В понедельник, 28 июня, депутат Государственной Думы РФ, заместитель Секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия» Александр Хинштейн вместе с жителями города, руководством «Куйбышевской железной дороги» и Самарского областного художественного музея запустили в первый рейс «Вагон Константина Головкина» в составе фирменного поезда № 9/10 «Жигули» (Самара – Москва).
Уникальный вагон с купе, посвященными творчеству уникального самарца рубежа XIX и XX веков, с сегодняшнего включен в один из составов фирменного поезда № 9/10 «Жигули» Самара – Москва. Этот поезд будет курсировать через день.
Интерьер каждого купе раскрывает одну из граней личности Константина Головкина: пассажиры могут совершить путешествие в купе «Купец», «Меценат», «Архитектор», «Яхтсмен», «Художник», «Автомобилист», «Фотограф» и «Путешественник».
«Сегодня мы запускаем вагон, который посвящен одному из самых ярких и самобытных самарцев рубежа XIX - XX веков Константину Головкину. Думаю, что далеко не все грани его таланта отражены в тематике представленных купе. Считаю, что это некое преуменьшение, потому что купе в поезде восемь, а граней таланта у Константина Павловича было гораздо больше. Так, например, нет «архивного» купе и других. Я уверен, что каждый человек, который проедет в Москву или в Самару в купе «головкинского» поезда, будет совершенно по-другому относиться и к истории нашей страны в целом, и к истории Самарского края в частности. Каждому, кто будет путешествовать в этом поезде, личность и фигура Константина Павловича станет гораздо ближе, роднее и понятнее», — считает Александр Хинштейн.
Подробнее — в сюжете «Самара-ГИС»:
Депутат поблагодарил инициаторов проекта – руководство «Куйбышевской железной дороги» и Самарского областного художественного музея:
«Большое спасибо Вам за то, что сохраняете память о самых ярких людях нашего региона. Замечательно, что теперь имя Константина Головкина будет звучать не только на просторах Самарской губернии, но выйдет далеко за ее пределы».
Неутомимый оптимист и мечтатель, чьи творческие грани невероятно разнообразны, молодой стройный денди с лихо закрученными усами, обладатель двухмиллионного состояния, Константин Павлович был художником и архитектором, страстным коллекционером, археологом и путешественником, мечтавшим о создании в родном городе Дома наук и искусств.
Головкин происходил из купеческой семьи, с ранних лет встал к прилавку. До 1916 года имел собственный писчебумажный магазин – об этом мы узнаем в купе Головкин-купец. Но искусство его привлекало больше коммерции, его тянуло на Волгу и ее окрестности, которые стали для него постоянным источником вдохновения. Он изучал их кропотливо, создавая сотни этюдов, рисунков и картин, о чем повествует купе, посвященное Головкину-художнику.
Отражена здесь и деятельность Головкина-архитектора, по проекту которого совместно с архитектором В.В. Тепфером была построена жемчужина волжского ландшафта – «дача со слонами», ставшая одной из визитных карточек города.
Пытливую натуру Константина Головкина всегда манили новые возможности: так он увлекся фотографией, снимал виды Волги и Жигулей, на основе которых издавал открытки. Именно Головкин стал первым самарским автомобилистом – владельцем машины «Опель», которую в середине 1904 года по железной дороге доставили из Берлина. Головкин также был страстным велосипедистом и постоянным членом самарского яхт-клуба со дня его основания в 1899 году.
Закономерно отражены в вагоне и путешествия Головкина. Сохранился дневник, эмоционально рассказывающий о поездку в Японию, откуда были привезены экспонаты для музея. Много сделал Головкин для создания в городе художественного отдела впоследствии выросшего в самостоятельный музей, который обладает одной из лучших коллекций в Поволжье.
К.П. Головкина до сих пор почитают крупнейшим меценатом и краеведом, а спустя десятилетия потомки назовут его самарским Леонардо, сравнивая его с Да Винчи. А ещё скажут: «Когда в городе живет такой человек, город не может считать себя провинциальным».
Запуск «Вагона Константина Головкина» проходит в рамках празднования 150-летнего его юбилея. Александр Хинштейн возглавляет оргкомитет по празднованию юбилея знаменитого самарца. В этом году в жизнь воплощается ряд самых креативных проектов. Среди наиболее ярких – установка памятника Головкину, присвоение его имени одному из общественных пространств областной столицы, парусная регата и велозабег с лотереей, где призом станет автомобиль АвтоВАЗа.
Но самый главный подарок, который получает Самара к юбилею Головкина — это реставрация знаменитой «Дачи со слонами». В этом году Александру Хинштейну удалось привлечь на восстановление здания федеральные средства, превышающие 77 млн руб.
Кстати, завтра, 29 июня, пройдет очередное заседание оргкомитета, на котором рассмотрят множество новых идей.
Справочно
Константин Павлович Головкин (1871 — 1925 гг.) — купец-миллионер, меценат, художник, фотограф, археолог, один из первых самарских автомобилистов. К. П. Головкин принимал непосредственное участие в культурной жизни города, вместе с другими членами любительского кружка художников участвовал в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы, позже основал нынешний Самарский областной художественный музей. В 1908—1909 годах по собственному проекту построил на берегу Волги дачу из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Двор дачи художник украсил цементными скульптурами слонов. Дача сохранилась до настоящего времени и известна как «Дом со слонами» и находится на берегу Волги у спуска на улице Советской Армии.