Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн провёл в Самаре ряд выездных совещаний на реставрируемых объектах культурного наследия.

Культурная Самара

Рабо­тая в реги­оне, депу­тат ГД РФ Алек­сандр Хин­штейн посе­тил сра­зу несколь­ко объ­ек­тов, нахо­дя­щих­ся в ста­дии рекон­струк­ции, ход работ  кото­рых он дер­жит на осо­бом контроле.

Явля­ясь коор­ди­на­то­ром парт­про­ек­та «Исто­ри­че­ская память», он счи­та­ет, что в насто­я­щее вре­мя необ­хо­ди­мо «мак­си­маль­но объ­еди­нить все суще­ству­ю­щие ресур­сы для того, что­бы про­дол­жать реста­ври­ро­вать объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия, рас­по­ло­жен­ные в Самаре».

Особ­няк куп­ца Васи­лия  Сурош­ни­ко­ва (пере­се­че­ние улиц Пио­нер­ской и Алек­сея Тол­сто­го) – пер­вый адрес депу­та­та, куда он при­е­хал  с «инспек­ци­ей» хода работ. Ремонт­но-рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты на этом объ­ек­те ведет воен­но-стро­и­тель­ная ком­па­ния Мини­стер­ства обо­ро­ны РФ. В насто­я­щее вре­мя в особ­ня­ке рас­по­ла­га­ет­ся Управ­ле­ние финан­со­вой обес­пе­че­ния Мини­стер­ства обо­ро­ны РФ).

С 2017 года особ­няк Сурош­ни­ко­ва нахо­дит­ся на рекон­струк­ции. Её нача­лу поло­жи­ло обра­ще­ние гра­до­за­щит­ни­ков и архи­тек­тур­ной обще­ствен­но­сти Сама­ры к депу­та­ту ГД РФ Алек­сан­дру Хин­штей­ну. В 2016 году они про­си­ли, что­бы депу­тат обра­тил вни­ма­ние на раз­ру­ша­ю­щий­ся памят­ник и помог в его восстановлении.

Зда­ние одно­го из доход­ных, самых кра­си­вых особ­ня­ков куп­ца и меце­на­та Васи­лия Сурош­ни­ко­ва раз­ру­ша­лось. Пря­мо на гла­зах у про­хо­жих отва­ли­ва­лась уни­каль­ная моза­и­ка, части фаса­да. Кров­ля тре­бо­ва­ла ремон­та.  Инте­рье­ры особ­ня­ка про­дол­жа­ли утра­чи­вать аутентичность.

Депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ Алек­сандр Хин­штейн в 2016 году обра­тил­ся к соб­ствен­ни­ку зда­ния — Мини­стер­ству обо­ро­ны РФ  и убе­дил ведом­ство в необ­хо­ди­мо­сти при­сту­пить к немед­лен­ной рекон­струк­ции здания.

Мини­стер­ство обо­ро­ны РФ пред­при­ня­ло ряд мер по сохра­не­нию памят­ни­ка архи­тек­ту­ры. На про­ти­во­ава­рий­ные и ремонт­но-рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты фаса­да и кров­ли зда­ния было выде­ле­но 139 млн рублей.

В насто­я­щий момент выпол­не­ны рабо­ты по ремон­ту и рестав­ра­ции пере­кры­тия, стро­пиль­ной систе­мы; мон­та­жу метал­ли­че­ско­го покры­тия кров­ли в исто­ри­че­ских отмет­ках,  так­же про­ве­де­ны  рабо­ты по ремон­ту и рестав­ра­ции фасад­ных стен, отре­ста­ври­ро­ва­на  кир­пич­ная клад­ка, вос­со­зда­на утра­чен­ная исто­ри­че­ская обли­цов­ка фаса­да, отре­ста­ври­ро­ва­но  пан­но, частич­но выпол­не­ны рабо­ты по вос­со­зда­нию и мон­та­жу дере­вян­ных исто­ри­че­ских окон­ных запол­не­ний и фурнитуры.

Участ­ни­ки сове­ща­ния, в том чис­ле пред­ста­ви­те­ли воен­но-стро­и­тель­ной ком­па­нии, кото­рая ведет ремонт­но-рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты фаса­да зда­ния, пред­ста­ви­тель соб­ствен­ни­ка реши­ли, при осмот­ре объ­ек­та, ряд важ­ней­ших вопро­сов, свя­зан­ных с даль­ней­шей рекон­струк­ци­ей.  А имен­но: необ­хо­ди­мость допол­ни­тель­ных работ (чер­дач­ных поме­ще­ний, уси­ле­ние цоколь­ной части, а так­же ремонт 1‑го эта­жа и уста­нов­ка допол­ни­тель­но­го инже­нер­но­го оборудования).

Алек­сандр Хин­штейн, осмот­рев объ­ект куль­тур­но­го насле­дия, сде­лал вывод: «Я напом­ню,  жало­бы на то, что особ­няк Сурош­ни­ко­ва раз­ру­ша­ет­ся, уни­каль­ная моза­и­ка осы­па­ет­ся,  нача­лись еще в 2016 году. Тогда утра­та объ­ек­та куль­тур­но­го насле­дия была более чем реаль­на. Сего­дня в рам­ках ремонт­но-рекон­струк­ци­он­ных работ вся плит­ка вос­ста­нов­ле­на. В теку­щем году весь объ­ем гос­кон­трак­та будет завер­шен. Испол­не­ние пер­во­го кон­трак­та (это рабо­ты по все­му фаса­ду зда­ния, по кров­ле) выпол­не­ны на доста­точ­но высо­ком уровне. Осво­е­но 139,1 мил­ли­он рублей.

В насто­я­щее вре­мя, при выпол­не­нии рестав­ра­ци­он­ных работ,  обна­ру­же­ны новые скры­тые дефек­ты зда­ния, на устра­не­ние кото­рых потре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное финан­си­ро­ва­ние.  Это поряд­ка 11 мил­ли­о­нов руб­лей, кото­рые необ­хо­ди­мо будет преду­смот­реть. Ну а даль­ше — вста­нет вопрос по внут­рен­ним рабо­там… Пото­му что  внут­ри зда­ние так­же остав­ля­ет желать луч­ше­го. Мы долж­ны пони­мать, что в Сама­ре  нахо­дят­ся мно­го дру­гих  объ­ек­тов, при­над­ле­жа­щих мини­стер­ству обо­ро­ны РФ нахо­дя­щих­ся в, мяг­ко гово­ря, в неудо­вле­тво­ри­тель­ном состоянии».

Осмотр объ­ек­та пока­зал, что зада­ча по рестав­ра­ции фаса­да зда­ния в целом уже реше­на. И, несмот­ря на то, что особ­няк сто­ит напо­ло­ви­ну в лесах, его фасад уже начи­на­ют фото­гра­фи­ро­вать и делать на его фоне «сто­рис» самар­цы и гости города.

Без­услов­но, особ­няк Васи­лия Сурош­ни­ко­ва оста­ет­ся одним из самых кра­си­вых и необыч­ных куль­тур­ных памят­ни­ков Сама­ры.  В его судь­бе наме­ти­лись явно поло­жи­тель­ные пере­ме­ны. Чего не ска­жешь о зда­нии, кото­рое рас­по­ло­же­но напро­тив  особ­ня­ка  — дом куп­ца Ниро­но­ва. О нем так­же горя­чо пекут­ся гра­до­за­щит­ни­ки и обще­ствен­ность. В «доме Ниро­но­ва» про­жи­ва­ла во вре­мя эва­ку­а­ции дочь Ста­ли­на Свет­ла­на Али­лу­е­ва, в нем мно­гие годы рабо­та­ла типо­гра­фия «Сол­дат Оте­че­ства», что дела­ет этот объ­ект осо­бен­ным и инте­рес­ным: и с точ­ки  зре­ния сохра­не­ния куль­тур­ной сре­ды, и с точ­ки зре­ния вос­ста­нов­ле­ния исто­ри­че­ской памяти.

От особ­ня­ка Сурош­ни­ко­ва  Алек­сандр Хин­штейн пере­шёл ули­цу Пио­нер­скую, к Дому куп­ца Ниро­но­ва, где вме­сте со спе­ци­а­ли­ста­ми он сде­лал первую попыт­ку оцен­ки «мас­шта­ба бед­ствия», ущер­ба, нане­сен­но­го памят­ни­ку и наме­тить пла­ны по его рестав­ра­ции и опре­де­ле­нию его даль­ней­ше­го назначения.

Совет­ской армии, 292. Еще один адрес на кар­те Сама­ры, где депу­тат Алек­сандр Хин­штейн наме­рен появ­лять­ся доволь­но часто. Здесь рас­по­ло­же­на «Дача со слонами».

Его пер­вый визит сюда состо­ял­ся 25 мар­та. Он дает старт рекон­струк­ции само­го попу­ляр­но­го  объ­ек­та куль­тур­но­го насле­дия в Сама­ре – дачи куп­ца К.Головкина, извест­но­го как «Дача со слонами».

Новость о том, что в «Доме со сло­на­ми» будет созда­на архи­тек­тур­ная шко­ла, была самой яркой и пози­тив­ной для гра­до­за­щит­ни­ков Сама­ры и архи­тек­тур­ной обще­ствен­но­сти горо­да.  О пер­вом поло­жи­тель­ном реше­нии, меня­ю­щим судь­бу  «Дома со сло­на­ми» сооб­щил депу­тат ГД РФ Алек­сандр Хин­штейн в сво­ем твит­те­ре: «Один из самых извест­ных самар­ских памят­ни­ков «Дом со сло­на­ми» ста­нет шко­лой для моло­дых архитекторов.

Пред­ло­же­ния о новом ста­ту­се под­дер­жал Министр обра­зо­ва­ния РФ Вале­рий Фаль­ков». Депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы Алек­сандр Хин­штейн так­же сооб­щил о том, что объ­ект будет пере­дан в феде­раль­ную соб­ствен­ность и отре­ста­ври­ро­ван. «В один из самых кра­си­вых объ­ек­тов куль­тур­но­го насле­дия Сама­ры вдох­нём новую жизнь»

Алек­сандр Хин­штейн,  рабо­тая в реги­оне,  не мог не при­е­хать на объ­ект, в чьей судь­бе  сыг­рал клю­че­вую роль.

Сто­ит напом­нить, что памят­ник дол­гое вре­мя нахо­дил­ся без рестав­ра­ции и како­го-либо назна­че­ния, про­ста – муни­ци­па­ли­тет – соб­ствен­ник зда­ния – не имел финан­со­вой воз­мож­но­сти его отре­ста­ври­ро­вать. По оцен­кам экс­пер­тов, ремонт, рестав­ра­ция и бла­го­устрой­ство тако­го зда­ния обхо­дят­ся не менее 100 мил­ли­о­нов руб­лей. Для того, что­бы в этом убе­дить­ся, Алек­сандр Хин­штейн обо­шёл всю тер­ри­то­рию, на кото­рой рас­по­ло­жен  памят­ник, осмот­рел фасад зда­ния  и его интерьеры.

Вме­сте с новым соб­ствен­ни­ком зда­ния, рек­то­ром «Самар­ско­го поли­те­ха» Дмит­ри­ем Быко­вым депу­тат при­шел к выво­ду, что вре­ме­ни на рас­кач­ку нет. Зда­ние – уни­каль­ный памят­ник феде­раль­но­го зна­че­ния – уже надо спа­сать. Алек­сандр Хин­штейн уви­дел пол­ную кар­ти­ну и ремонт­ных работ, и работ по напол­не­нию зда­ния новым функ­ци­о­на­лом – архи­тек­тур­ной шко­лы «Самар­ско­го поли­те­ха»: «Я очень рад тому, что опре­де­лил­ся алго­ритм спа­се­ния, сохра­не­ния и напол­не­ния смыс­лом «Дачи со сло­на­ми» (дома куп­ца Голов­ки­на) — одно­го из самых ярких и зна­чи­мых объ­ек­тов самар­ско­го региона.

На сего­дняш­ний день есть реше­ние о пере­да­че объ­ек­та из муни­ци­паль­ной в феде­раль­ную соб­ствен­ность. Министр обра­зо­ва­ния и нау­ки Вале­рий Фаль­ков согла­сил­ся с наши­ми пред­ло­же­ни­я­ми, под­дер­жал ини­ци­а­ти­ву о том, что­бы на осно­ве «Дачи куп­ца Голов­ки­на» создать архи­тек­тур­ную шко­лу «Самар­ско­го поли­те­ха» под рабо­чим назва­ни­ем «Горо­да шел­ко­во­го пути». Это очень инте­рес­ный твор­че­ский замы­сел, кото­рый поз­во­лит при­влечь сюда моло­дых архи­тек­то­ров и рестав­ра­то­ров. И  не толь­ко из наше­го вуза, наше­го реги­о­на, но и из дру­гих горо­дов, из дру­гих стран».

Тер­ри­то­рия дачи куп­ца Голов­ки­на это поз­во­ля­ет, обста­нов­ка — рас­по­ла­га­ет. Моло­дые архи­тек­то­ры и худож­ни­ки, по мне­нию авто­ров кон­цеп­ции, смо­гут здесь зани­мать­ся, обме­ни­вать­ся опы­том, про­во­дить пле­нэ­ры, выстав­лять свои рабо­ты. Авто­ры про­ек­та уве­ре­ны, что смо­гут вовлечь в обо­рот не толь­ко само зда­ние (оно не так вели­ко, все­го 680 квад­рат­ных мет­ров), но и всю при­ле­га­ю­щую тер­ри­то­рию. А она уникальна.

Алек­сандр Хин­штейн так­же рас­ска­зал о источ­ни­ке финан­си­ро­ва­ния ремонт­но-рестав­ра­ци­он­ных работ: «Мы будем вклю­чать этот объ­ект в про­ект «Исто­ри­че­ская память», коор­ди­на­то­ром кото­ро­го я явля­юсь, и я очень наде­юсь, что до кон­ца 2020 года мы нач­нем про­ект­ные рабо­ты. Здесь боль­шой фронт работ, посколь­ку преж­де, чем начи­нать про­ект рестав­ра­ции и при­спо­соб­ле­ния под совре­мен­ное исполь­зо­ва­ние, нуж­но про­ве­сти иссле­до­ва­ние тех­ни­че­ско­го состо­я­ния зда­ния. Кро­ме рестав­ра­ции зда­ния нам пред­сто­ит про­ве­сти рестав­ра­цию скульп­тур­ных ком­по­зи­ций, рас­по­ло­жен­ных рядом, зна­ме­ни­тых сло­нов, жен­ской статуи»

Бла­го­устро­ить тер­ри­то­рию шко­лы «Горо­дов шел­ко­во­го пути» помо­жет адми­ни­стра­ция Самары.

В насто­я­щее вре­мя пакет доку­мен­тов, необ­хо­ди­мых  для пере­да­чи объ­ек­та из муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти в феде­раль­ную, будет направ­лен в Роси­му­ще­ство, что­бы начать про­це­ду­ру пере­да­чи объекта.

Как ини­ци­а­тор про­ек­та – созда­ние на «Даче со сло­на­ми» архи­тек­тур­ной шко­лы – депу­тат Алек­сандр Хин­штейн обе­щал ново­му  соб­ствен­ни­ку – СамГ­ТУ — про­дол­жать рабо­тать в при­су­щем ему сти­ле: в руч­ном режи­ме сопро­вож­дать про­ект, ока­зы­вая ему дей­ствен­ную поддержку.

На фаб­ри­ке-кухне Алек­сандр Хин­штейн не был 3 меся­ца. А меж­ду тем,   исто­ри­че­ское собы­тие — откры­тие Самар­ско­го фили­а­ла Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­реи —  все бли­же. Рабо­ты по рестав­ра­ции фаб­ри­ки-кух­ни идут пол­ным ходом.

Алек­сандр Хин­штейн, при­е­хав­ший на фаб­ри­ку для уча­стия в оче­ред­ном сове­ща­нии по выпол­не­нию рестав­ра­ци­он­ных работ, убе­дил­ся лич­но в том, что их каче­ство соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям заказ­чи­ка, а сро­ки по отдель­ным видам работ идут с опе­ре­же­ни­ем. Сей­час идет очист­ка фаса­да и стен внут­ри, укреп­ле­ние фун­да­мен­тов, уси­ле­ние грун­тов. Внут­ри объ­ект очи­щен пес­ко­струй­ной маши­ной на 60 %. И все это для того, что­бы шедев­ры Тре­тья­ков­ской гале­реи при­е­ха­ли  в Самар­ский фили­ал в 2022 году к откры­тию пер­вой экспозиции.

При­сут­ству­ю­щие в режи­ме кон­фе­ренц-свя­зи пред­ста­ви­те­ли заказ­чи­ка – Тре­тья­ков­ской гале­реи и руко­во­ди­те­ли орга­ни­за­ции-под­ряд­чи­ка, выпол­ня­ю­щие рабо­ты, обсу­ди­ли в режи­ме он-лайн вопро­сы, воз­ни­ка­ю­щие в про­цесс орга­ни­за­ции ремонт­но-рестав­ра­ци­он­ных работ.

Алек­сандр Хин­штейн, ком­мен­ти­руя ход работ на фаб­ри­ке-кух­ни, ска­зал: «Объ­ем рабо­ты боль­шой, его нуж­но выпол­нить в срок. Рабо­ты идут в гра­фи­ке, даже с неко­то­рым опе­ре­же­ни­ем. Рестав­ра­ция и при­спо­соб­ле­ние фаб­ри­ки-кух­ни финан­си­ру­ет­ся из одно­го источ­ни­ка — это феде­раль­ный бюд­жет. Сред­ства выде­ле­ны Мини­стер­ством куль­ту­ры Рос­сии. Заказ­чик — дирек­ция Мин­куль­та РФ. Под­ряд­чик — их же под­ве­дом­ствен­ная орга­ни­за­ция. Нас всех это устра­и­ва­ет, пото­му что у них есть чет­кая вер­ти­каль и пони­ма­ние постав­лен­ных перед ними задач, сро­ков и ответственности.

Что каса­ет­ся реги­о­на… Мы дого­во­ри­лись с губер­на­то­ром, что выде­ля­ют­ся сред­ства на бла­го­устрой­ство при­ле­га­ю­щей тер­ри­то­рии, кото­рая либо не отно­сит­ся к тер­ри­то­рии Фаб­ри­ки-кух­ни, либо не нахо­дит­ся в феде­раль­ной соб­ствен­но­сти. Это доста­точ­но боль­шой объ­ем рабо­ты. Речь идет о несколь­ких гек­та­рах зем­ли. Важ­но, что­бы не толь­ко само зда­ние было музей­ным объ­ек­том, но музей­ным про­стран­ством было и все вокруг него. Музей­ный квар­тал будет рас­ти. Мы все бли­же к созда­нию циф­ро­во­го пла­не­та­рия, кото­рый будет вто­рой частью ком­плек­са «Сама­ра кос­ми­че­ская». И тогда в этом квар­та­ле появит­ся сра­зу три важ­ней­ших музея, куль­тур­ных объ­ек­та, кото­рые, конеч­но же, изме­нят и куль­тур­ный ланд­шафт горо­да, и созна­ние наших людей».

Уже в мае, стро­и­те­ли-рестав­ра­то­ры при­сту­пят к рабо­там по внеш­ней отдел­ке фаса­да зда­ния. И это сра­зу уви­дят горожане.

Подоб­ные выезд­ные сове­ща­ния депу­тат счи­та­ет  эффек­тив­ным инстру­мен­том в деле рекон­струк­ции объ­ек­тов. Он наме­рен про­дол­жать поло­жи­тель­ную практику.