В самарском отделении Союза Архитекторов России подвели итоги конкурса на эскиз скульптуры, посвященной первому исполнению вальса «На сопках Маньчжурии». Победителями стали авторы скульптуры «Вальс» — архитекторы Алексей и Петр Панины. Средства на изготовление и установку памятника удалось привлечь депутату Госдумы РФ Александру Хинштейну – традиционно из внебюджетных источников.
«Предложенная композиция повторяет арку, некогда стоявшую на входе в Струковский Сад. Когда Илья Шатров и его музыканты впервые исполнили здесь вальс «На сопках Маньчжурии», вход в парк был именно таким как на старой открытке», — прокомментировал депутат на своей странице в твиттере.
Композицию планируют установить вдоль прогулочной зоны в Струковском парке и предусмотреть за ней площадку для духового оркестра.
Всего во второй этап конкурса из 22 работ архитекторов, скульпторов, художников-монументалистов и дизайнеров прошли четыре эскиза. Второе место разделили два проекта — один придумала архитектор Лилит Саркисян «Вальсирующие»), второй — коллектив пензенской архитектурной мастерской «Урбанкот». Мастера из Пензы представили два варианта композиции — «Военный вальс» и «Нота».
На третьем месте — проект самарского коллектива, скульптора Николая Куклева и архитектора Кристины Цибер.
Памятник планируют установить осенью будущего года.
Напомним, что инициатором увековечить знаменитый на весь мир вальс именно в Самаре — городе его создания и первого исполнения — выступил Александр Хинштейн, откликнувшись на предложение Самарского регионального отделения Духового общества России и муниципального концертного духового оркестра.
На создание скульптурной композиции не будут потрачены средства из бюджетов города и региона. Депутат привлек деньги из внебюджетных источников.
Справочная информация
Вальс написан Ильей Шатровым в память о погибших в Русско-японской войне 1904–1905 гг. воинах 214-го Мокшанского пехотного полка. В 1908 году (по разным источникам – в 1907 году) в Самаре в Струковском саду состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Его популярность быстро росла. Только за первые 3 года после написания произведение переиздавалось более ста раз, а граммофонные пластинки расходились баснословными тиражами. В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и на концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Красной Армии над японскими милитаристами.