Проекты Александра Хинштейна

(Видео) Хинштейн: «С запуском «Вагона Константина Головкина» имя выдающегося самарца будет звучать не только на просторах Самарской губернии, но выйдет далеко за ее пределы»

Избирательный округ

В поне­дель­ник, 28 июня, депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ, заме­сти­тель Сек­ре­та­ря Гене­раль­но­го Сове­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия» Алек­сандр Хин­штейн вме­сте с жите­ля­ми горо­да, руко­вод­ством «Куй­бы­шев­ской желез­ной доро­ги» и Самар­ско­го област­но­го худо­же­ствен­но­го музея  запу­сти­ли в пер­вый рейс «Вагон Кон­стан­ти­на Голов­ки­на»  в соста­ве фир­мен­но­го поез­да № 9/10 «Жигу­ли» (Сама­ра – Москва).

Уни­каль­ный вагон с купе, посвя­щен­ны­ми твор­че­ству уни­каль­но­го самар­ца рубе­жа XIX и XX веков, с сего­дняш­не­го вклю­чен в один из соста­вов фир­мен­но­го поез­да № 9/10 «Жигу­ли» Сама­ра – Москва. Этот поезд будет кур­си­ро­вать через день.

Инте­рьер каж­до­го купе рас­кры­ва­ет одну из гра­ней лич­но­сти Кон­стан­ти­на Голов­ки­на: пас­са­жи­ры могут совер­шить путе­ше­ствие в купе «Купец», «Меце­нат», «Архи­тек­тор», «Яхтс­мен», «Худож­ник», «Авто­мо­би­лист», «Фото­граф» и «Путе­ше­ствен­ник».

«Сего­дня мы запус­ка­ем вагон, кото­рый посвя­щен одно­му из самых ярких и само­быт­ных самар­цев рубе­жа XIX - XX веков Кон­стан­ти­ну Голов­ки­ну. Думаю, что дале­ко не все гра­ни его талан­та отра­же­ны в тема­ти­ке пред­став­лен­ных купе. Счи­таю, что это некое пре­умень­ше­ние, пото­му что купе в поез­де восемь, а гра­ней талан­та у Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча было гораз­до боль­ше. Так, напри­мер, нет  «архив­но­го» купе и дру­гих. Я уве­рен, что каж­дый чело­век, кото­рый про­едет в Моск­ву или в Сама­ру в купе «голов­кин­ско­го» поез­да, будет совер­шен­но по-дру­го­му отно­сить­ся и к исто­рии нашей стра­ны в целом, и к исто­рии Самар­ско­го края в част­но­сти. Каж­до­му, кто будет путе­ше­ство­вать в этом поез­де, лич­ность и фигу­ра Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча ста­нет гораз­до бли­же, род­нее и понят­нее», — счи­та­ет Алек­сандр Хинштейн.

Подроб­нее — в сюже­те «Сама­ра-ГИС»:

Депу­тат  побла­го­да­рил ини­ци­а­то­ров про­ек­та – руко­вод­ство «Куй­бы­шев­ской желез­ной доро­ги» и Самар­ско­го област­но­го худо­же­ствен­но­го музея:

«Боль­шое спа­си­бо Вам за то, что сохра­ня­е­те память о самых ярких людях наше­го реги­о­на. Заме­ча­тель­но, что теперь имя Кон­стан­ти­на Голов­ки­на будет зву­чать не толь­ко на про­сто­рах Самар­ской губер­нии, но вый­дет дале­ко за ее пре­де­лы».

Неуто­ми­мый опти­мист и меч­та­тель, чьи твор­че­ские гра­ни неве­ро­ят­но раз­но­об­раз­ны, моло­дой строй­ный ден­ди с лихо закру­чен­ны­ми уса­ми, обла­да­тель двух­мил­ли­он­но­го состо­я­ния, Кон­стан­тин Пав­ло­вич был худож­ни­ком и архи­тек­то­ром, страст­ным кол­лек­ци­о­не­ром, архео­ло­гом и путе­ше­ствен­ни­ком, меч­тав­шим о созда­нии в род­ном горо­де Дома наук и искусств.

Голов­кин про­ис­хо­дил из купе­че­ской семьи, с ран­них лет встал к при­лав­ку. До 1916 года имел соб­ствен­ный пис­че­бу­маж­ный мага­зин – об этом мы узна­ем в купе Голов­кин-купец. Но искус­ство его при­вле­ка­ло боль­ше ком­мер­ции, его тяну­ло на Вол­гу и ее окрест­но­сти, кото­рые ста­ли для него посто­ян­ным источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. Он изу­чал их кро­пот­ли­во, созда­вая сот­ни этю­дов, рисун­ков и кар­тин, о чем повест­ву­ет купе, посвя­щен­ное Головкину-художнику.

Отра­же­на здесь и дея­тель­ность Голов­ки­на-архи­тек­то­ра, по про­ек­ту кото­ро­го сов­мест­но с архи­тек­то­ром В.В. Теп­фе­ром была постро­е­на жем­чу­жи­на волж­ско­го ланд­шаф­та – «дача со сло­на­ми», став­шая одной из визит­ных кар­то­чек города.

Пыт­ли­вую нату­ру Кон­стан­ти­на Голов­ки­на все­гда мани­ли новые воз­мож­но­сти: так он увлек­ся фото­гра­фи­ей, сни­мал виды Вол­ги и Жигу­лей, на осно­ве кото­рых изда­вал открыт­ки. Имен­но Голов­кин стал пер­вым самар­ским авто­мо­би­ли­стом – вла­дель­цем маши­ны  «Опель», кото­рую в сере­дине 1904 года по желез­ной доро­ге доста­ви­ли из Бер­ли­на. Голов­кин так­же был страст­ным вело­си­пе­ди­стом и посто­ян­ным чле­ном самар­ско­го яхт-клу­ба со дня его осно­ва­ния в 1899 году.

Зако­но­мер­но отра­же­ны в вагоне и путе­ше­ствия Голов­ки­на. Сохра­нил­ся днев­ник, эмо­ци­о­наль­но рас­ска­зы­ва­ю­щий о поезд­ку в Япо­нию, отку­да были при­ве­зе­ны экс­по­на­ты для музея. Мно­го сде­лал Голов­кин для созда­ния в горо­де худо­же­ствен­но­го отде­ла впо­след­ствии вырос­ше­го в само­сто­я­тель­ный музей, кото­рый обла­да­ет одной из луч­ших кол­лек­ций в Поволжье.

К.П. Голов­ки­на до сих пор почи­та­ют круп­ней­шим меце­на­том и кра­е­ве­дом, а спу­стя деся­ти­ле­тия потом­ки назо­вут его самар­ским Лео­нар­до, срав­ни­вая его с Да Вин­чи. А ещё ска­жут: «Когда в горо­де живет такой чело­век, город не может счи­тать себя провинциальным».

Запуск «Ваго­на Кон­стан­ти­на Голов­ки­на»  про­хо­дит в рам­ках празд­но­ва­ния 150-лет­не­го его  юби­лея. Алек­сандр Хин­штейн воз­глав­ля­ет орг­ко­ми­тет по празд­но­ва­нию юби­лея зна­ме­ни­то­го самар­ца. В этом году в жизнь вопло­ща­ет­ся ряд самых кре­а­тив­ных про­ек­тов. Сре­ди наи­бо­лее ярких – уста­нов­ка памят­ни­ка Голов­ки­ну, при­сво­е­ние его име­ни одно­му из обще­ствен­ных про­странств област­ной сто­ли­цы, парус­ная рега­та и вело­за­бег с лоте­ре­ей, где при­зом ста­нет авто­мо­биль АвтоВАЗа.

Но самый глав­ный пода­рок, кото­рый полу­ча­ет Сама­ра к юби­лею Голов­ки­на — это рестав­ра­ция зна­ме­ни­той «Дачи со сло­на­ми». В этом году Алек­сан­дру Хин­штей­ну уда­лось при­влечь на вос­ста­нов­ле­ние зда­ния феде­раль­ные сред­ства, пре­вы­ша­ю­щие 77 млн руб. 

Кста­ти, зав­тра, 29 июня, прой­дет оче­ред­ное засе­да­ние орг­ко­ми­те­та, на кото­ром рас­смот­рят мно­же­ство новых идей.

Спра­воч­но

Кон­стан­тин Пав­ло­вич Голов­кин (1871 — 1925 гг.) — купец-мил­ли­о­нер, меце­нат, худож­ник, фото­граф, архео­лог, один из пер­вых самар­ских авто­мо­би­ли­стов. К. П. Голов­кин при­ни­мал непо­сред­ствен­ное уча­стие в куль­тур­ной жиз­ни горо­да, вме­сте с дру­ги­ми чле­на­ми люби­тель­ско­го круж­ка худож­ни­ков участ­во­вал в орга­ни­за­ции еже­год­ных выста­вок кар­тин, кото­рые про­хо­ди­ли в Сама­ре с 1891 по 1916 годы, поз­же осно­вал нынеш­ний Самар­ский област­ной худо­же­ствен­ный музей. В 1908—1909 годах по соб­ствен­но­му про­ек­ту постро­ил на бере­гу Вол­ги дачу из пусто­те­ло­го кир­пи­ча и бетон­ных бло­ков. Двор дачи худож­ник укра­сил цемент­ны­ми скульп­ту­ра­ми сло­нов. Дача сохра­ни­лась до насто­я­ще­го вре­ме­ни и извест­на как «Дом со сло­на­ми» и нахо­дит­ся на бере­гу Вол­ги у спус­ка на ули­це Совет­ской Армии.