21 декабря 2020 года состоялось последнее в этом году заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В повестке значилось семь пунктов, еще один внес на заседании Председатель Комитета — Александр Хинштейн.
Все семь законопроектов являются резонансными, имеют большую социальную и общественную значимость и отражают работу профильного комитета на протяжении 2020 года – периода пандемии COVID-19.
Как сообщил Александр Хинштейн, задачу работы Комитета, в условиях пандемии и возрастающей роли цифровизации и перехода в онлайн многих сфер нашей жизни, он видит в том, чтобы «обеспечить процесс настолько, чтобы цифровые сервисы были доступны гражданам, чтобы они были качественными, и чтобы ими, этими сервисами, владельцами этих сервисов в сети Интернет четко соблюдались требования законодательства, над совершенствованием которого мы в первую очередь и работаем».
На заседании первым был рассмотрен резонансный законопроект № 223849–7 об обязанности владельцев соцсетей блокировать противозаконный контент.
Александр Хинштейн высказался о целях разработки и корректировки действующего закона:
«Это продолжение линии по наведению порядка в интернете и его очищения от негативного контента. Наша поправка в закон не носит репрессивного характера и предлагает понятный, прозрачный механизм взаимодействия владельца соцсети с Роскомнадзором. При этом мы все исходим из сознательности самой соцсети, поскольку добровольно удалять предлагается однозначно незаконный контент и даётся его исчерпывающий перечень».
Парламентарий отметил предусмотренное поправкой право обжаловать решение соцсети пользователями, чьи страницы в ней заблокировали.
К законопроекту № 223849–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» поступило 2 поправки, все они были рекомендованы Комитетом к принятию.
Данными поправками чётко формулируется процедура признания Роскомнадзором информационного ресурса социальной сетью, обозначается обязанность владельцев соцсетей ограничивать доступ к информации пользователя, если она соответствует признакам информации, распространение которой в РФ запрещено. Кроме того, предусмотрена возможность пользователя обжаловать данное решение владельца социальной сети, обратившись непосредственно к владельцу социальной сети или в Роскомнадзор с заявлением о возобновлении доступа к его информации.
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи утвердил таблицу поправок № 1 и рекомендовал Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.
Ещё один законопроект, получивший большой общественный резонанс – № 1057337–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
Проект призван защитить персональные данные граждан России, он был подробно обсуждён на профильном Комитете 7 декабря и при принятии его в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы 9 декабря 2020 года.
О сути законопроекта рассказал первый заместитель председателя Комитета по информполитике Сергей Боярский, который заявил:
«Если коротко, у нас была тревога, что формулировка «общедоступные персональные данные» может быть неправильно истолкована в судах в правоприменении. И теперь мы предлагаем этот термин заменить на «информацию ограниченного доступа», что, на наш взгляд, гораздо более лаконично и однозначно».
Он сообщил, что на рассмотрение поступило 12 поправок, 11 из которых рекомендуются к принятию и 1 на отклонение. В одной из них закрепляется, что бремя доказывания законности распространения персональных данных лежит на распространителе. А другие поправки вносят юридико-технические и лингвистические корректировки.
Отдельно была отмечена поправка депутата Петра Толстого, она попала в таблицу на отклонение, т.к. была учтена и вошла в текст принятой поправки №6.
Автор законопроекта Антон Горелкин в своём слове поблагодарил аппарат профильного Комитета за кропотливую работу и сообщил, что в поправках также уточняется порядок взаимодействия оператора с гражданином, определяются, правила и требования к форме согласия на обработку общедоступных данных, которую должно утвердить Правительство РФ.
Кроме того, доработана норма, которой устанавливается, что если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
Профильный Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект во втором чтении с учётом внесённых изменений.
Третьим в повестке был рассмотрен законопроект № 1057385–7 «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи» , который был разработан председателем Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Хинштейном и его заместителями С.Боярским, М.Кудрявцевым.
Законопроект обязывает операторов кабельного телевизионного вещания предоставлять Роскомнадзору и радиочастотной службе доступ к своему оборудованию для установки в ней технических средств контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ.
Первый заместитель председателя Комитета Максим Кудрявцев рассказал, что законопроект был принят Госдумой в первом чтении 9 декабря. К нему поступило 3 поправки, все они рекомендованы Комитетом к принятию. Две поправки юридико-технические и одна — сущностная, это поправка № 2, по которой предлагается предусмотреть контроль со стороны Роскомнадзора за соблюдением редакциями телеканалов и вещателями телеканалов, транслируемых в сетях кабельного телевидения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Александр Хинштейн в своем выступлении подчеркнул:
«Важно, что затраты на установку оборудования, не лягут на плечи самих кабельных сетей или зрителей. На сегодняшний день Роскомнадзор обладает необходимым оборудованием, которое без труда может быть установлено в кабельные сети. Мне кажется, что это правильная и нужная инициатива, и не только как одному из авторов её, а просто, как человеку небезразличному к этой сфере».
Также Хинштейн отметил, что контроль и надзор за трансляцией кабельной сети никакого отношения к региональным органам власти не имеет, это федеральные полномочия, они отнесены на уровень Роскомнадзора. Председатель Комитета подчеркнул, что территориальных органов Роскомнадзора, на которых губернаторы могли бы повлиять не существует.
Хинштейн сообщил, что на сегодняшний день обязанность контролировать трансляцию своего вещания, возложена на всех трансляторов. Вопрос лишь в том, что далеко не все исполняют требования законодательства, и законопроект устанавливает техническую возможность обеспечить этот установленный законом контроль.
Таблица поправок № 1 была утверждена, профильный Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.
Четвертым пунктом обсуждения был законопроект № 1058353–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», внесенный депутатом Государственной Думы М.Г.Кудрявцевым, и принятый в первом чтении 9 декабря 2020 года.
Автор законопроекта рассказал, что вносятся изменения в порядок заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, уточняются порядок обработки и предоставления сведений об абонентах и пользователях услугами связи. Также, положениями законопроекта предусматривается введение информационной системы мониторинга проверки сведений об абоненте и сведений о пользователе услугами связи абонента — юридическом лицае либо индивидуальном предпринимателе.
К законопроекту поступило 8 поправок, все они вошли в таблицу одобренных.
Поправками уточнены сроки вступления в силу и процедура внесения информации о пользователях — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, заключивших договор на оказание услуг связи до вступления в силу этого закона.
Комитетом была утверждена таблица поправок № 1 и рекомендовано Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.
Одним из самых обсуждаемых проектов, из рассмотренных на сегодняшнем заседании стал так-называемый законопроект о противодействии интернет-цензуре. Это проект № 1058572–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»
Законопроект был внесен депутатами – членами Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи во главе с его председателем А.Хинштейном, а также сенатором А.Пушковым и был принят в первом чтении 9 декабря 2020 года.
Председатель профильного Комитета А.Хинштейн рассказал о работе над законопроектом в ходе подготовки его ко второму чтению.
Суть законопроекта была детально рассмотрена на заседании Комитета 7 декабря 2020 года и при обсуждении на пленарном заседании 9 декабря 2020 года.
Хинштейн кратко напомнил, что это законопроект, авторство которого принадлежит большинству членов профильного Комитета, что он направлен на противодействие так называемой интернет-цензуре, наделяет государство в лице Роскомнадзора и Генеральной прокуратуры правами на реализацию ответных мер в случае нарушения конституционных прав и свобод, как российских граждан, так и средств массовой информации.
К законопроекту поступило 9 поправок, 5 из которых рекомендованы к принятию, 4 — к отклонению.
Председатель пояснил, что предлагаемые к принятию поправки носят юридико-технический характер и уточняют, что такое сеть Интернет и другие термины, а также вводят более чёткие критерии того, по каким обстоятельствам, указанным в действующем проекте подпадают те или иные субъекты.
Были рассмотрены и поправки, рекомендованные Комитетом к отклонению. В них предусматривается, в частности, участие комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в процессе принятия решения о признании владельца информационного ресурса причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, совместно с Генеральным прокурором Российской Федерации и МИДом Российской Федерации. Иные поправки, из таблицы к отклонению, предлагали внесение изменений в проектируемую статью 1510 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которую Комитет предлагает исключить из законопроекта.
По итогу обсуждения Комитет утвердил таблицы поправок № 1 и № 2, а также рекомендовал Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.
Шестым вопросом повестки стало утверждение заключения на проект федерального закона № 1048574–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который был внесен Правительством России.
Зампред Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев сообщил, что субъектами критической информационной инфраструктуры являются организации и субъекты здравоохранения, транспорта, связи, оборонного комплекса, ядерной промышленности, атомной энергетики, химической, металлургической промышленности, то есть это структуры, организации, которые обеспечивают жизнеспособность, жизнеобеспечение и безопасность нашей страны.
«Понятно, что в этих важнейших структурах есть информационная система, автоматизированная система управления инфо-телекоммуникационная система и сети. Так вот несанкционированное информационное воздействие или проще говоря хакерская атака на такие сети может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и создать угрозу безопасности государства», — пояснил Кудрявцев.
В этой связи законопроектом предполагается ввести в кодекс о административных правонарушениях, ответственность за такие деяния и предусмотреть штраф в размере до 500 тыс. рублей.
Комитет утвердил положительный отзыв на этот законопроект и направил его в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.
На заседании Комитета было рассмотрено заключение на проект федерального закона № 1057336–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенный депутатами Государственной Думы О.В.Савастьяновой, А.Е.Хинштейном, С.М.Боярским и др.
Согласно законодательной инициативе (№ 1057336–7), если избиркомы сообщают о нарушении порядка агитации в интернете в Роскомнадзор, может инициироваться как временное ограничение доступа к конкретным материалам, удаление отдельных материалов, так временное ограничение доступа к целым ресурсам и сайтам, где такие материалы размещены. Санкции к ресурсам могут применяться, если они не принимают мер по ограничению доступа к агитации.
ЦИК может инициировать такую блокировку во время проведения выборов и референдумов федерального уровня, региональные избиркомы — в ходе кампаний регионального уровня.
Согласно пояснительной записке, сейчас у избирательных комиссий отсутствует действенный механизм реагирования при обнаружении в интернете информации либо агитационных материалов, которые нарушают требования избирательного законодательства.
При этом в Комитете рекомендовали предоставить такое право обращения в Роскомнадзор только ЦИК.
Комитет утвердил положительное заключение Комитета на указанный законопроект и направил его в Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту.
Завершилось заседание подведением итогов деятельности Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи за 2020 год.