Проекты Александра Хинштейна

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о противодействии интернет-цензуре

Видео

Авто­ра­ми про­ек­та зако­на высту­пи­ли пред­се­да­тель коми­те­та Гос­ду­мы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке Алек­сандр Хин­штейн и его заме­сти­те­ли Мак­сим Куд­ряв­цев, Алек­сандр Ющен­ко и Сер­гей Боярский.

Целью авто­ров было про­ти­во­дей­ствие огра­ни­че­ния досту­па к инфор­ма­ции рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей попу­ляр­ных интернет-площадок.

“Не нуж­но извра­щать до тези­са, что кто-то соби­ра­ет­ся запре­тить YouTube, Facebook или дру­гие ино­стран­ные пло­щад­ки. Мно­го­крат­но разъ­яс­нял суть ини­ци­а­ти­вы — бло­ки­ров­ки, замед­ле­ние тра­фи­ка и адми­ни­стра­тив­ные штра­фы пред­ла­га­ют­ся в каче­стве сдер­жи­ва­ю­щих мер, что­бы не допу­стить нару­ше­ния осно­во­по­ла­га­ю­щих прав и сво­бод чело­ве­ка о сво­бод­ном досту­пе к инфор­ма­ции. Бло­ки­ров­ку может ини­ци­и­ро­вать Ген­про­ку­ра­ту­ра по согла­со­ва­нию с МИД Рос­сии, при­ме­нять огра­ни­чи­тель­ные меры упол­но­мо­чен Рос­ком­над­зор”, — про­ком­мен­ти­ро­вал автор ини­ци­а­ти­вы Алек­сандр Хинштейн.

В слу­чае отсут­ствия реак­ции интер­нет-пло­щад­ки на вклю­че­ние в реестр нару­ши­те­лей,  Рос­ком­над­зор полу­чит воз­мож­ность замед­лять тра­фик, бло­ки­ро­вать пол­но­стью или частич­но интер­нет-ресур­сы, огра­ни­чи­ва­ю­щие зна­чи­мую инфор­ма­цию на тер­ри­то­рии РФ по при­зна­кам наци­о­наль­но­сти, язы­ка, про­ис­хож­де­ния, иму­ще­ствен­но­го и долж­ност­но­го поло­же­ния, про­фес­сии, места житель­ства и рабо­ты, отно­ше­ния к рели­гии и (или) в свя­зи с вве­де­ни­ем ино­стран­ны­ми госу­дар­ства­ми поли­ти­че­ских или эко­но­ми­че­ских санк­ций в отно­ше­нии Рос­сии или рос­си­ян. Бло­ки­ров­ка так­же может после­до­вать за «дис­кри­ми­на­цию в отно­ше­нии мате­ри­а­лов рос­сий­ских средств мас­со­вой информации».

Как неод­но­крат­но под­чёр­ки­вал Алек­сандр Хин­штейн, бло­ки­ров­ка — это край­няя мера воздействия.

Хин­штейн заявил, что авто­ры зако­но­про­ек­та рас­счи­ты­ва­ют на то, что наи­бо­лее жест­кая мера, преду­смот­рен­ная дан­ным доку­мен­том, в виде пол­ной бло­ки­ров­ки рабо­ты ресур­са на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции при­ме­нять­ся не будет  и  что  меха­низм, кото­рый сего­дня мы пред­ла­га­ем дать в руки госу­дар­ству в лице Гене­раль­ной про­ку­ра­ту­ры, МИД Рос­сии и Рос­ком­над­зо­ра, будет являть­ся имен­но сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром и при­ме­нять­ся будет исклю­чи­тель­но точечно.

Он срав­ни­вал эту меру с ядер­ным ору­жи­ем, сде­лав ого­вор­ку, что «тут нет пря­мых парал­ле­лей с точ­ки зре­ния послед­ствий и с точ­ки зре­ния зна­чи­мо­сти этих событий».

— Но с точ­ки зре­ния под­хо­дов — навер­ное, ана­ло­гии оче­вид­ны. Те, кто раз­ра­ба­ты­вал ядер­ное ору­жие, исхо­ди­ли из того, что оно не будет при­ме­нять­ся, — напом­нил депу­тат. — Поэто­му, когда мне зада­ют вопрос о том, как тех­ни­че­ски даль­ше будет выгля­деть бло­ки­ров­ка YouTube, это все рав­но, что обсуж­дать, как будет нане­сен ракет­но-ядер­ный удар по Вашинг­то­ну и какие послед­ствия там возникнут.

Гла­ва дум­ско­го коми­те­та так­же под­чер­ки­вал, что зако­но­про­ект рас­про­стра­ня­ет­ся на все интер­нет-ресур­сы без­от­но­си­тель­но места их реги­стра­ции, но при одном усло­вии — эти ресур­сы долж­ны быть на рус­ском язы­ке или на язы­ках наро­дов РФ. И эти интер­нет-ресур­сы долж­ны быть ори­ен­ти­ро­ва­ны имен­но на граж­дан РФ.

Бло­ки­ров­ку будет ини­ци­и­ро­вать Ген­про­ку­ра­ту­ра по согла­со­ва­нию с МИД Рос­сии. Ресур­сы, кото­рые будут заме­че­ны в нару­ше­нии ново­го зако­на, попа­дут в спе­ци­аль­ный спи­сок сай­тов, «при­част­ных к нару­ше­ни­ям осно­во­по­ла­га­ю­щих прав и сво­бод чело­ве­ка, прав и сво­бод граж­дан РФ», и Рос­ком­над­зор будет вво­дить огра­ни­чи­тель­ные меры к это­му спис­ку. Под тре­бо­ва­ния попа­да­ют все игро­ки рын­ка как рос­сий­ские, так и ино­стран­ные в том чис­ле YouTube и Facebook.

“Мы созда­ём инстру­мент сдер­жи­ва­ния и про­ти­во­дей­ствия интер­нет-цен­зу­ре. Закон один и для рос­сий­ских, и для ино­стран­ных игро­ков”, — отме­тил член Коми­те­та по информ­по­ли­ти­ке Сер­гей Боярский.

Ини­ци­а­ти­ва была вне­се­на в ниж­нюю пала­ту 19 нояб­ря. 7 декаб­ря про­ект зако­на под­дер­жал про­филь­ный коми­тет Гос­ду­мы, под­держ­ку так­же выра­зи­ло Мин­циф­ры. В пер­вом чте­нии зако­но­про­ект был при­нят 9 декаб­ря, во вто­ром — 22 декаб­ря