Проекты Александра Хинштейна

В Самаре выбрали победителя конкурса на лучший эскиз скульптурной композиции «На сопках Маньчжурии»

Избирательный округ

В самар­ском отде­ле­нии Сою­за Архи­тек­то­ров Рос­сии под­ве­ли ито­ги кон­кур­са на эскиз скульп­ту­ры, посвя­щен­ной пер­во­му испол­не­нию валь­са «На соп­ках Мань­чжу­рии». Побе­ди­те­ля­ми ста­ли авто­ры скульп­ту­ры «Вальс» — архи­тек­то­ры Алек­сей и Петр Пани­ны. Сред­ства на изго­тов­ле­ние и уста­нов­ку памят­ни­ка уда­лось при­влечь депу­та­ту Гос­ду­мы РФ Алек­сан­дру Хин­штей­ну – тра­ди­ци­он­но из вне­бюд­жет­ных источников.

«Пред­ло­жен­ная ком­по­зи­ция повто­ря­ет арку, неко­гда сто­яв­шую на вхо­де в Стру­ков­ский Сад. Когда Илья Шатров и его музы­кан­ты впер­вые испол­ни­ли здесь вальс «На соп­ках Мань­чжу­рии», вход в парк был имен­но таким как на ста­рой открыт­ке», — про­ком­мен­ти­ро­вал депу­тат на сво­ей стра­ни­це в твиттере.

Ком­по­зи­цию пла­ни­ру­ют уста­но­вить вдоль про­гу­лоч­ной зоны в Стру­ков­ском пар­ке и преду­смот­реть за ней пло­щад­ку для духо­во­го оркестра.

Все­го во вто­рой этап кон­кур­са из 22 работ архи­тек­то­ров, скуль­пто­ров, худож­ни­ков-мону­мен­та­ли­стов и дизай­не­ров про­шли четы­ре эски­за. Вто­рое место раз­де­ли­ли два про­ек­та —  один при­ду­ма­ла архи­тек­тор Лилит Сар­ки­сян «Валь­си­ру­ю­щие»), вто­рой — кол­лек­тив пен­зен­ской архи­тек­тур­ной мастер­ской «Урбан­кот». Масте­ра из Пен­зы пред­ста­ви­ли два вари­ан­та ком­по­зи­ции — «Воен­ный вальс» и «Нота».

На тре­тьем месте — про­ект самар­ско­го кол­лек­ти­ва, скуль­пто­ра Нико­лая Кукле­ва и архи­тек­то­ра Кри­сти­ны Цибер.

Памят­ник пла­ни­ру­ют уста­но­вить осе­нью буду­ще­го года.

Напом­ним, что ини­ци­а­то­ром уве­ко­ве­чить зна­ме­ни­тый на весь мир вальс имен­но в Сама­ре — горо­де его созда­ния и пер­во­го испол­не­ния  — высту­пил Алек­сандр Хин­штейн, отклик­нув­шись на пред­ло­же­ние Самар­ско­го реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Духо­во­го обще­ства Рос­сии и муни­ци­паль­но­го кон­церт­но­го духо­во­го оркестра.

На созда­ние скульп­тур­ной ком­по­зи­ции не будут потра­че­ны сред­ства из бюд­же­тов горо­да и реги­о­наДепу­тат при­влек день­ги из вне­бюд­жет­ных источников.

 

Спра­воч­ная информация

Вальс напи­сан Ильей Шатро­вым в память о погиб­ших в Рус­ско-япон­ской войне 1904–1905 гг. вои­нах 214-го Мок­шан­ско­го пехот­но­го пол­ка. В 1908 году (по раз­ным источ­ни­кам – в 1907 году) в Сама­ре в Стру­ков­ском саду состо­я­лось пер­вое испол­не­ние валь­са духо­вым оркест­ром. Его попу­ляр­ность быст­ро рос­ла. Толь­ко за пер­вые 3 года после напи­са­ния про­из­ве­де­ние пере­из­да­ва­лось более ста раз, а грам­мо­фон­ные пла­стин­ки рас­хо­ди­лись бас­но­слов­ны­ми тира­жа­ми. В кон­це Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны вальс «На соп­ках Мань­чжу­рии» неред­ко испол­нял­ся по радио и на кон­цер­тах в свя­зи с тор­же­ствен­ны­ми мину­та­ми, отме­чав­ши­ми побе­ды Крас­ной Армии над япон­ски­ми милитаристами.