу школ. Напомним, первое заседание рабочей группы прошло неделю назад.
Совершенно очевидно, что регионоведение не только должно быть представлено в каждой школе, но и может стать интересным для учащихся, — отметил депутат.
В заключение Александр Хинштейн подчеркнул, что наше общество в последнее время все чаще возвращается к пониманию того, что без знаний о природе, географии, истории, культуре родного края, его своеобразии и знаменитых земляках, составивших его славу и гордость, невозможно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма.