Проекты Александра Хинштейна

(Видео) В Самаре пройдут выставки живописи, посвященные реставрации Фабрики-кухни

Избирательный округ

Сего­дня, 11 мая, депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ, коор­ди­на­тор пар­тий­но­го про­ек­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия» «Исто­ри­че­ская память» Алек­сандр Хин­штейн посе­тил один из пле­нэров пер­во­го худо­же­ствен­ный про­ек­та «Воз­рож­де­ние эпо­хи — эпо­ха Воз­рож­де­ния», про­во­ди­мо­го в реста­ври­ру­е­мом сего­дня зда­нии памят­ни­ка архи­тек­ту­ры Фаб­ри­ки-кух­ни заво­да име­ни Мас­лен­ни­ко­ва. Выстав­ки кар­тин, посвя­щен­ных про­цес­су вос­ста­нов­ле­ния уни­каль­но­го объ­ек­та в виде сер­па и моло­та, прой­дут, в том чис­ле, и в Тре­тья­ков­ке. Пер­вый реги­о­наль­ный фили­ал все­мир­но зна­ме­ни­то­го музея откро­ет­ся в этом зда­нии уже в нача­ле буду­ще­го года.

 

«Воз­рож­де­ние эпо­хи — эпо­ха Воз­рож­де­ния» - худо­же­ствен­ный про­ект, кото­рый про­во­дит­ся реги­о­наль­ным отде­ле­ни­ем Самар­ско­го сою­за худож­ни­ков уже два года — с воз­об­нов­ле­ния рестав­ра­ци­он­ных работ на Фабрике-кухне.

Подроб­нее — в сюже­те ГТРК-Сама­ра:

Про­из­ве­де­ния самар­ских худож­ни­ков, пред­став­лен­ные на пле­нэ­ре, выпол­не­ны в тра­ди­ци­он­ных тех­ни­ках испол­не­ния – живо­пись и гра­фи­ка. Основ­ной замы­сел про­ек­та – худо­же­ствен­ная доку­мен­та­ция изме­не­ний, про­изо­шед­ших со зда­ни­ем Фаб­ри­ки-кух­ни в про­цес­се рестав­ра­ции и после­ду­ю­щим пре­вра­ще­ни­ем в музей.

За все это вре­мя уже были про­ве­де­ны две серии пле­нэров на Фаб­ри­ке-кухне, в кото­рых при­ня­ли уча­стие более двух десят­ков самар­ских худож­ни­ков, рабо­та­ю­щих в раз­лич­ных тех­ни­ках и стилях.

Напри­мер, в 2020 году худож­ни­ки рабо­та­ли в зда­нии в самый раз­гар ремонт­ных работ, нагляд­но отра­жая дина­ми­ку изме­не­ний — воз­рож­де­ние ста­ро­го, обнов­ле­ние, сози­да­ние. Руи­ны совет­ской эпо­хи, в кото­рую воз­вра­ща­ет­ся новая жизнь — все это самар­ские масте­ра стре­ми­лись отра­зить в сво­их работах.

Во вто­рой части пле­нэров, кото­рая про­хо­дит сей­час — вес­ной 2022 года, Фаб­ри­ка-кух­ня пред­ста­ет в сво­ем «иде­аль­ном» виде. Зда­ние пол­но­стью отре­ста­ври­ро­ва­но и выгля­дит так, как его замыш­ля­ла и про­ек­ти­ро­ва­ла Ека­те­ри­на Мак­си­мо­ва — пер­вая рус­ская жен­щи­на-архи­тек­тор. Худож­ни­ки рабо­та­ют в инте­рье­рах уни­каль­но­го памят­ни­ка кон­струк­ти­виз­ма и в сво­их про­из­ве­де­ни­ях стре­мят­ся пере­дать поэ­ти­ку сти­ля, кра­со­ту обнов­лен­но­го здания.

По ито­гам пле­нэров будут про­ве­де­ны выстав­ки, объ­еди­ня­ю­щие луч­шие про­из­ве­де­ния про­ек­та, так­же — бла­го­тво­ри­тель­ный аук­ци­он луч­ших работ.

Напом­ним, что в сен­тяб­ре 2021 года в Сама­ре состо­я­лась тор­же­ствен­ная пре­зен­та­ция обнов­лен­ной Фаб­ри­ки — кух­ни, уни­каль­но­го памят­ни­ка архи­тек­ту­ры эпо­хи кон­струк­ти­виз­ма в фор­ме сер­па и моло­та. Стро­и­тель­ные рабо­ты на объ­ек­те пла­ни­ру­ют завер­шить до кон­ца теку­ще­го года, и уже в 2023 году в зда­нии офи­ци­аль­но откро­ет­ся пер­вый в Рос­сии реги­о­наль­ный фили­ал Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской Галереи.

Реа­ли­зо­вать про­ект во мно­гом уда­лось при содей­ствии Алек­сандра Хин­штей­на. Уни­каль­ное зда­ние — серп и молот было постро­е­но в Сама­ре по про­ек­ту архи­тек­то­ра Ека­те­ри­ны Мак­си­мо­вой в 1932 году. В 1990‑е годы Фаб­ри­ку-кух­ню исполь­зо­ва­ли под ком­мер­че­ские цели, одна­ко за состо­я­ни­ем зда­ния никто не сле­дил, и оно посте­пен­но раз­ру­ша­лось. Более того, объ­ект хоте­ли сне­сти и на этом месте постро­ить тор­го­вый центр.

В 2012 году к Алек­сан­дру Хинштейну и Дмит­рию Аза­ро­ву (тогда мэру Сама­ры) обра­ти­лись гра­до­за­щит­ни­ки с прось­бой сохра­нить уни­каль­ное — един­ствен­ное в мире такое зда­ние. При непо­сред­ствен­ном содействии депу­та­та Фаб­ри­ке-кухне был при­сво­ен ста­тус памят­ни­ка архи­тек­ту­ры феде­раль­но­го зна­че­ния, а само зда­ние пере­да­но в гос­соб­ствен­ность. Все сред­ства на рестав­ра­цию объ­ек­та и созда­ние на его базе фили­а­ла Тре­тья­ков­ки выде­ле­ны за счет феде­раль­но­го бюд­же­та (более 2 млрд руб). Бла­го­устрой­ство при­ле­га­ю­щей тер­ри­то­рии и созда­ние рядом с музе­ем совре­мен­но­го обще­ствен­но­го про­стран­ства «Сад балан­са» взя­ли на себя ниже­сто­я­щие бюд­же­ты. Отме­тим, что вско­ре рядом с Фаб­ри­кой-кух­ней появил­ся насто­я­щей музей­ных квар­тал, кото­рый объ­еди­нит Тре­тья­ков­ку, «Сама­ру Кос­ми­че­скую» (Раке­ту) и пла­не­та­рий.

«Очень рад, что у реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Сою­за худож­ни­ков роди­лась такая заме­ча­тель­ная идея. В ито­ге мы полу­чим насле­дие, кото­рое на раз­ных эта­пах фик­си­ру­ет про­цесс сме­ны обли­ка Фаб­ри­ки-кух­ни. Сего­дня мы обсу­ди­ли с худож­ни­ка­ми как даль­ше рас­по­ря­дить­ся их рабо­та­ми. Один из вари­ан­тов, кото­рый мне кажет­ся доволь­но удач­ным – часть этой выстав­ки раз­ме­стить в рам­ках музея созда­ния Тре­тья­ков­ской гале­реи и исто­рии Фаб­ри­ки-кух­ни», — про­ком­мен­ти­ро­вал Алек­сандр Хинштейн.

Так­же он отме­тил, что один из таких пле­нэров будет про­ве­ден в селе Рож­де­стве­но (Волж­ский рай­он Самар­ской обла­сти), посколь­ку меро­при­я­тие при­вле­чет вни­ма­ние к тер­ри­то­рии, кото­рая сего­дня начи­на­ет пре­об­ра­жать­ся: «Рож­де­стве­но — это еще одно место, кото­рое может быть серьез­ной точ­кой роста и раз­ви­тия реги­о­на, его тури­сти­че­ско­го и куль­тур­но­го потен­ци­а­ла. К тому же живо­пис­ные виды Рож­де­стве­но поз­во­ля­ют худож­ни­ку реа­ли­зо­вать самые сме­лые твор­че­ские фан­та­зии».

Алек­сандр Хин­штейн анон­си­ро­вал, что уже на сле­ду­ю­щей неде­ле в Сама­ре прой­дет засе­да­ние попе­чи­тель­ско­го сове­та «Фаб­ри­ки кух­ни — Тре­тья­ков­ской гале­реи», где деталь­но обсу­дят ход рестав­ра­ци­он­ных работ, про­во­ди­мых на объ­ек­те. «Все сред­ства на вос­ста­нов­ле­ние зда­ния в феде­раль­ном бюд­же­те запла­ни­ро­ва­ны, необ­хо­ди­мые тор­ги про­ве­де­ны, кон­трак­ты заклю­че­ны. Это зна­чит, что Тре­тья­ков­ка в Сама­ре обя­за­тель­но появит­ся. Наша зада­ча — до кон­ца года завер­шить все стро­и­тель­ные и рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты», — резю­ми­ро­вал он.